«Баранку» можно не крутить
Первая поездка так называемого Freightliner Inspiration Truck состоялась на североамериканском шоссе №15 в Лас-Вегасе. Демонстрационная поездка длилась полчаса. Ее эффектным финишем стал заезд грузовика на знаменитую платину Гувера.
Вдохновителем поездки выступил губернатор штата Невада Брайан Сандовал и д-р Вольфганг Бернхард, член правления Daimler Trucks, ответственный за грузовики и автобусы. В штате Невада лицензированы для эксплуатации на дорогах общего пользования два автомобиля Freightliner Inspiration Truck.
Экспериментальный Freightliner Inspiration Truck создан на базе серийно выпускаемого грузовика Freightliner Cascadia Evolution. Freightliner Inspiration Truck выделяется дизайном. Боковые панели были переработаны таким образом, чтобы образовать единое целое с капотом и колесными арками. Колесные арки сами были оптимизированы с точки зрения аэродинамики.
Внешнее освещение Inspiration Truck совершенно необычное: номерной знак, фонари и решетка радиатора светятся голубым цветом, как только автомобиль переходит в автономный режим движения, и белым или желтым при управлении водителем. Необычные фары продолжают стиль дизайна капота. В кабине грузовика установлены специальные сиденья. Кроме того, галогенное освещение интерьера создает приятную и уютную атмосферу.
Грузовик для автономного движения оснастили интеллектуальной системой Highway Pilot. Эта система построена на использовании радаров и стереокамеры, которые используют уже разработанные и предлагаемые клиентам системы помощи водителю, такие как Adaptive Cruise Control+. Эта система используется на грузовиках Mercedes-Benz Actros. Она позволяет сохранять дистанцию до двигающегося впереди транспортного средства. Благодаря системе движения по полосе — Lane Keeping Assist — грузовик обладает возможностью самостоятельного руления. Автомобиль Freightliner Inspiration Truck автоматически соблюдает ограничения скорости, самостоятельно останавливается и трогается.
Система Highway Pilot не предназначена для автономного маневрирования. Это должен делать водитель самостоятельно. Водитель может заблокировать Highway Pilot в любое время. В это время он сам может заниматься другими. Если система будет больше не в состоянии обрабатывать важнейшие аспекты движения автомобиля (например, при ремонте дороги или в плохую погоду), водителю будет предложено взять управление на себя. В дополнение к визуальному оповещению на панели приборов, также последует звуковое уведомление.
Установленный по центру переднего бампера радар контролирует дорогу на ближней и дальней дистанции. Дальномерный датчик работает на дистанции до 250 м в секторе с углом 18° Сенсор ближней дистанции контролирует зону до 70 м. Ширина его «обзора» — 130°. Такой радар используется системами Active Brake Assist и Adaptive Cruise Control, которые применяются на грузовиках Mercedes-Benz Actros и грузовиках Freightliner Cascadia Evolution серии Detroit Assurance.
Зона перед автомобилем также контролируется установленной над приборной панелью стереокамерой. Она имеет дальность около 100 м, и угол 45° по горизонтали и 27° по вертикали. Камера распознает дорожную разметку и связана с системой движения по полосе. Рулевой механизм, установленный на Freightliner Inspiration Truck, используется на грузовиках Mercedes-Benz с 2011 г. Система Lane Keeping Assist уже проходила испытания на дистанции 80 тыс. км и применяется во всех проектах Mercedes-Benz Advanced Engineering с 2008 г.
Для лицензирования движения по дорогам общего пользования в Неваде был проведен так называемый «марафонский пробег», в ходе которого автомобиль Freightliner Inspiration Truck прошел более 16 тыс. км на тестовом треке в Германии на полигоне Папенбург.
При движении по шоссе водитель Freightliner Inspiration Truck может активизировать систему Highway Pilot. После ее активации водитель будет получать визуальные подсказки на приборной панели. Автомобиль самостоятельно адаптируется к скорости движения транспортного потока.
Исследования, проведенные Daimler Trucks, ясно показывают, что автономное движение снимает напряжение у водителей. Это показывают результаты исследований, проведенных на закрытом треке во время первого этапа изучения технологии. Исследования заключались в электроэнцефалографии (ЭЭГ) головного мозга. Замеры свидетельствовали о снижении утомляемости примерно на 25% у водителя, если грузовик двигался в автономном режиме. Снятие напряжения приводит к большей безопасности на дорогах. Технология Highway Pilot способствует также более эффективной работе водителей-дальнобойщиков.
В исследованиях Daimler Trucks принимали участие 16 водителей. Каждый из них проехал на двух одинаковых грузовиках с системой Highway Pilot и без нее в течение четырех часов без перерыва. Во время движения проводились обследования не только с помощью электроэнцефалографии, но и снятия электрокардиограммы. Этот метод позволил определить степень утомления испытуемых. Из участвующих водителей 12 не имели опыта работы с автономно управляемым грузовиком. Однако после того как они его получили, то заявили, что быстро привыкли к Highway Pilot и подтвердили, что эта система сделала вождение значительно более легким.
Автономное движение грузовика позволяет увеличить эффективность использования топлива и снизить выбросы углекислого газа. Тесты, проведенные Mercedes-Benz и Freightliner Trucks, показывают, что при автономном движении расход топлива снижается до 5%. Эти данные подтверждают исследование Frost & Sullivan, которое установило, что тяжелые грузовики при таком движении могут достичь экономии топлива в среднем до 7%. Специалисты Frost & Sullivan также пришли к выводу, что автономное вождение грузовых автомобилей позволяет снизить эксплуатационные расходы за счет меньшего износа транспортных средств вследствие более равномерного движения.
В Соединенных Штатах грузовиками осуществляется около 70% всех грузоперевозок по тоннажу. В общей сложности 9,4 млрд тонн груза были перевезены автомобильным транспортом. Как ожидается, к 2050 г. автомобильные грузовые перевозки возрастут в три раза. Автономные грузовики способны помочь справиться с этим ростом, оптимизируя экономические и экологические характеристики.