Стоять, бояться: рентген на колесах
Мобильный инспекционно-досмотровый комплекс — рентген на колесах называется именно так — выглядит так убедительно, что по первой приставку «нано» хочется добавить даже к обычному сканеру для документов.
— В фурах находится импортный груз, который пересек границу либо в Казахстане, либо в Дагестане, либо в Белоруссии, — объясняет первый заместитель начальника Астраханской таможни Олег Галичкин. — Когда нам нужно посмотреть груз, то фура вскрывается, выгружается, весь товар фотографируется. Существует три параметра — 10, 50 и 100% досмотр. Если мы замечаем, что в документах заявлено 50 палет, а на снимке видно, что их 55, то ставим автомобиль под подозрение и начинаем вскрывать. По словам инспекторов, на снимке можно увидеть даже мельчайшие детали
Машина, проверяющая грузы в Астраханской, Волгоградской области и республике Калмыкии, работает по принципу офисного сканера. За пару минут досмотровый комплекс проезжает мимо большегруза и быстро расставляет все точки над «и».
— Фура ставится под детекторную линейку — в момент работы инспекционно-досмотрового комплекса человеку запрещено находиться в зоне сканирования, — уточнили инспекторы. — Поэтому мы сразу спрашиваем у водителя, нет ли в прицепе животных или растений. Если есть, то будем досматривать вручную. На продукты этот луч никак не влияет. Уже через несколько минут мы получаем рентгеновское изображение, на котором изучаем все пустоты, затемнения. Много чего находили… Однажды в Астрахани просветили машину и увидели, что в гранитной плитке сделаны тайники для гашиша. Но чаще всего, конечно, встречается перегруз.
— Сейчас комплекс работает на дизельном топливе, но его можно подключить и к отдельному кабелю, — рассказывает начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Денис Савин. — По больше части комплекс работает в Астрахани, потому что в городе есть два морских пункта пропуска.
— На Астраханскую, Волгоградскую области и республику Калмыкию работает одна установка, — добавляют коллеги. — Сначала у нас их было три, но после образования таможенного союза мы перестали проводить такие досмотры на некоторых пунктах. Установки пришлось передать коллегам.
Рентгеновские лучи, раскрывающие все секреты дальнобойщиков, по словам астраханцев, для инспекторов совершенно не опасны (молоко за вредность тут не выдают). И все же два раза в год сотрудников таможни отправляют на медосмотр.
— Кабина защищена, и доза, которую получают инспекторы, никак не вредит здоровью, — прокомментировал Олег Галичкин. — Они допущены к работе с повышенным радиоизлучением и два раза в год проходят осмотр. Мы за их здоровьем следим. Собственно говоря, в момент сканирования небезопасно лишь снаружи — там уже серьезная доза.
А теперь — сухие цифры, которые не нуждаются в дополнительных комментариях. На рентген машины с иностранным грузом таможенники тратят не больше пяти минут. Ручной досмотр загруженной фуры может занять два дня.
— Все зависит от характеристик товара: если какое-то сложное оборудование, то на досмотр может уйти два или три дня, — уточнил Олег Галичкин. — Вообще, мы можем досматривать товар 10 дней. Но такое было всего один раз на моей памяти — во время модернизации завода «Лукойл» пришло 22 контейнера со сложным, новым и хорошо упакованным оборудованием.
За девять месяцев мобильный комплекс «просветил» без малого пять тысяч фур. По итогам досмотра таможенники возбудили три дела об административных правонарушениях и нашли восемь водителей, пытавшихся провезти незадекларированный товар.