Электромобили примеряют «шашечки»
Об новой экологической инициативе объявил мер столицы Британии Борис Джонсон (Boris Johnson). Ограничение коснётся новых автомобилей такси, лицензированных для работы в пределах центральной части Лондона.
Считается, что в настоящий момент на этот сегмент рунка претендуют пять производителей. Из них по крайней мере две компании - Ecotive и принадлежащие китайцам London Taxi Company (LTC) - рассматривают планы на производство «зелёных» автомобилей непосредственно в Великобритании, что, несомненно, является их плюсом в конкурентной борьбе в силу гласных или негласных протекционистских мер. Другие претенденты производят автомобили вне туманного Альбиона - это японский Nissan, турецкий Karsan (компания работает с дизайнерами из Королевского колледжа искусств) и немецкий Mercedes.
Компания Ecotive занимается разработкой и производством электрических такси Metrocab в партнёрстве с инжиниринговой компанией Frazer-Nash Consultancy.. Зарядка аккумуляторной литий-ионной полимерной батареи 6-местных такси осуществляется от обычной электросети. В движение автомобиль приводят два электродвигателя, установленные на ступицах задних колёс. В настоящее время осуществляется опытная эксплуатация такси Metrocab. Предварительные испытания показали, что Metrocab может сэкономить до £ 40 в день (€ 48). Расчёт сделан на основе стоимости нефтяного топлива и электроэнергии, которое потребуется для двукратной зарядки аккумуляторной батареи автомобиля.
Однако генеральный секретарь ассоциации лондонского такси ‑ LMCPA (London Motor Cab Proprietors Association) Иван Ковлар (Ivan Kovlar) считает, что приобретение электроавтомобиля стоимостью £ 30 тыс. (€ 36 тыс.) будет тяжёлым финансовым бременем для водителя. По словам секретаря лондонских таксистов, экологические требования уже стоили такси £ 60 млн. для 10 тыс. автомобилей. Ещё в декабре 2010 г. Борис Джонсон объявил программу «Чистый воздух», согласно которой вводился предельный возраст в 10 лет для существующих такси и 15 лет для автомобилей частных транспортных компаний. Таким образом, обновляются 1500 автомобилей каждый год.
Со своей стороны руководитель оперативного центра транспорта Лондона ‑ TfL (Transport for London’s) Гаррет Эмерсон (Garrett Emmerson) заявил, что его организация договорилась с управлением в правительстве, отвечающим за автомобили с низким уровнем эмиссии (Office for Low-Emission Vehicles) и новым специальным созданным банком Green Investment Bank о возможности субсидий или займов.
Эмерсон считает, что поскольку подавляющее число поездок такси совершают в центре города, то они отвечают за существенную долю выбросов: «Это небольшое число автомобилей – 22 тыс. из 4 млн. автомобилей Лондона, но они эксплуатируются в основном в центре, таким образом, такси влияют на качество воздуха больше». Согласно исследованию от EcoVelocity, в воздухе Лондона, может стать на 4000 т. меньше CO2 каждую неделю, если все такси получат электрические двигатели.
Кроме такси, к 2015 г. TfL должно заменить 900 устаревших автобусов экологического класса Euro III на новые автобусы Euro VI. В ближайшее время TfL планирует ввести в эксплуатацию 600 автобусов с комбинированной силовой установкой, доведя к 2016 г. парк гибридных автобусов до 1200 единиц. Эти меры позволят сократить ежегодные выбросы СО2 в Лондоне примерно на 20600 т.
Год назад London Taxi Company была приобретена китайским производителем Geely. Китайцы восстановили производство на заводе в Ковентри (Англия), сохранив 107 рабочих мест. Завод выпускает модель такси Geely. До этого знаменитые лондонские кэбы производила обанкротившаяся компания Manganese Bronze Holding. Последней моделью компании и была TX4.
В настоящее время London Taxi Company и компания Intelligent Energy испытывают пять автомобилей такси, работающих на водороде. Эти автомобили присоединились к испытываемым автомобилям Hyundai, также работающих на топливных элементах. Основная задача, стоящая перед компаниями – снизить производственные затраты до более конкурентоспособного уровня, хотя цена такого такси будет выше текущей стоимости автомобилей.
В конкуренции между аккумуляторными батареями и топливными элементами значимое слово может сказать развитие инфраструктуры заправок. В Лондоне уже установлено более 1300 зарядных станций для электромобилей. Среди них есть станции быстрой зарядки постоянным током французской фирмы IER. К 2018 г. количество таких станций увеличится до 6 тыс.
Мест, где можно заправиться водородом в столице Великобритании всего два. Вместе с этим для заправки автомобилей такси, потребуется как минимум 25 – 30 станций. Эти расчёты сделаны на основе времени заправки, но никак не учитывают затраты на движение к заправке или пиковые нагрузки. Кроме этого трудновыполнимой задачей является цель получать 50% водорода с помощью возобновляемых источников энергии к 2020 г.
Frazer-Nash предлагает частичное решение проблемы с помощью создания заправочных станций работающих на солнечных батареях. Одна такая станция может обеспечить за месяц работы пробег такси только на 1500 км.
Пока в Лондоне в тестовой эксплуатации находятся 10 водородных такси и 5 полицейских скутеров. Испытания проходят в рамках европейского проекта HyTEC, по которому испытывались водородные автобусы. Можно заметить, что за последние 10 лет никаких существенных технических прорывов в области технологии топливных ячеек не произошло, в то время как аккумуляторные батарей стали значительно дешевле и совершенней. Так, что привлекательность водородных автомобилей потускнела.
Что касается Nissan, то в сентябре прошлого года компания дебютировала на автосалоне во Франкфурте с моделью e-NV200 taxi. Тогда, при подписании меморандума между Nissan и администрацией Барселоны о взаимопонимании в использовании электромобилей как такси, было объявлено, что производство электромобиля начнётся в середине 2014 г. Nissan e-NV200 будут производить на предприятии в Барселоне, в индустриальном районе Zona Franca (Catalan). В проект будет инвестировано € 100 млн. и создано 700 рабочих мест. Завод будет единственным в мире производителем e-NV200.
Соглашение с городскими властями Барселоны предусматривало поддержку Nissan в развёртывании инфраструктуры зарядных станций. Компания предоставит зарядные станции, соответствующие японскому стандарту CHAdeMO, с возможностью быстрого заряда постоянным током. Такая станция заряжает разряженную на 80% аккумуляторную батарею за полчаса. По планам ЕС к марту 2014 г в Европе должно быть установлено более 1200 зарядных станций. Это меньше, чем в одном Лондоне.
Турецкое электротакси Karsan V1 было представлено на конкурс ToT (Taxi of Tomorrow – «такси завтрашнего дня»), объявленный комиссией такси и лимузинов Нью-Йорка TLC (Taxi & Limousine Commission) в 2009 г. Каждый день примерно 700 тыс. человек пользуются жёлтым такси в Нью-Йорке – это значительный сектор общественного транспорта Большого яблока, и к нему особенное внимание.
Турецкий концепт выделяли среди конкурентов современный дизайн, прозрачная крыша, выдвигающаяся из пола аппарель для заезда инвалидного кресла. В ноябре 2010 г. Karsan V1 вышел в финал наряду с автомобилями Nissan NV200 и Ford Transit Connect. Ходовой прототип изготовили в декабре 2011 г. В середине 2013 г. Karsan V1 был передан на производство.
Karsan демонстрировал своё такси на выставке London Motor Expo. Автомобиль проезжает на одной зарядке 80 – 100 км, оснащён блоком бортовой зарядки.
В Лондоне эксплуатируются автомобили Mercedes-Benz Vito в варианте такси. Компания производит первый серийно выпускающийся электрофургон Vito E-Cell. Автомобиль комплектуется двигателем мощностью 60 кВт, с максимальным крутящим момент 280 Нм. Ёмкость литий-ионной аккумуляторной батареи Vito E-Cell ‑ 36 кВтч. Батарея монтируется под днищем автомобиля и не влияет на расположение кресел в салоне. Максимальная скорость ограничивается 89 км/ч. Пробег автомобиля на одном заряде батареи 130 км. Это расстояние определяется на основании выполнения автомобилем тестов NEDC (Новый европейский ездовой цикл). В настоящее время фургон Vito E-Cell доступен более чем в 15 странах Европы. Однако о планах компании в секторе е-такси ничего не известно.
Незаявленным претендентом на рыночный сектор лондонского такси с нулевыми выбросами может стать китайский BYD. Компания производит, успешно эксплуатирующиеся в Китае (г. Шеньчшень) в качестве такси электрические кроссверы BYD e6. 5-местный автомобиль с литий-железо-фосфатным аккумулятором проезжает до 300 км, имеет максимальную скорость 140 км/ч. Автомобиль был создан в 2010 г. В том же году было создано совместное предприятие BYD и Daimler по производству электромобилей. Тем не менее, триумфального шествия BYD e6 в США не состоялось. Несмотря на все обещания китайцев, автомобиль там так не появился.
Существует много «подводных камней», от которых зависит продвижение уже готового продукта в тех или других сегментах рынка. Как будет выглядеть «зелёное» такси Лондона предугадать сложно. Одно лишь можно сказать с уверенностью, что электрических LADA там не будет.