Автобаны, автобаны: наши дальнобойщики в Штатах
Ведущий YouTube-канала «Наш Человек» Андрей Тихонов побеседовал с Максимом и узнал, как работают и сколько получают водители большегрузов в США.
— Здравствуйте, Максим! Расскажите, когда и как вы попали в Америку?
— Привет! Я приехал в 2005 году, мне был тогда 21 год. Перебраться помогла сестра, которая здесь жила. Сам я из Ростова, привет землякам!
— Какой была ваша первая работа?
— Первые три месяца я работал в автосервисе подсобником: менял колодки, колеса. Потом получил CDL — коммерческую лицензию для управления грузовиком, аналог российской категории Е — и начал водить большегрузы.
— На права сдавали здесь?
— Да, и в конце 2008 года начал работать на фирму, а в 2012 купил свой трак.
— Как тяжело было получить права?
— Когда я сдавал, было несложно. Как сейчас — не знаю. Язык, конечно, нужен, но идеальное знание необязательно. Тем, кто схватывает все на лету, будет полегче.
— Сколько водитель может заработать без своего трака? Вот он получил права, пришел к работодателю — на какую зарплату может рассчитывать?
— Без опыта много не заработаешь. Наверное, будет зарабатывать около тысячи долларов в неделю. Ему придется много работать, не менее 6 дней в неделю, а о выходных дома можно сразу забыть.
— Вы ездите так же?
— Да, езжу по 3-4 недели, не заезжая домой.
— Сколько стоил ваш первый трак?
— Мой первый Volvo обошелся мне в 138 тысяч долларов.
— Сколько вы зарабатываете?
— Если я будут ездить месяц, не заезжая домой, то получу 18-20 тысяч долларов чистыми.
— А если случится поломка? Трак ведь ваш? Он на гарантии?
— Да, машина ломается, бывает всякое. Платить, конечно, приходится из своего кармана. Но если ничего не сломалось, то 18 минимум должно получиться. Максимум — 22 тысячи долларов, самый край — 25.
— А сколько платите за трак?
— 2650 долларов в месяц.
— Нашли ли вы свою американскую мечту? Все сюда едут за какой-то своей мечтой, у вас она была?
— 15 лет назад я гонял мух в Ростове и не думал, что когда-нибудь окажусь в Америке и куплю себе такую машину. Я не мечтал об этом в России, поэтому не могу сказать, что я добился осуществления своей мечты.
— Хотели бы сменить профессию?
— Нет, бросать вождение я не хочу. Но хотелось бы перестать ездить в дальние рейсы, почаще бывать дома.
— А не хотели бы вернуться обратно в Россию?
— Нет, не хотел бы. У меня уже все здесь: дом, семья.
— Как бы вы охарактеризовали жизнь в Америке? Можете описать ее в двух словах?
— Равенство и закон. Здесь работают законы, их очень редко нарушают. Я несколько раз забывал закрыть трак, шел спать в гостиницу, возвращался утром к открытой машине — все вещи были на месте. Это здорово.
— Я смотрю, у вас здесь гантели есть. Вы занимаетесь физкультурой в рейсах?
— Да, люблю заниматься спортом, когда есть свободное время. На трак-стопах, в терминалах. Чаще бегаю — есть кроссовки, спортивная одежда. С такой работой без спорта не обойтись. А с гантелями занимаюсь нечасто, периодически.
— Расскажите о грузовике. Что это за модель?
— Volvo 780 с большой кабиной. Места в ней много. Сиденье пневматическое, коробка — автомат.
— Сложно ли такой трак водить?
— Довольно просто. Но опыт, конечно, необходим. Эту работу нужно любить, нужно чувствовать свою машину. Многое приходит с опытом. Например, когда я иду на обгон, то всегда смотрю в зеркало грузовика, который обгоняю. Если его водитель в зеркало не смотрит, то на дорогу он тоже не смотрит. Тогда лучше не рисковать.
— Права получали на механике?
— Да. Сдавать можно на механике, а можно на автомате, но если сдать на автомате, то управлять механикой нельзя — на водительском удостоверении делается соответствующая пометка. На нем же изображено два прицепа: это значит, что я могу водить автопоезд.
— Есть ли смысл сейчас приезжать в Америку? Что можете сказать лично от себя тем, кто хочет переехать?
— Я радуюсь, когда встречаю земляков. Но приезжать надо с целью. Если есть цель добиться чего-то, например, заработать, на ноги подняться — можно ехать. Но срываться с места просто так, надеясь, что здесь деньги на деревьях растут, нельзя, потому что это неправда.
Справка: медианная годовая зарплата водителей-дальнобойщиков в США по данным ATA (Американской Ассоциации грузоперевозчиков) в 2018 году составляла $53 000-57 000. Из-за нехватки персонала многие операторы автопарков повысили ставки. Так, например, водители грузовиков крупнейшего американского ретейлера, сети Walmart, получают в среднем $87 500, а опытные водители с большим стажем безаварийного вождения — свыше $100 000. Зарплаты «частников», обладающих собственной машиной и самостоятельно находящих грузы, еще выше — они колеблются в пределах $170 000-190 000, однако таким водителям приходится самостоятельно оплачивать топливо, запчасти, услуги придорожного сервиса и т. п.