Mercedes-Benz Minibus GmbH и Пассажирские Sprinter
Дортмунд ‑ город земельного подчинения на западе Германии, расположенный в федеральной земле Северный Рейн – Вестфалия. Здесь с 1953 г. работала фирма Wagener by Karl Kässbohrer GmbH, занимающаяся производством специальных транспортных средств и кузовов для грузовиков. В 1975 г. Kässbohrer, после переезда на новое место (Niedersachsenweg), занялось производством полуприцепов. В 1995 г. Daimler-Benz AG покупает бизнес Karl Kässbohrer GmbH по производству автобусов и объединив со своим производством автобусов основывает компанию Evobus GmbH. В 1998 г. Evobus GmbH начинает работу в сегменте малых автобусов в доле с компанией Karl Koch GmbH. Крупносерийное производство минибусов началось в Дортмунде в 2000 г. В 2004 г. Evobus GmbH выкупила все акции Karl Koch GmbH, после чего была основана компания Mercedes-Benz Minibus GmbH. В 2008 г. в Evobus GmbH сконцентрировала всё производство малых автобусов в Дортмунде, где некоторое время назад был собран 20-тысячный автобус.
В этом году Mercedes-Benz Minibus GmbH отмечает десятилетие. В юбилейный год компания представила новые автобусы Mercedes-Benz Sprinter, отвечающие экологическому классу Euro VI. Одновременно Mercedes-Benz расширила модельный ряд выпускаемых в Дортмунде автобусов, предоставив модели линейки Transfer (Переезд) и Travel (Путешествие).
На Sprinter устанавливаются 4-цилиндровые 2,2-литровые двигателе OM 651, развивающие мощность от 70 кВт (95 л.с.) до 120 кВт (163 л.с.) и 3-литровые дизели V6 мощностью 140 кВт (190 л.с.). Двигатели используют для достижения уровня Euro VI проверенную на тяжёлых коммерческих автомобилях в течении последних 10 лет технологию впрыска в отработавшие газы жидкости AdBlue и каталитических нейтрализаторов SCR. С точки зрения базовой конструкции двигатели остались неизменными, как и их технические характеристики. Разработчики улучшили процессы впрыска топлива, сгорания и давления наддува. Результатом этой работы явились снижение расхода топлива и уменьшение шума при работе. Улучшили работу двигателя также изменения параметров предварительного впрыска. Сервисные интервалы двигателей увеличены до 60 тыс. км.
Для снижения расхода топлива применяется генератор с интеллектуальным управлением, электрический топливный насос, опционально устанавливаемый кондиционер с функцией свободного хода.
В 6-ступенчатой механической коробке передач уменьшены потери на трение за счёт применения масла низкофрикционного масла ‑ low-friction. Автоматическая коробка передач 7G-TRONIC с гидротрансформатором – это единственный в мире семиступенчатый агрегат, который устанавливается на фургонах. У 7G-TRONIC улучшен алгоритм переключения передач, доступен вариант ECO с функцией start/stop. Задний мост также явился предметом уменьшения трения.
Замена автобусов Sprinter моделями уровня Euro VI велось Mercedes-Benz с середины прошлого года для линеек Transfer, Travel и Mobility. Модели City были доведены до новых стандартов в начале 2014 г.
В ходе перехода на новые Sprinter Mercedes-Benz разработала новые варианты малых автобусов: Transfer и Travel. Новые варианты отличаются элегантной линией крыши с интегрированными вентиляционными люками. Ступеньки на входе в салон подсвечиваются с помощью светодиодных полосок. Багажные полки также обновлены. В салонах установлены новые сидения.
Появились новые модификации автобусов, предназначенных для перевозки лиц с ограниченной подвижностью: Sprinter Mobility 35 и Sprinter Mobility 45. Полная масса этих автомобилей с двухскатной ошиновкой составляет 5,0 – 5,3 т.
Все малые автобусы Mercedes-Benz Sprinter делятся на четыре продуктовые линейки: Sprinter Mobility, Sprinter Transfer, Sprinter City и Sprinter Travel. Автомобили Sprinter Transfer хорошо подходят для междугородних перевозок и работы на регулярных маршрутах, а также оказания услуг по трансферу. Специализация моделей Sprinter City – работа на регулярных маршрутах. Для обслуживания туристов служат комфортабельные автобусы Sprinter Travel.
В зависимости от версии малые автобусы Mercedes-Benz изготавливаются на базе панельных фургонов Sprinter. Ходовая часть автобусов может оснащаться независимой задней подвеской. Также может использоваться каркасный кузов. Всего Mercedes-Benz предлагает 16 вариантов автобусов Sprinter.
Для обозначения модификаций этих автобусов используется двухзначный код. Первая цифра обозначает длину автобуса и/или длину колёсной базы, количество осей: 2 – средняя колёсная база, 3 ‑ длинная колёсная база, 4 ‑ длинная колёсная база и длинный задний свес, 5 ‑ длинная колёсная база и удлинённый задний свес, 6 – собственный кузов и две оси, 7 ‑ собственный кузов и три оси. Вторая цифра кода обозначает допустимую полную массу транспортного средства: 3 – 3,5 т, 4 – 4,0 т, 5 – 5,0 - 5,65 т, 7 – 6,8 т.
Sprinter Transfer предлагается в четырёх вариантах сочетания длины и массы, которые образуют пять базовых моделей. Самый короткий Sprinter Transfer 23 имеет 12 пассажирских мест, а самый большой Sprinter Transfer 55 – 22. Этот автобус выделяется распашной двухстворчатой задней дверью.
Пассажиры входят в автобусы либо через широкие раздвижные двери или через стандартную дверь кабины, а также через одну или две поворотно-откидные двери. Для пассажиров предназначены комфортабельные сиденья Inter Star Sprinter, обеспечивающие хорошую боковую поддержку. Комфортабельность поездки может быть повышена установкой сидений с регулируемым углом наклона спинки, откидными подлокотниками со стороны прохода, а также багажными сетками на спинках сиденьях и складными столами с подстаканниками. По заказу устанавливаются «туристические» сиденья Travel Star Sprinter, оснащаются трёхточечными ремнями безопасности. Для установки сидений применяется рельсовая система крепления, позволяющая легко менять конфигурацию салона. Улучшить микроклимат в салоне можно заказав эффективную систему кондиционирования с воздуховодами, проложенными по потолку автобуса распределение, или конвекционные обогреватели.
Mercedes-Benz Sprinter Travel предоставляет высокий уровень комфорта при выполнении экскурсионных поездок и туров, или как VIP ‑ шатл. Автобусы Sprinter Travel предлагаются в трёх вариантах: 45, 55 и 65. В стандартном исполнении туристические автобусы имеют большое грузовое отделение. Так объём багажного отделения автобуса Sprinter Travel 55 составляет 1,45 куб. м. Модификации Travel выделяются хромированной решёткой радиатора.
Автобусы серии Travel комплектуются багажными полками, индивидуальной вентиляцией, светильниками для чтения, кнопками вызова сопровождающего. Системы кондиционирования салона и кабины разделены. Сидения имеют регулируемые спинки со стороны прохода установлены подлокотники.
Модель Sprinter Travel 65 – автобус с собственным кузовом, отличается большими боковыми и задним окнами. Внутреннее пространство салона примерно на 10 см шире, чем у модели Travel 55. Багажное отделение автобуса имеет объём 2,0 куб. м. В салоне установлены сиденья Travel Star Xtra 2, хорошо известные по автобусам Mercedes-Benz Travego. Максимальное расстояние между сиденьями – 920 мм. На окнах с двойным остеклением устанавливаются шторки. Задняя подвеска автобуса пневматическая. Вход в салон осуществляется через откидную дверь шириной 750 мм. Автобус способен перевозить до 18+1 пассажиров.
Для работы на региональных маршрутах предназначены автобусы серии Mercedes-Benz Sprinter City. Компактная модель Sprinter City 35 изготавливают на базе фургонов. Большой Sprinter City 65 изготавливают на базе специального шасси. Это позволило сделать частично низкополный городской автобус. Предлагается два варианта автобусов: Sprinter City 65 и Sprinter City 65 К – короткой версии, имеющей длину на 70 см короче за счёт размеров заднего свеса. 7-метровый автобус шириной около 2 м вмещает 30 пассажиров.
Флагманом модельного ряда является 8,7-метровый Sprinter City 77, занимающий промежуточное место между City 65 и Citaro K. Автобус Sprinter City 77 – трёхосный, ошиновка односкатная. Его тандемные задние оси – эксклюзивная разработка компании Mercedes-Benz. В отличие от City 65 трёхосный City 77 имеет низкий пол по всей длине салона, вмещающим две инвалидных коляски и до 40 пассажиров.
Автобус Sprinter City 77 оснащён независимой подвеской всех колёс. Все модели Sprinter City снабжаются дверьми с проёмом шириной 1250 мм.
На автобусах Sprinter City устанавливаются пластиковые анатомические сиденья City-Star Eco от автобуса Citaro. В задней части Sprinter City 65 за задней осью установлена одностворчатая дверь, а у City 77 – двухстворчатая с откидными створками. В салоне автобуса устанавливаются конвекторные обогреватели с осевыми вентиляторами, кондиционерами для водителя и пассажиров с функцией рециркуляцией воздуха.
Автобусы Sprinter City оснащаются 7-ступенчатой гидромеханической коробкой передач. Крутящий момент передаётся на задний мост. Для Sprinter City 35 задняя пневматическая подвеска – опция. Другие три модели более крупных автобусов оснащаются пневматической подвеской в стандартном исполнении. Для моделей Sprinter City 65, 65 K и 77 зарезервирована наклона автобуса для облегчения посадки. Для всех четырёх моделей предусмотрена установка ретардера.
В семействе Sprinter Mobility появились новые модели ‑ Sprinter Mobility 35 и 45. Все четыре модели построены на базе панельных фургонов с высокой крышей с двухстворчатой распашной задней дверью.
Панельные фургоны Sprinter производятся на заводе в Дюссельдорфе, а автобусные шасси в Людвигсфельде. Производимые этими заводами компоненты автобусов привозят в Дортмунд грузовиками. Самый простой способ изготовления малого автобуса – это дооборудование панельного фургона: установка арматуры, окон, вентиляционных люков, кондиционеров, пола, сидений, подрезание колёсных арок задних колёс. Эта технология хорошо освоена отечественными производителями.
Кузова автобусов из Дортмунд могут удлиняться присоединяемыми к задней части элементом из армированного стеклопластика – GFRP (glass-fiber reinforced plastic), называемым фиберглассом. Фиберглассовая задняя часть кузова устанавливается на трубчатой раме и усилена металлическим каркасом. Такие автобусы имеют удлинённые к задней части оконные проёмы, эффектно вписывающие в общий дизайн.
Автобус Sprinter City 77 – особая модель. Кузов вместимостью 40 пассажиров каркасной конструкции устанавливается на раме, и затем присоединяется к передней части Sprinter. Кузов обшивается панелями, устанавливается крыша, задняя часть. Все детали изготовлены из GFRP. Они крепятся к каркасу с помощью клея.
Процесс сборки каждого автобуса состоит из восьми циклов. После сборки автобус проходит получасовые дорожные пробеговые испытания. Испытания на водонепроницаемость также является обязательным тестом.