Продажи Lada растут выше рынка, но убыток - наше все
В минувшем году на российском рынке было продано 311 588 новых легковых и легких коммерческих автомобилей LADA, что на 17% больше, чем в 2016 году. Динамика роста продаж опередила темпы роста всего автомобильного рынка страны (+12%). Доля LADA на российском рынке (легковые автомобили и легкие коммерческие автомобили) выросла на 1 п.п. – до 19.5% (и до 20.5% в сегменте легковых автомобилей). Это самая высокая доля рынка за последние 6 лет. Основой роста в значительной степени послужил успех автомобилей LADA нового поколения – Vesta (включая модели Vesta SW и SW Cross, продажи которых стартовали в октябре 2017 года) и XRAY, а также стабильный спрос на другие модели бренда. Четыре модели LADA (Granta, Vesta, Largus и XRAY) вошли в TOП-10 самых продаваемых автомобилей на российском рынке. Последние новинки LADA – Vesta SW и Vesta SW Cross – обеспечили присутствие марки в более престижном ценовом сегменте российского рынка.
В 2017 году «АвтоВАЗ» увеличил объемы отгрузок автомобилей и сборочных комплектов Lada на экспорт (+44,5% по сравнению с 2016 г.), включая начало поставки на новые рынки – Китай, Куба, Иордания.
По итогам 2017 года группа «АвтоВАЗ» увеличила консолидированную выручку до 225,6 млрд руб., (+22% к 2016 г.). За отчетный период компания показала значительно более благоприятные финансовые результаты по МСФО, чем за последние несколько лет. Операционная маржа составила 1,6 млрд руб. (0,7% от выручки). Более того, обеспечен положительный свободный денежный поток и погашена часть долговых обязательств в объеме 12,6 млрд руб.
Между тем, чистая прибыль группы остается отрицательной (-9,7 млрд руб.). В основном это связано с затратами на реструктуризацию, составившими -2,2 млрд руб., затратами на обслуживание по-прежнему высокой долговой нагрузки (-7,3 млрд руб.), а также однократным списанием в одном из совместных предприятий.
Планируя свою деятельность в 2018 году, «АвтоВАЗ» подчеркивает сохранение рисков, которые могут отрицательно сказаться на коммерческой и финансовой деятельности. Среди них – увеличение закупочных цен на сырье, изменение валютных факторов, сохраняющая на сегодняшний день неопределенность государственной политики в отношении налогообложения и мер поддержки автомобильной индустрии. Чтобы нивелировать влияние этих факторов, компания продолжает реализовывать план оптимизации затрат и обновления модельного ряда Lada. Так, в период до 2026 года будет выведено 12 новых моделей и 11 фейслифтов. При этом пять новинок будут полностью соответствовать международным требованиям.