Военное карго – последняя миля интеллекта
![Военное карго – последняя миля интеллекта](/upload/iblock/3b1/%D0%B7%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2.jpg)
Стратегические испытания
Боевой армейский опыт американской армии показывает, что раньше служба в качестве водителя военного грузовика была относительно безопасным занятием, но в последнее десятилетие ситуация резко изменилась. Широкомасштабные боевые операции в Ираке и Афганистане принесли много несчастий военным водителям. Обширное применение самодельных взрывных устройств, самоуправляемых боевых дронов и мин вывело военных шоферов из тылового эшелона и поставило на переднюю линию огня. Теперь служба в качестве армейского водителя считается одной из самых опасных работ в американской армии.
Поставки во время боевых операций решают многое. От того, насколько быстро, безопасно и тактически качественно происходит пополнение боеприпасов, запасов продовольствия, запчастей для техники, предметов первой необходимости и медикаментов для раненых, по большому счету зависит исход сражения.
![Военные курьеры.jpg Военные курьеры.jpg](/upload/medialibrary/5ea/Военные%20курьеры.jpg)
Военные курьеры
Последняя миля на поле боя – это опасная среда, находящаяся под постоянным огнем противника с многочисленными и трудно преодолеваемыми препятствиями. Согласно опубликованным отчетам Пентагона, ежедневно в разгар военной операции в Ираке и Афганистане использовалось от 100 до 300 автоколонн с боеприпасами, топливом и жизненно важными грузами. В соответствии с этими данными, в 2013 году 60% людских потерь США были связаны именно с деятельностью транспорта, осуществляющего снабжение армии (США в то время проводили боевые операции в Афганистане).
![M998.jpg M998.jpg](/upload/medialibrary/74b/M998.jpg)
Военный американский карго трак м 928
Однако американцы считают, что автономные и полуавтоматические ТС могут в корне изменить фатальную ситуацию путем замены живых водителей передовой техникой.
![Военный американский карго трак м 928.jpg Военный американский карго трак м 928.jpg](/upload/medialibrary/cf7/военный%20американский%20карго%20трак%20м%20928.jpg)
Военный американский карго трак м 928
Военные провели ряд испытаний на обширной территории лагеря Camp Grayling, расположенного в северной части штата Мичиган. В первоначальном тестировании использовались четыре армейских грузовика (по два из США и Великобритании) в цифровой связке в форме платунинга. На ведущем траке присутствовал офицер, который лишь наблюдал за происходящим, но не прикасался к органам управления. В состав следующей испытательной автоколонны из шести ТС вошли два «Хамви», многоцелевые колесные ТС с высокой подвижностью (HMMWV или Humvee – от англ. High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle — «высокоподвижное многоцелевое колесное транспортное средство», известное у нас как «Хаммер»), два средних тактических транспортных средства с грузоподъемностью 2.2 тонны и два грузовика HX-60 грузоподъемностью 19 тонн из Великобритании. Все грузовики были оснащены армейскими роботизированными комплектами с автономной системой добавочных мобильных средств. Это система называется «дополнительной», потому что все ее компоненты монтируется на автомобиль в специализированных армейских сервисах уже после выхода автомобиля с конвейера.
![HX 60 TRUCK 3.jpg HX 60 TRUCK 3.jpg](/upload/medialibrary/4ed/HX%2060%20%20TRUCK%203%20—%20копия.jpg)
HX 60
Ведущий «Хамви» самостоятельно следовал по сложному маршруту, который предварительно был запрограммирован в зашифрованной системе GPS. В реальной боевой обстановке с помощью такого конвоя осуществляется доставка военных грузов с центрального склада оперативного снабжения до границ зоны боевых действий. Поставки (провизия, оружие, боеприпасы, а также средства связи и медицинское оборудование) перед зоной боевых действий формируются в небольшие партии и загружаются в более легкие роботизированные ТС, которые и доставляют грузы непосредственно на передовые позиции. Также автомобильные отделения (расчеты) комплектуются большими автономными дронами для воздушных перебросок грузов в случае возникновения такой необходимости.
![КАРГО MUTT НА ИСПЫТАНИЯХ.jpg КАРГО MUTT НА ИСПЫТАНИЯХ.jpg](/upload/medialibrary/d41/КАРГО%20MUTT%20НА%20ИСПЫТАНИЯХ.jpg)
КАРГО MUTT НА ИСПЫТАНИЯХ
Для конечных операций последней мили использовались небольшие британские роботизированные автомобили Viking. Multi-Utility Tactical Transport (MUTT) – многоцелевой тактический транспорт армии США, оснащенный как автономными, так и роботизированными операционными системами с дистанционно управляемым оружием прикрывал доставляющие грузы автомобили. Кроме того, автономные MUTT способны самостоятельно применяться в качестве средств доставки и вести разведывательные действия.
![MutT В Действии.jpg MutT В Действии.jpg](/upload/medialibrary/92f/MutT%20В%20Действии.jpg)
MutT В Действии
Главной целью этих карго-маневров была адаптация и проверка на совместимость систем транспортной автономии США с транспортными средствами и оборудованием других участников НАТО. Проект автономного снабжения коалиции на поле боя (CAAR) оценивается в 30 млн долларов и является частью многолетней испытательной программы с бюджетом 166 млн долларов США, которая посвящена разработкам в области автономной транспортировки и доставке в зонах боевых действий.
![Малых безэкипажных роботизированных колесных транспортных платформ Multi-Utility Tactical Transport (MUTT).jpg Малых безэкипажных роботизированных колесных транспортных платформ Multi-Utility Tactical Transport (MUTT).jpg](/upload/medialibrary/3ea/малых%20безэкипажных%20роботизированных%20колесных%20транспортных%20платформ%20Multi-Utility%20Tactical%20Transport%20(MUTT).jpg)
Малых безэкипажных роботизированных колесных транспортных платформ Multi-Utility Tactical Transport (MUTT)
CAAR стартовал в 2017 году под эгидой армейского центра исследований и разработок танковой автомобильной техники США, который называется TARDEC. Предварительные испытания карго-конвоя CAAR, проведенные еще в конце 2017 года, включали американские и британские грузовики с бортовыми роботизированными системами для автономного выбора скорости и полуавтоматического рулевого управления. Машины следовали по заранее определенному маршруту, запрограммированному в электронных картах GPS, и в конечном итоге осуществляли пробное распределение грузов в специальных многоцелевых бронированных контейнерах.
![США Безэкипажное карго ТС.jpg США Безэкипажное карго ТС.jpg](/upload/medialibrary/070/США%20Безэкипажное%20карго%20ТС.jpg)
США Безэкипажное карго ТС
Российские решения для военной логистики
В СССР еще в 30-е годы прошлого века создавались боевые роботизированные машины на базе танка Т-26. Телетанки РККА участвовали в советско-финской войне 1939-1940 гг. и в боях 1942 года под Севастополем. Сегодня Минобороны России имеет комплексную программу «Создание перспективной военной робототехники до 2025 года» и концепцию применения робототехнических комплексов армейского назначения до 2030 года. В отечественных военных разработках роботизация стала приоритетным направлением развития армии, которое нацелено на создание автономных ТС в виде систем и комплексов для различных сред применения.
В кратком историческом обзоре отечественных разработок нельзя не упомянуть о машинах для ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, которые были созданы ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (РТК), и которые спасли много человеческих жизней. Это бульдозер на дистанционном управлении, робот-луноход, а также другие машины, боровшиеся с распространением радиации в самых опасных зонах Чернобыля.
![Уран 6.jpg уран 6.jpg](/upload/medialibrary/147/уран%206.jpg)
Уран 6
Для нужд российской армии институт сконструировал боевой роботизированный комплекс «Платформа-Арго» на колесном ходу, предназначающийся в основном для разведки и снабжения передовой. Комплекс также может быть установлен на гусеницы, что увеличивает тактический диапазон применения. Максимальная скорость, которую он может показать на земле, равняется 20 км/ч и 2,5 узла по воде.
![Робот-пожарный Уран.jpg Робот-пожарный Уран.jpg](/upload/medialibrary/9c2/робот-пожарный%20Уран.jpg)
Робот-пожарный Уран
Компактная робототехническая платформа «Курсант» построена для ведения разведки и доставки небольших грузов. В ней применяются две всевидящие видеокамеры с поворотными флипперами. За счет этого робот может по мере необходимости разворачиваться и изменять местонахождение. При скромных размерах 45х35х15 см и массе всего 15кг «Курсант» передвигается со скоростью 1 м/с. Эта стратегическая модель способна доставлять грузы весом до 10 кг в самые труднодоступные места на поле боя. Робот работает в автономном режиме, а также может управляться дистанционно из укрытия, преодолевая при этом препятствия с уклоном 30 градусов.
![Курсант 2.png Курсант 2.png](/upload/medialibrary/812/_курсант%202.png)
Курсант
ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева» создал военный робототехнический комплекс «Нерехта», предназначенный для разведки и транспортировки грузов в зоне сражений. «Нерехта» перемещается на гусеничном ходу со скоростью до 32 км/ч. Грузоподъемность его составляет свыше 500 кг, а броня выдерживает прямое попадание пули калибра 7,62 мм. Модификация с транспортным модулем комплектуется манипулятором, сцепным устройством, лебедкой с тралом и транспортной тарой.
![pel-kamaz-63969-typhoon-k-modular-transp.jpg pel-kamaz-63969-typhoon-k-modular-transp.jpg](/upload/medialibrary/20d/pel-kamaz-63969-typhoon-k-modular-transp.jpg)
Концерн «Калашников» выпустил роботизированную тяжелую машину БАС-01Г БМ «Соратник», которая в основном предназначается для разминирования и охраны объектов. Но в случае необходимости она может использоваться и в транспортной логистике. При общей массе 7 тонн запас хода робота составляет 400 км. Скорость движения свыше 40 км/ч. В пассивном режиме может проработать 10 суток. Дистанционное управление имеет диапазон дальности до 10 км.
Заключение. Этическая сущность робота
Несмотря на то, что военные роботы являются универсальными и способны выполнить главную задачу – сохранить жизни людей, они, к сожалению, обладают рядом негативных антигуманных черт. Машины не способны испытывать переживаний и в них нет сомнений относительно правильности совершаемых действий. И это делает их страшными орудиями уничтожения, гораздо более опасными, чем люди. По этой причине многие известные деятели выступают против создания военной робототехники. Например, глава Теслы Илон Маск вместе с 115 экспертами в 2017 году обратился в ООН с требованием полностью запретить разработку военной роботизированной техники.