Батарейки тормозят автопром
Осенью прошлого года Tesla анонсировала переход на более «долгоиграющие» и энергоэффективные аккумуляторные ячейки нового типа 4680, которые примерно в четыре раз крупнее устанавливаемых сейчас на электромобили Tesla ячеек типа 2170 и в пять раз крупнее бытовых пальчиковых батареек типа АА. Партнером в разработке ячеек 4680 выступила компания Panasonic, но пилотная линия по их производству запускается сейчас именно на предприятии Tesla во Фримонте (штат Калифорния). В отчете компании сказано, что ей предстоит отладить еще 10% производственных процессов, прежде чем перейти к массовому выпуску ячеек 4680 и начать снабжать ими серийные машины.
Согласно отчету, до конца текущего года Tesla намерена начать выпуск кроссоверов Model Y на гигафабриках в Берлине и Остине (штат Техас): на этих заводах планировалось изначально использовать ячейки 4680. Выходит, что эти ячейки должны быть полностью готовы в этом году, хотя, по словам Илона Маска, которого цитирует Reuters, существует аварийный план по использованию вместо них ячеек 2170 – поставщики готовы в следующем году вдвое увеличить отгрузки.
Даже если Tesla сможет запустить в этом году выпуск ячеек 4680, ограниченные возможности пилотной линии не позволят снабдить ими все запланированные новинки – придется дождаться расширения производства и освоения ячеек 4680 сторонними поставщиками.
Согласно ранее озвученным планам, до конца этого года Tesla должна была начать выпуск пикапов Cybertruck в Техасе и седельных тягачей Semi в Неваде – эти модели рассчитаны на использование ячеек 4680. В новом отчете прямо сказано, что запуск Semi перенесен на 2022 год, а в отношении Cybertruck использована туманная формулировка «производство начнется в Остине после освоения выпуска кроссовера Model Y». По сути это означает, что серийных пикапов в этом году мы не увидим.
Напомним, что тягач Semi с запасом хода на одной зарядке до 804 км дебютировал в виде прототипа в 2017 году, тогда Tesla обещала начать его производство в 2019 году. Впоследствии старт выпуска был перенесен дважды – сначала на 2020-й, затем на 2021 год. И вот теперь третья отсрочка (возможно, не последняя).
Запуск пикапа Cybertruck, на который собрано более 650 тысяч заказов, осложняется не только отсутствием ячеек 4680, но и несущей конструкцией кузова из бронелистов – до сих пор непонятно, как Tesla собирается сертифицировать такую машину: перегрузки без сминаемых зон при аварии будут запредельные, никакие подушки безопасности сидящим внутри не помогут.
На днях, кстати, Tesla Model S Plaid была замечена на Нюрбургринге в попытках установить рекорд круга. Предыдущие заезды в 2019 году никаких официальных результатов не дали.