ВТО за LCV. Импортные
Речь идет о грузовых фургонах до 2 тонн включительно и грузопассажирских фургонах «комби» с полной массой 2,8-3,5 тонны с дизельным двигателем до 3 тыс. куб.см. Расследование импорта LCV было инициировано в России в ноябре 2011 года на основании заявления «Соллерса». В итоге в 2013 году заградительные пошлины на LCV из Германии и Италии составили 23-29,6%. Спор в ЕС инициирован еще в мае 2014 года, но лишь в январе 2017-го панель арбитров ВТО признала пошлины незаконными. Россия с решением не согласилась и обжаловала его в апелляции. Решение, принятое апелляционной панели ВТО 23 марта, окончательное и будет формально утверждено органом по разрешению споров ВТО в течение 30 дней.
По данным агентства «АВТОСТАТ», рынок LCV в РФ в 2017 году составил 108,5 тыс. машин, из них 33% – цельнометаллические (ЦМК) фургоны, включая грузопассажирские «комби». В 2011 году размер рынка равнялся 166 тыс. машин, доля ЦМК-фургонов была примерно такой же – 30,2%. Это говорит об относительном постоянстве спроса на них, отмечает начальник отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ» Андрей Топтун. При этом доля «Соллерса» (марки УАЗ и Fiat) в ЦМК-фургонах составляла 55%. Вероятно, усилия «Соллерса» по инициированию антидемпинговых пошлин были направлены против машин Volkswagen, Mercedes-Benz и FIAT итальянской сборки, под критерии подходили и модели Peugeot Boxer и Citroen Jumper, рассуждает г-н Топтун. В агентстве «АВТОСТАТ» не исключают «некоторое» перераспределение долей рынка в пользу Citroen, Peugeot, FIAT и Volkswagen.
Собеседник издания в отрасли рассказывает, что в целом сегмент фургонов, которого касаются антидемпинговые пошлины, занимает около трети сегмента LCV, при этом импорт – около 5% рынка LCV этой категории. Посчитать, насколько пошлина могла сдерживать импорт, трудно, говорит он, ведь параллельно упал рубль, рынок сужался – это повлияло на сокращение импорта гораздо сильнее. Другой источник, знакомый с ситуацией, отмечает, что пошлины и так перестали бы действовать в середине этого года (их срок – пять лет). О пересмотре или повторном введении пошлин речи не шло: ситуация на рынке LCV с 2011 года изменилась, доминируют российские производители или локализовавшие производство иностранные бренды (модели Ford Transit, Mercedes Sprinter). По данным агентства «АВТОСТАТ», в 2017 году в сегменте ЦМК-фургонов лидировали УАЗ (40,4%), Ford (17,1%), ГАЗ (17%) и Mercedes-Benz (6,4%).
Источник заявляет, что цены на импортные фургоны, несмотря на пошлины, остаются невысокими, производители продолжают давать скидки. Впрочем, еще большего снижения цен он не ожидает: с 1 апреля утильсбор на эту категорию фургонов вырос (коэффициент увеличился почти вдвое – с 1,32 до 2). Так, на фоне повышения утильсбора конкуренция на рынке вряд ли обострится. В PSA Peugeot Citroen сообщили, что «в настоящее время не получили от государства подтверждения об устранении антидемпинговых пошлин, поэтому пока ничего не меняют в ценовой политике».