Дональд Трамп извинился за слишком низкие цены на бензин
Осенью дорожная сеть США испытала повышенную нагрузку: сотни тысяч граждан сели в свои автомобили и поехали навещать родственников в День благодарения (в этом году он выпал на 22 ноября). Местные СМИ из числа тех, что традиционно симпатизируют демократам и критикуют президента-республиканца, отметили, что в этом году машин на дорогах оказалось больше, чем обычно, и связали это с низкими ценами на топливо – мол, политика Трампа привела к коллапсу на дорогах. Трамп по традиции ответил на эти нападки в своем Твиттере, приводим свою версию перевода:
«С фейковыми СМИ спорить бесполезно. Главная новость сегодня: под моим давлением цены на бензин опустились так низко, что все большее число людей водят машины, то есть я вызвал заторы на дорогах по всей нашей великой стране. Всем приношу свои извинения».
Понятно, что Трамп иронизирует, и будет и впредь добиваться снижения мировых цен на нефть. В США чем ниже цена нефти, тем ниже цена топлива на заправках. Средняя цена бензина в этой стране на данный момент – 2,753 доллара за галлон или в переводе на понятные нам величины 47,4 рублей за литр, то есть вполне себе российский уровень. Однако, в некоторый штатах, например в Оклахоме, заправиться можно по цене менее чем 1,83 доллара за галлон, то есть 31,7 рублей за литр – в РФ таких цен не видели давно.
Помнится, в начале 2016 года, когда нефть опустилась ниже 30 долларов за баррель, розничные цены на бензин в США падали до 1,52 доллара за галлон (26 рублей за литр в переводе по сегодняшнему курсу), а некоторые АЗС в запале конкурентной борьбы отпускали бензин по цене менее доллара за галлон. Рекорд же зимой 2016-го поставила одна из заправок в штате Мичиган – 0,479 доллара за галлон или 8,3 рубля за литр! И ведь у власти тогда был Обама – Трамп формально пришел к власти лишь год спустя, в январе 2017-го. В России между тем ситуация с ценами на топливо продолжает оставаться напряженной: с 1 ноября власти по договоренности с нефтяниками «заморозили» розничные цены, в результате чего в ряде регионов сразу возник дефицит топлива.
Многие россияне не понимают, почему, когда цены на нефть падают, бензин дорожает, а не дешевеет, как в США. Все дело в принципиально разной структуре формирования розничных цен: в России доля нефти в стоимости бензина составляет всего 8%, переработка – 10%, логистика – 9%, а остальные 73% – это налоги, которые государство снижать решительно не хочет. Понятно, что какой бы высокой не была волатильность в рамках нефтяных 8%, серьезно на розничную стоимость бензина она не повлияет.
В США цена галлона бензина на 57% состоит и из цены сырья, 14% приходится на переработку, 13% – на логистику, 16% – на налоги. Чувствуете разницу?
При этом с 1 января 2019 года российские власти планируют в очередной раз повысить акцизы на топливо. Сдерживать цены будут в ручном режиме и с помощью репрессивных мер по отношению к нефтяникам, например, введением экспортных пошлин. То есть рыночные механизмы формирования розничных цен на топливо окончательно перестанут работать. В США они пусть и не всегда идеально, но работают. И позволяют гражданам без большого ущерба для бюджета посещать родных в День благодарения. А пробки это, прямо скажем, проблема не нефтяников и владельцев АЗС, а совсем другой отрасли – ими пусть Минтранс занимается.