Китай тормозит автопром
Пока комплектующих достаточно, чтобы проработать март, но уже в апреле многие автопроизводители рискуют остановить производство.
После того, как распространение коронавируса в Китае вынудило остановить производство автомобильных комплектующих, сообщалось, что российские автопроизводители рискуют остановиться из-за их нехватки. Первым в этой связи называли КамАЗ, однако в действительности первым остановилось другие производство.
Как сообщили в компании «Волгабас», поставщики из Китая не смогли выполнить свои обязательства, поэтому завод приостановил производство с 4 по 14 марта. В вынужденный отпуск отправили 350 человек, и в компании надеются, что за 10 дней ситуация улучшится.
Оказалось, что «Волгабас» закупал в Китае достаточно много всего, включая мосты и двигатели, которые являются ключевыми комплектующими.
Для других производителей ситуация не такая критическая – у них есть запас для производства как минимум на месяц. Но что делать дальше, они пока не понимают.
В самом Китае остановлено производство большинства автоконцернов, это Hyundai-Kia, Nissan, PSA Peugeot-Citroen GM, Ford и даже Tesla. В других странах производители тоже вынуждены приостанавливать производство из-за нехватки продукции китайских поставщиков.
У АвтоВАЗа – компании с самым высоким уровнем локализации – тоже могут появиться проблемы. Сейчас некоторые партнеры продолжают поставлять в Тольятти комплектующие из Китая, но риск в российских поставщиках, которые часто используют комплектующие китайского производства. Пока завод работает по графику и оценивает возможные риски.
УАЗ тоже использует определенное количество китайских запчастей, и пока обеспечен ими на март. Если в марте ситуация не прояснится, то уже в апреле компанию ждут риски. Сейчас прорабатываются варианты перехода на продукцию альтернативных поставщиков из России. Производство идет в штатном режиме.
На КамАЗе говорят, что уже в марте могут скорректировать производственную программу, на ГАЗе пока изучают проблему, а в «Renault Россия» имеют нужный запас деталей, но их в любом случае хватит всего на несколько недель.
Китайский производитель Haval, имеющий завод в России, сообщает, что проблем с комплектующими нет, но около 20 китайских представителей, въехав в страну, были отправлены на 14-дневный карантин.
Тем не менее, стоит понимать, что даже российские поставщики часто завязаны на китайских, говорят эксперты. Запасов у автопроизводителей, по некоторым оценкам, должно хватить на 2-4 недели, а у их поставщиков – до полутора месяцев.
Перейти же на российских поставщиков в краткосрочной перспективе нереально – только на заказ, производство и поставку нужно 3 недели, а если поставщику нужно пройти процедуру валидации, то срок затянется на полгода и больше.