Еще в строю немецкие гиганты
Уникальные седельные тягачи FAUN с полуприцепами Scheuerle были обнаружены в Минской области в автопарке Несвижского управления Магистральных Газопроводов, входящего в структуру «Газпром Трансгаз Беларусь» (бывший «Белтрансгаз»). Само Несвижское УМГ было создано в далеком 1973 году. В 1996 здесь проходило строительство трансконтинентального газопровода «Ямал—Европа», идущего в Польшу. Сегодня в окрестностях Несвижа работает самая мощная газоперекачивающая станция Российского газового концерна.
Поскольку оборудование предприятий газового гиганта разделено между собой большими расстояниями, да и сама труба — очень протяженная транспортная магистраль, то для поддержания всего этого хозяйства в работоспособном состоянии требуются мобильные аварийно-ремонтные бригады. Такое подразделение возникло в структуре Несвижского УМГ в 1982 году. Его задачей с момента его формирования и по сей день остается своевременная ликвидация всевозможных аварий и проведение различных ремонтно-восстановительных работ на подконтрольном участке газопровода «Газпром Трансгаз Беларусь». При создании ремонтного отряда его оснастили самым современным оборудованием и инструментами. В настоящее время на его вооружении находится порядка сорока единиц автомобильной и строительной техники отечественного и зарубежного производства. Основу автопарка составляют грузовики заводов КамАЗ, МЗКТ и МАЗ. Но если вспомнить историю аварийно-ремонтной бригады, то надо отметить, что еще в 1982 году она получила три новейших немецких автопоезда в составе тяжелых седельных тягачей FAUN и двухосных полуприцепов Scheuerle. Эти сцепки прибыли в Белоруссию своим ходом из Ленинграда (сейчас — Санкт-Петербург).
Основа автопоезда — капотный полноприводной тягач FAUN HZ 40.45/45 (6х6). Автомобиль оборудован V-образным 12-цилиндровым 19-литровым двигателем KHD BF 12 L 413F фирмы Klockner-Humboldt-Deutz AG. Мотор с воздушным охлаждением развивает максимальную мощность 335 кВт (455 л.с.) при 2500 об/мин. Двигатель агрегатируется с 16-ступенчатой механической синхронизированной коробкой передач ZF — 16 S 160. В комплектацию шасси входит штампованная рама U-образного типа, рессорная подвеска с полуэллиптическими многолистовыми рессорами с телескопическими амортизаторами, рулевое управление с гидроусилителем ZF, раздаточная коробка FAUN VG 20-3, сцепление ZF GF2/380/GSZ и ведущие мосты FAUN. Поскольку баварская компания кабины для грузовиков не изготавливала, то на тяжеловозе использована трехместная металлическая кабина фирмы Magirus. Капот над силовым агрегатом — пластиковый.
Максимальная грузоподъемность такого автопоезда составляла 58 тонн. Полная длина такого транспортного средства — 27 метров. Эти сцепки в течение длительного времени использовались для перевозки массивной гусеничной техники, землеройного оборудования, а также тяжелых негабаритных грузов. За более чем 30-летний срок эксплуатации пробег каждого грузовика сейчас не превышает 20 тысяч километров. На одном из двух автопоездов сохранились оригинальные подъемные трапы, а на втором они были демонтированы. Снятые рампы не сдали на металлолом, а используют для удобства заезда гусеничной техники с боковой стороны трейлера на рабочую площадку полуприцепа.
Конечно, поддерживать зарубежную технику в работоспособном состоянии с течением времени становится все сложнее, тем более что с 1990 года производство грузовиков FAUN в Германии было полностью прекращено. При личном знакомстве с машинами меня очень удивило великолепное техническое состояние грузовиков. За это в первую очередь стоит благодарить инженеров и механиков Газпромовской автобазы. Но тут справедливо будет добавить, что в свое время дальновидные советские снабженцы закупили и укомплектовали целый склад оригинальными запчастями. Именно поэтому, когда начинаешь пристально рассматривать грузовые автомобили, то поражаешься — там все родное и оригинальное. Только старую сгнившую выхлопную трубу не смогли найти и заменить. Но этого и не потребовалось. Наши Кулибины сняли мерки с оригинала и сварили, правда, из дешевой стали, аналог. При этом, как мне рассказывали, когда за кабиной стоял немецкий глушитель с выхлопной трубой, то в кабине невозможно было разговаривать. Наши умельцы модернизировали этот узел, изменив угол наклона трубы, поэтому сейчас внутри кабины уровень шума получается довольно приемлемый.
Да, импортная автотехника эксплуатировалась долго, но с течением времени грузовики FAUN стали все реже покидать пределы своего автопарка. Последний раз такой рабочий случай (перевозка трубоукладчиков) произошел в 2007 году.
В чем причина? В первую очередь — наличие у организации более современных тяжелых автотранспортных средств. Газпром — не бедная фирма, и может себе позволить приобретение современных мощных грузовиков. Второе — это получение разрешений для проезда по дорогам общего пользования. Ширина грузовика FAUN — 3400 мм, а габаритная длина автопоезда — 27 м. Кроме того, при перевозе грузов возникает превышение норматива полной массы транспортного средства. А получение требуемых дозволов требует времени и денег. К тормозящим причинам стоит отнести неприлично большой расход топлива в 1,6 литра на километр при движении автопоезда с загрузкой, а также сравнительно небольшую мощность двигателя (455 л.с.), что уже не актуально для современных тяжеловозов.
Регулярными поездками тяжеловозов сегодня являются лишь ежегодный выезд для прохождения технического осмотра в ГАИ. Да, старые иномарки вышли из большой транспортной работы, но их техническое состояние позволяет запустить «ветеранов» в любой момент и выполнить поставленную задачу.
Думаю, город Несвиж, известный своим дворцово-замковым комплексом князей Радзивиллов, мог бы организовать еще один туристический маршрут с посещением старых немецких грузовых автомобилей FAUN, которых, кстати сказать, нет ни в одном техническом музее в Германии.
Техническая спецификация тягача FAUN HZ 40.45/45 (6х6)
Длина автомобиля — 10 237 мм
Ширина автомобиля — 3400 мм
Высота автомобиля по кабине — 4030 мм
Дорожный просвет — 550 мм
База автомобиля:
От 1-го до 3-го моста — 6950 мм
Колея передних колес — 2610 мм
Колея задних колес — 2622 мм
Длина переднего свеса — 1950 мм
Длина заднего свеса — 2100 мм
Высота опорно-сцепного устройства — 1980 мм
Диаметр поворота автомобиля — 32 м
Снаряженная масса автомобиля — 22 000 кг
Нагрузка на передний мост — 10 600 кг
Нагрузка на задние мосты — по 11 400 кг
Полная масса автомобиля — 53 500 кг
Допустимая нагрузка на ССУ — 31 400кг
Двигатель:
V-образный 12-цилиндровый 19-литровый
Марка двигателя — KHD BF 12 L 413F
Мощность двигателя — 335 кВт (455 л.с.) при 2500 об/мин
Коробка передач — 16-ступенчатая механическая ZF — 16 S 160
Сцепление — ZF GF2/380/GSZ
Раздаточная коробка — FAUN VG 20-3
Топливные баки — 2х600 л
Расход топлива:
Тягач без полуприцепа — 60 л/100 км
Тягач с нагруженным полуприцепом на дороге — 110 л/100 км
Тягач с нагруженным полуприцепом на местности — 160 л/100 км
ССУ — модель JOST JSK 38 GK-50 CEL
Кабина — трехместная дневная фирмы Magirus
Независимый обогреватель — Webasto HL 3030
Тяговая лебедка — ITAG M 181 (тяговое усилие 18т)
Тормоза — барабанного типа, двухконтурные с пневмоприводом
Шины автомобиля — Michelin 26.5 R 25
Шины полуприцепа — Michelin 18.00 R25 XS
Компания FAUN относится к всемирно известным автопроизводителям. Она возникла в середине девятнадцатого века, производство грузовиков было освоено в начале века двадцатого. После очередного слияния в 1918 году с автозаводом «Fahrzeugfabrik GmbH Ansbach» в Ансбахе возникла новая компания под названием «Fahrzeugfabrik Ansbach und Nürnberg» или в сокращенном варианте — FAUN. Поначалу FAUN выпускала низкорамные шасси для коммунальных автомобилей, а также оригинальные кузова для них. Вскоре было налажено производство и обычных грузовых автомобилей. К середине тридцатых компания FAUN стала заметным производителем грузовых автомобилей в Германии.
После окончания второй мировой войны FAUN сосредоточилась на изготовлении коммунальных грузовиков. В середине шестидесятых из-за сильной конкуренции в сегменте коммунальных и армейских автомобилей фирма осваивает выпуск тяжелых балластных тягачей, карьерных самосвалов, крановых шасси, пожарных грузовиков и спецмашин.
В 1973 г. началось формирование новой гаммы тяжелых внедорожных автомобилей с колесными формулами от 4x2 до 8x8. Тягачи этих серий предназначались для работы в составе автопоездов полной массой 80-200 тонн. Грузовики комплектовались двигателями Deutz мощностью 275-455 л.с., 6- и 13-ступенчатыми механическими коробками передач, а также 5-ступенчатыми автоматическими трансмиссиями Allison и ведущими мостами собственного производства.
В 1990 году FAUN была приобретена японской краностроительной фирмой Tadano. Новый владелец превратил немецкого автопроизводителя в специализированного изготовителя самоходных шасси для телескопических кранов Tadano.
За 80 с лишним лет существования марки FAUN компания выпускала практически все виды автомобильной техники: легковые автомобили, грузовики, автобусы, карьерные самосвалы, пожарные машины и внедорожные тяжелые тягачи. При строительстве газопроводов СССР закупал капотные трубовозы FAUN HS 30.34/41 и HZ 32.25/40, предназначенные для перевозки двух труб диаметром 1,42 м и длиной 12 м.