Водород хорошо, но дизель дешевле
Пилотный проект заканчивается, и 20 водородных автобусов с электрохимическими генераторами (ЭХГ) будут замены обычными. В центре внимания программы проекта была оценка возможности ежедневной эксплуатации автобусов на топливных элементах. Программа Whistler Hydrogen Fuel Cell Bus стоила $89 млн. Она показала, что эксплуатация водородных автобусов с учетом обслуживания и стоимости топлива обходится в три раза дороже, чем эксплуатация автобусов Nova с дизелем, которые были заменены в 2009 г. Водород для автобусов Whistler Hydrogen Fuel Cell Bus обходится не дешево — его привозили каждые 10 дней из Квебека. Стоимость автобуса Whistler Hydrogen Fuel Cell, изготовленного на базе автобуса модели New A330 бельгийской компании VanHool, составляет $2,1 млн — это в четыре раза дороже дизельного автобуса.
Автобус с топливными ячейками HFC (Hydrogen Fuel Cell) может быть в два раза энергоэффективнее автобуса с дизелем. Установленные на автобусе 8 баллонов вмещают около 60 кг водорода. Такого запаса Н2 достаточно для пробега по маршруту протяженностью в 500 км. В холодное время года эффективность снижается, к тому же вырабатываемая при работе водородного автобуса вода может замерзнуть. Затраты на водород составляют в среднем $2,28/км. Это в три раза больше затрат на дизельное топливо. Издержки на техническое обслуживание автобуса HFC составляют примерно $1 за километр. Для автобуса Nova с дизелем этот показатель соответствует значению $0,65/км. Таким образом, эксплуатация водородных автобусов обходилась канадской провинции в дополнительные $1,8 млн в год. И так на протяжении вот уже 5 лет. За счет налогов на недвижимость и тарифов на проезд (который составляет $2,50 за проезд пассажира), муниципалитет города Уистлер оплачивает автобусному парку около 46% операционных расходов.
Эксплуатация автобусов с топливными элементами была начата как часть обширной программы будущего по созданию «водородной дороги» из Уистлера в Калифорнию. Водородные автобусы работали во время Олимпийских игр 2010 г.
С начала проекта было произведено свыше 3 млн поездок пассажиров. Каждый автобус проезжает в среднем более 100 км в день. Общий пробег автобусов составил около 4 млн км. Установленные на автобусах электрохимические модули Ballard FCvelocity TM-HD6 показали высокую надежность работы. Коэффициент выхода автобусов на линию составлял 98%.
В целом, реализация проекта по опытной эксплуатации автобусов с электрохимическими генераторами на борту признается успешной представителями Союза транспортников Канады, министром транспорта Британской Колумбии и руководством компании Ballard Power Systems — производителем электрохимических генераторов.
С самого начала проекта было понятно, что эксплуатация Whistler Hydrogen Fuel Cell Bus будет дороже, чем автобусов с дизелями. Проект был важным шагом к коммерциализации новаторской технологии топливных элементов с нулевыми выбросами. Накопленный опыт способствовал значительному снижению (примерно на 50%) капитальных затрат на топливные элементы автобусов по сравнению с 2009 г., когда они были поставлены. Дальнейшее сокращение стоимости будет зависеть от выпуска различных версий HFC наряду с более масштабным их производством.
Даже с учетом транспортировки водорода грузовиками из Квебека в Уистлер, общие выбросы в атмосферу сократились примерно на 65% (по сравнению с дизельными автобусами), что соответствует 4400 т парникового газа.
Компания Ballard Power Systems уже подписала контракт на поставку оборудования топливных ячеек с польской компанией Solaris Bus and Coach (Solaris). Автобусы с водородными установками нового поколения FCvelocity-HD7 будут эксплуатироваться в Гамбурге. Для снижения стоимости эксплуатации и увеличения эффективности автобусы будут дополнительно оснащаться аккумуляторными батареями. Модули FCvelocity-HD7 предлагают улучшенную долговечность, надежность вместе со значительным снижением затрат в сравнении с продуктом предыдущего поколения. Комбинированная энергетическая установка поможет в полной мере реализовать преимущества обоих источников тока — HFC и аккумуляторной батареи — наряду с возможностями рекуперации энергии. Использование самых последних технических достижений должно сделать водородные автобусы более эффективными, а значит, снизить стоимость эксплуатации и повысить их привлекательность.