Перевозчиков разводят на «бабки»: В Госдуму РФ внесен законопроект о создании единого реестра автогрузоперевозчиков
«Снижение доли присутствия на рынке нелегальных перевозчиков, обеспечение государственного транспортного надзора и статистического наблюдения за деятельностью грузового автомобильного транспорта всех форм собственности законопроектом предполагается решить путем создания и ведения реестров перевозчиков грузов за плату и для собственных нужд», – говорится в пояснении к законопроекту. Автор документа предлагает ввести обязательную регистрацию таких автовладельцев в реестре перевозчиков грузов для собственных нужд. В пояснительной записке отмечается, что, по данным ГИБДД, парк грузовых автомобилей (исходя из выданных государственных номерных знаков) составляет порядка 6,5 млн. единиц – они принадлежат 300 тыс. владельцев. При этом 80% из них имеют не более 10 автомобилей и часто совмещают обязанности собственника и водителя.
Экспертные оценки показывают, что в России свыше 50% грузовых автомобилей, занятых на коммерческих перевозках, принадлежат физлицам, которые не зарегистрировались как индивидуальные предприниматели, то есть работают нелегально.
Автор законопроекта указывает на то, что значительная часть нелегальных перевозчиков снижает цены за счет экономии на необходимых расходах, связанных с выполнением обязательных требований по безопасности перевозок и технического содержания автомобилей, и это создает для них конкурентные преимущества относительно добросовестных перевозчиков.
Как сообщал ранее Российский транспортный портал, в ноябре прошлого года вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев обратился к министру транспорта Евгению Дитриху с предложением ввести обязательный допуск участников на рынок автомобильных грузовых перевозок и прописать в Уставе автомобильного транспорта определение «грузоперевозчик». «Договор перевозки с грузоотправителем часто заключает посредник от лица перевозчика, хотя по закону документ о грузоперевозке может быть заключен между тем, кто отправляет груз, и его доставляет, – пояснил Алексеев. – Из-за посредников в цене товара повышается транспортная составляющая».
Вопрос о введении допусков грузовых автомобилей на автомобильные дороги поднимается не первый раз. Есть и противники этой инициативы. Министр предложил рассмотреть все варианты. Например, учет в специальном реестре перевозчиков. Он станет своего рода допуском к перевозкам. Кроме учетной записи, в базе данных предлагается выставлять рейтинг по уровню надежности, добросовестности перевозчика и увязывать такой рейтинг с размером страховки. Даже если компания решит возить груз под новой вывеской, то данные о ее парке и старом названии стоит сохранить в базе, как и рейтинг, предложил министр. Напомним, депутатами Государственной Думы Евгением Москвичевым и Виталием Ефимовым разработан проект федерального закона «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации». Разработка документа велась во исполнение поручений Владимира Путина от 29 ноября 2011 года №ВП-П9-8452. Согласно законопроекту, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель приобретают право осуществления деятельности по перевозки грузов за плату только с момента внесения сведений о нем в реестр перевозчиков грузов за плату и утрачивает такие права и обязанности со дня исключения сведений о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе из реестра.
Уполномоченным органом по ведению реестра в соответствии с Проектом назначается Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Перевозчики полагают, что с введением данного закона власти пытаются внедрить в отрасль коммерческих грузоперевозок институт саморегулируемых организаций.
Ранее предметом жарких обсуждений стало прямое предложение президента ассоциации «Грузавтотранс» Владимира Матягина внедрить саморегулируемые организации (СРО) в сферу автомобильных грузоперевозок. Внедрение института СРО предполагает запрет на осуществление профессиональной деятельности без членства в нем. СРО в свою очередь наделяются правом устанавливать порядок членства, размер членских взносов, формировать страховой фонд возмещения убытков заказчикам услуг за счет целевых взносов членов, осуществлять контроль деятельности членов и приостанавливать ее. Возмущение перевозчиков, в основной своей массе отвергнувших необходимость внедрения такого рода регулирования в отрасль, вполне понятно. СРО уже присутствует в ряде отраслей экономики России, например, в строительстве, однако, отрицательных факторов влияния оно породило немало, это и коррупция, и ограничение конкуренции, и манипуляции и финансовая кабала.
Объединение Перевозчиков России (ОПР) высказало негативное отношение по этому вопросу, направив в Минэкономразвития соответствующее обращение. Опрос участников ОПР показывает, что внедрение саморегулирования отрасли автомобильных грузоперевозок на текущий момент негативно скажется на отрасли в целом. По мнению участников ОПР, отрасль автомобильных грузоперевозок не готова к внедрению саморегулирования. В обращении указывается, что ряд требований, предусмотренных законодательством о саморегулируемых организациях, в частности, дополнительная имущественная ответственность участников СРО в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», станут дополнительным финансовым бременем для участников отрасли при существующей на сегодня крайне низкой ее рентабельности, при том, что полная имущественная ответственность грузоперевозчика при осуществлении перевозки четко сформулирована в договоре перевозки.
Условием внесения сведений в реестр будет являться выполнение перевозчиками требований по финансовой состоятельности (отсутствие задолженности по налогам и сборам в бюджет, штрафы сюда предполагаем тоже входят, наличие договора страхования гражданской ответственности за порчу, утрату груза с установленной страховой суммой не менее 1 млн рублей по каждому страховому случаю), профессиональной надежности и профессиональной компетентности (отсутствие у руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или назначенного «ответственного специалиста» непогашенной или не снятой судимости за уголовные преступления в сфере экономической деятельности, экологии, трудового законодательства или безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта, наличие «ответственного специалиста» в штате). В подтверждение соответствия указанным требованиям перевозчиком предоставляются следующие документы: 1) перечень грузовых транспортных средств, которыми владеет заявитель с указанием номеров государственной регистрации; 2) справки налогового органа по месту учета заявителя о наличии либо отсутствии задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней за последний налоговый период; 3) нотариально заверенная копия договора страхования; 4) декларация об отсутствии у руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя и у назначенных ими ответственных специалистов непогашенной или не снятой судимости за уголовные преступления в сфере экономической деятельности, экологии, трудового законодательства или безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта (статья 15 Проекта).
Отмечается, что процедура включения перевозчика в члены СРО будет занимать не более 18 рабочих дней. Владимир Матягин: 80% дальнобойщиков работает вне правового поля Проектом федерального закона предусматривается обязанность перевозчиков-членов СРО не позднее 1-го февраля следующего года предприниматели обязаны предоставлять подтверждение финансовой состоятельности, то есть отсутствие задолженности перед бюджетом последний налоговый период и действующий договор страхования гражданской ответственности за порчу, утрату груза, и еще каких-то документов в соответствии с пунктами 4-6 части 2 статьи 14, которые в представленной версии проекта отсутствуют (ч.4 статьи 11 Проекта). Предполагается, что Торгово-промышленная палата РФ будет вправе в праве через суд аннулировать решение о внесении сведений о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе в реестр в предусмотренных нормативными документами случаях. Торгово-промышленная палата может через суд аннулировать свидетельство, если владелец свидетельства СРО в течение одного года неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области автотранспортной деятельности, предусмотренных статьями 11.15.1, 11.23, 11.32-11.35, 12.3, 12.21.1-12.21.З (нарушения в сфере перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, опасных грузов, оплаты Платона), 12.31-12.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Перевозчик, свидетельство профессиональной компетентности которого аннулировано, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении указанного свидетельства в течение одного года со дня принятия решения об аннулировании (статья 27 Проекта). Внесение в реестр сведений будет являться платным. Отмечается, что сведения будут общедоступными. Членство в СРО предусматривает перечень работ и услуг по техническому обслуживанию и ремонту грузовых транспортных средств, необходимых для их поддержания в технически исправном состоянии.
По информации ОПР, проект документа стал настоящим сюрпризом для участников многих профессиональных сообществ. По мнению членов ОПР, введение в действие данного закона «убьет остатки транспортной отрасли в России. Те остатки, которые выжили после троекратного транспортного налога».