Нефтяники стали продавать бензин в убыток
За неделю с 13 по 19 апреля стоимость АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) упала почти на 11%, или на 4,2 тыс. руб., и 20 апреля составила 35,77 тыс. руб. за тонну (в европейской части России).
Себестоимость производства одной тонны топлива с учетом акциза, выплаты в бюджет по демпферу, НДС и НДПИ составляет 38,07 тыс. руб. за тонну. Соответственно, на каждой тонне бензина АИ-92 производители теряют примерно 2,3 тыс. руб.
Основной причиной убыточности стал рост выплат по демпферу, пишет РБК со ссылкой на независимого аналитика Сергея Ежова. Если в январе 2020 года он составлял 100 руб. за тонну, то теперь — больше 17 тыс. руб. В этом году бюджет впервые заработал на демпфере, за год нефтяники могут перечислить государству 600–700 млрд руб.
Напомним, демпферные выплаты были введены в 2018-м, чтобы стабилизировать топливные цены. Система работает в обе стороны. Если экспортные цены более привлекательны, то государство доплачивает нефтяникам, чтобы те не поднимали стоимость на заправках в России. Если цены на экспортном рынке падают, уже нефтяники обязаны перечислять деньги в бюджет и по этой причине не снижают стоимость топлива в стране.
Именно такая ситуация сложилась сейчас. На экспортном рынке цена топлива составляет 23,5 тыс. руб. за тонну, то есть на треть дешевле, чем в России.
Благодаря низкой оптовой стоимости выросла прибыльность автозаправок, ведь розничные цены стоят на месте. Согласно данным Refinitiv, маржинальный доход АЗС с начала года вырос до 17,3% (+3,8%). В то же время с учетом падения реализации удвоились и издержки на литр для владельцев заправок. В итоге рост маржи в рознице за счет падения оптовой цены не исправит общую негативную ситуацию для переработки.
Изменения баланса розничной и оптовой цен на топливо в России не оказывают влияния на простых автомобилистов: ценники на АЗС остаются стабильны.