Метану – быть! Может быть
Как сообщает РБК, на финансирование программы за шесть лет из федерального бюджета предлагается направить 174,7 млрд рублей. В 2019 году объем ассигнований составит 2,5 млрд рублей, в 2020-2024 гг. — по 13 млрд рублей в год. Программа может быть реализована в полном объеме при условии согласования до конца 2019 года.
Документ предполагает выделение компенсаций нефтегазовым компаниям от 25% до 40% расходов на строительство новых заправок по продаже метана. Стоимость одной криозаправки оценивается в 150 млн руб., а заправки на компримированном газе — в 160 млн руб. Таким образом, предполагается, что компании смогут окупить убытки от работы станций в первые три года их существования. В 2019–2024 гг. на это предлагается потратить 40 млрд руб. На поддержку роста автопарка на газе может быть израсходовано еще 67,5 млрд руб., на закупку компаниями железнодорожного и водного транспорта на СПГ — 16 млрд руб., на «пропаганду расширения использования природного газа в качестве моторного топлива» — 1 млрд руб.
В качестве целей декларируется рост рынка сбыта газа на транспорте в России более чем в пять раз — с 685 млн куб. м в 2018 году до 3,8 млрд куб. м к 2024 году. К этому сроку в стране должно появиться около 1400 газовых заправок.
Программа пока не утверждена, у Минфина есть претензии к финансовому обоснованию проекта — их «пока недостаточно».
Напомним, российское правительство ведет популяризацию метана в качестве автомобильного топлива с 2013 года. Из федерального бюджета муниципалитетам выдаются субсидии на закупку автобусов и грузовиков с двигателями, работающими на метане. Крупным автопроизводителям (ГАЗ, КАМАЗ, Volgabus) из бюджета выделяют субсидии на разработку и производство газомоторных машин. С тех пор число машин на газе выросло с 68 до 212 тыс. единиц, но даже с учетом прибавки это лишь 0,5% автопарка РФ.
Президент РФ Владимир Путин неоднократно высказывался в пользу использования метана в качестве автомобильного топлива. По его словам, газомоторный транспорт экологичнее электромобилей.
Эксперты утверждают, что все меры поддержки транспорта на природном газе имеют мало смысла до тех пор, пока газовые заправки не находятся в шаговой доступности — сейчас в России насчитывается лишь около 340 метановых АЗС.