Сотрудникам ГИБДД вернули ручные радары
Ручные радары для измерения скорости, ранее запрещенные к использованию главой МВД, массово возвращаются на российские дороги. Это произошло после модернизации устройств, проведенной производителями.
Как рассказали в ГИБДД России, на данный момент ручные радары для фиксации нарушений ПДД (превышение скорости или выезд на встречку) используются «почти в половине субъектов РФ». Их применение «варьируется в зависимости от необходимости, с учетом складывающейся обстановки с аварийностью».
Перечня субъектов федерации в ведомстве не представили, но известно, что Москва и Московская область сюда не входят — в этих регионах для фиксации нарушений применяются только автоматические камеры.
В июле прошлого года по указанию главы МВД Владимира Колокольцева применение инспекторами ГИБДД мобильных комплексов, фиксирующих нарушения, было прекращено до «особого распоряжения». Решение было связано с тем, что приборы часто использовались инспекторами для вымогательства взяток с водителей, после чего записи с них стирались. При этом в распоряжении оговаривалось, что использование устройств допускается «по решению руководства» региональной полиции.
После этого Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения (НИЦ БДД) сформулировал для производителей техзадание: модернизировать приборы, исключив возможность удаления записей. В результате в устройства были внесены изменения, которые блокируют работу комплекса при попытке несанкционированного доступа к сформированным записям. Доступ может быть разблокирован только руководителем подразделения.
Модернизация софта происходила удаленно: производители разработали программное обеспечение, с помощью которого сотрудники ГИБДД самостоятельно перепрошили прибор. Для того чтобы исключить какие-либо новые виды злоупотреблений, контроль за применением модернизированного софта возложен на «руководителей подразделения». По данным ведомства, на данный момент модернизацию прошли 1,5 тысячи мобильных радаров.
Между тем эксперты предупреждают, что замена программного обеспечения не исключит всех рисков. В частности, открытым остается вопрос о соблюдении правил установки мобильных комплексов на проезжей части. Например, недобросовестные сотрудники ДПС по-прежнему могут установить камеру под неправильным углом, и в результате водители будут наказываться за мнимые нарушения.