Автобусы станут лицензировать
Документ обяжет перевозчиков иметь отдельные парковки и тахографы, компаниям придется несколько месяцев собирать документы, чтобы подтвердить соответствие автобусов нормам «транспортной безопасности». Принятие документа приведет к остановке «транспортного обслуживания» населения и создаст для перевозчиков дополнительные расходы, оцененные Минэкономики в 6 млрд рублей.
Напомним, лицензирование автобусных перевозок существовало до 2011 года. Затем Госдума приняла закон, сделавший лицензию необязательной, если компания перевозит пассажиров по заказам или для «обеспечения собственных нужд». Это было сделано для либерализации рынка, но по факту собственники автобусов стали осуществлять регулярные перевозки под видом заказных, перестали получать лицензии и вышли из-под контроля.
Сейчас из 890 тыс. автобусов половина принадлежит физлицам. Все это в совокупности привело к росту аварийности (?). В 2016 году проблема обсуждалась на Госсовете по безопасности дорожного движения, по итогам которого Владимир Путин поручил вернуть лицензирование автобусных перевозок. Госдума в 2018 году приняла необходимый закон: требование о лицензии начнет действовать с 1 марта 2019 года, процесс и условия получения документов описаны в проекте постановления правительства.
Согласно проекту, лицензии понадобятся компаниям, участвующим в международных перевозках, но необходимый допуск они уже получают: возникнет «двойная разрешительная система», обращают внимание в Минэкономики.
Новые требования коснутся не только соискателей лицензий, но и владельцев действующих лицензий (их более 28 тыс.). Пока идет оформление документов, работать они не смогут, что приведет к «срыву исполнения контрактных обязательств, а также неисполнению государственными и муниципальными органами обязанности по обеспечению населения транспортными услугами», говорится в заключении.
Перевозчики могут понести серьезные расходы, им надо будет заплатить госпошлину за новую лицензию, пройти процедуры «категорирования» каждого автобуса и оценки его уязвимости с точки зрения «транспортной безопасности» (в случае нападения, к примеру, террористов). Общий ущерб для рынка Минэкономики оценило в 6 млрд руб. Отдельный блок заключения посвящен требованию иметь парковку для хранения автобуса: перевозчик должен представить подтверждающий документ, к примеру договор аренды, оперативного управления, владения землей и т. д. Однако автобусы могут парковаться на заводских территориях (служебный транспорт) или при отелях (туристические автобусы), на охраняемых стоянках – в этом случае земельные отношения перевозчика не оформлены, сказано в заключении. «Лицо, управляющее автобусом, вправе выбирать любое подходящее для стоянки место в соответствии с ПДД», – отметили в Минэкономики.
Участники рынка также обеспокоены нормой, которая обязывает городских перевозчиков устанавливать на автобусы тахографы (прибор для отслеживания режима труда и отдыха). Документ создаст проблемы и для туристического рынка, опасается вице-президент Российского союза туриндустрии Ольга Санаева. Она отмечает, что проект вводит запрет на отправления заказных автобусов от вокзалов и ряд других ограничений.