На юге России бастуют перевозчики зерна
Что происходит
Всероссийский «бойкот» – если так можно назвать эту акцию – был назначен на 20 января 2019 года. В этот день водители большегрузов в разных городах и населенных пунктах организовывали встречи (как правило, неподалеку от элеваторов), где обсуждали, на какую оплату стоит, а на какую – не стоит соглашаться. Приглашали на собрание через группы в соцсетях и мессенджерах. Видеоотчеты с мероприятий позже появились в интернете. В Ростовской области встречи прошли на стоянке «Орел» под Батайском, в Сальске, по дороге в пос. Целина. Опубликованы также видео встреч из Славянска-на-Кубани, Кореновска, Успенской (Краснодарский край) и некоторых других населенных пунктов Кубани и Ставрополья.
Судя по роликам и сообщениям в соцсетях, собрания дальнобойщиков проходили (и проходят) мирно, особенно не привлекают внимания исполнительной власти и правоохранителей. Agrobook.ru не известно ни об одном случае задержания водителей зерновозов.
На нескольких роликах видно, что протестующие подходят к водителям большегрузов, которые не принимают участие в забастовке и продолжают возить зерно. Разговор происходит на повышенных тонах, зачастую с матом. Активисты объясняют: забастовка поднимет цены на перевозки, но только если не будет «крыс», которые продолжат работать за копейки.
– Ты за что семью свою собираешься кормить? Тебе что, хуже будет, если 6-7 рублей сверху упадет к твоему рейсу через неделю? – обращается к одному из водителей автор видеоролика.
– Постоять надо 3-4 дня! – добавляет другой.
Иногда звучат и прямые угрозы:
«Кто едет в Целинский район, знайте: КАМАЗы не пускаем и не пустим!» – говорит автор другого ролика.
Что хотят перевозчики
Забастовка вызвана катастрофическим падением цен на рынке перевозок. Сегодня более 70% полученных денег предприниматель тратит на покупку топлива. Если учесть другие расходы (налоги, «Платон», ремонт автотранспорта, суточные водителям), прибыли не остается никакой.
– Цены стали падать где-то с середины октября, – говорит перевозчик Евгений из Ростовской области (попросил не называть его фамилию, чтобы его не сочли «зачинщиком бунта»). – Уборка прошла, транспорт начал освобождаться и цена стала резко падать, причем непонятно, почему. Цена на пшеницу в портах растет, на топливо – растет, а мы страдаем. Много появилось посредников: перекупщиков, логистов, диспетчеров. Раньше они обходились пятью копейками с килограмма, но теперь, видимо, аппетиты выросли.
Интересно, что диспетчеры, предлагающие отвести зерно сельхозпродукцию из одного пункта в другой, не стесняются заранее указывать в объявлениях, что будет перегруз – перевозчика предупреждают, что ему придется нарушать закон (причем дважды: сначала набивая до отказа транспортное средство, а потом – отстегивая деньги «за беспрепятственный проезд» через весовой контроль).
Выход дальнобойщикам видится только один – отказаться от работы, пока зернотрейдеры не начнут предлагать достойную оплату.
– Будем отталкиваться от расстояний. До 100 километров — 6 расстояний. Меньше – не ехать, – говорит активист на встрече в селе Красногвардейском. Под словом «расстояние» перевозчики понимают коэффициент, на который следует умножать километры, чтобы понять, какую минимальную цену требовать за перевозку.
– Привожу пример. Едем мы с Красногвардейского в Новороссийск. Расстояние у нас — 400 километров. Согласно таблице расстояний, умножаем на 4. Это у нас получается 1 600 рублей за тонну, то есть 1,6 рубля килограмм. Это минимальная расценка, – рассказывает активист.
– Теперь, мужики, наша задача – до всех это донести. Чтобы не перлись за копейки на погрузки. Не важно, 40 тонн он везет или 50.
Перевозчики объясняют, что коэффициент за километраж они рассчитывали, исходя из того, что фура вмещает 25 тонн зерна – не больше порога, разрешенного законодательством. Рассчитав справедливую цену по таблице, перевозчик сможет не только получить прибыль, но и отложить деньги на последующий ремонт автотранспорта. Нынешние расценки на перевозки сделать и то, и другое, не позволяют.
В сети встречаются и другие предложения: например, рассчитывать минимальную цену на перевозку, исходя из расхода топлива.
«Норма загрузки — 22 тонны. Средний расход авто — 45 литров (у кого меньше — плюс к доходу, у кого больше — стимул привести к норме).
(Редакция журнала: Откуда взялся такой средний расход топлива – не понятно. 20-летний «убитый» Камаз - может быть. Современные грузовики такого класса потребляют около 30 литров топлива на 100 км.)
Простой считать после суток после прибытия к месту разгрузки в размере 3000 рублей (700 – суточные, 700 – прогрев-подзаряд, 1600 – упущенная прибыль)»