Железнодорожные переезды дорожают
Наказывать водителей-нарушителей хотят в том числе и с помощью камер, установленных на переездах
Поправки в КоАП, предусматривающие увеличение до 5 000 рублей размера штрафа за нарушения ПДД на железнодорожных переездах, Госдума РФ пока приняла только в первом чтении. Но и это можно считать прорывом, ведь предложения о повышении размера взыскания звучат с 2015 года, причем увеличить штраф инициаторы предлагали не только до 5 000, но и до 10 000, и даже до 30 000 рублей. Однако пока до таких крайностей не дошло.
Одобренный ныне законопроект разработал Минтранс. Согласно ему, за пересечение ж/д путей вне переезда, выезд на переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора, а также остановка или стоянка на переезде будут грозить штрафом в размере 5 000 рублей или лишением прав до шести месяцев. Сейчас за эти нарушения ПДД предусмотрена 1 000 рублей штрафа или «отлучение от руля» на тот же срок.
Такое же наказание введут за проезд через нерегулируемый железнодорожный переезд, если к нему в пределах видимости приближается поезд, локомотив или дрезина. При этом нормы видимости были установлены Минтрансом еще в 2015 году: ж/д транспорт должен быть виден на расстоянии от 100 до 600 метров (в зависимости от скорости его движения).
В пять раз, с 1 000 до 5 000 рублей, планируется увеличить штраф за такие нарушения правил проезда ж/д переездов, как отказ остановиться перед стоп-линией или ближе 5 метров к шлагбауму (или 10 метров от ближайшего рельса), а также за самовольное поднятие шлагбаума. В этих случаях лишение прав не применяется.
Несмотря на то, что законопроект был одобрен в первом чтении, часть депутатов его раскритиковали. Как сообщает «Коммерсант», по их мнению, увеличением штрафов снижения ДТП на ж/д переездах не добиться. Они считают, что более эффективным решением стало бы увеличение автоматических барьеров и шлагбаумов, но лучше всего повысить безопасность помогло бы строительство разноуровневых развязок.
С этим согласился заместитель главы Минтранса Сергей Аристов. Он пояснил, что в разработке находится проект транспортной стратегии до 2035 года, который, в частности, предусматривает массовое строительство разноуровневых ж/д переездов. Однако на это потребуется немало средств. Сергей Аристов отметил также, что почти все переезды (90%) находятся на дорогах регионального уровня, а значит, их реконструкция должна финансироваться из соответствующих бюджетов. «Когда-то мы это сделаем», — не очень оптимистично добавил замминистра.
Кстати, помочь в реализации подобных проектов готовы частные компании. Однако построенные на их средства развязки будут платными для автомобилистов. То есть повышать безопасность проезда предлагается с помощью денег водителей. Они напомним, и без того платят налоги, которые должны в том числе тратиться на улучшение дорожной ситуации в стране.
Пока что «бить нарушителей будут рублем». В этом стражам правопорядка помогут видеокамеры, сейчас их всего 127 на переездах по всей России, но в течение 2018 года это количество обещают удвоить: РЖД установит еще 128 новых комплексов.
Согласно статистике ГИБДД, за первые пять месяцев 2018 года на ж/д переездах произошло 98 аварий, что почти на 14% больше по сравнению с январем-маем прошлого года. В этих ДТП погибло 32 человека (прирост – 33%), травмы получили 113 участников (спад – 2,6%). В текущем году за нарушения на переездах наказали 1 580 водителей, суды лишили прав 11 автомобилистов.