Полимер вместо баббита
Federal-Mogul Powertrain год назад представила материал IROX 2 для подшипников двигателей легких транспортных средств. Теперь преимущества IROX 2 стали доступны создателям дизелей большого литража.
IROX 2, по сравнению с современными баббитами, обеспечивает улучшенные противозадирные свойства и характеристики усталости, особенно при работе в паре трения со стальными коленчатыми валами. Инновационный антифрикционный материал является частью семейства новых технологий компании, которые направлены на уменьшение трения, повышение эффективности и износостойкости, а также использование моторного масла с низкой вязкостью. IROX 2 получил признание производителей автомобилей и уже нашел применение для вкладышей серийно выпускаемых легких двигателей.
«IROX 2 расширяет рабочий диапазон по уровню стойкости к усталостному разрушению до области нагрузки 100 МПа, что традиционно требовало применения дорогостоящих подшипников с PVD-покрытием, — объясняет Джан Мария Оливетти (Gian Maria Olivetti), главный технический директор Federal-Mogul Powertrain. — Снижая трение, инновационные покрытия IROX также помогают нашим клиентам снизить расход топлива и выбросы CO2. Оценка с использованием специально разработанных испытательных установок показала, что снижение трения при использовании подшипников с покрытием IROX больше, чем при замене масла 5W30 на 0W20».
В то время как IROX был разработан для коленчатых валов со стандартной обработкой поверхности шеек, IROX 2 предназначен для коленчатых валов с экстра-чистой обработкой, работающей с менее вязкими маслами. Благодаря своей высокой прирабатываемости, полимерный материал подшипника обеспечивает превосходные характеристики работы двигателя. По сравнению с антифрикционными материалами на основе алюминия, которые также начинают применять в секторе тяжелых двигателей, оба полимерных покрытия обеспечивают снижение трения и большую износостойкость. По сравнению с IROX, материал IROX 2 обладает еще более лучшими характеристиками по износостойкости и усталостному разрушению.
«Оба покрытия IROX и IROX 2 доступны для алюминиевых и бронзовых подшипников, легких и тяжелых двигателей, — сказал Стефан Риттманн (Stefan Rittmann), директор по технологиям подшипников Federal-Mogul Powertrain. — Полимерные покрытия особенно эффективны в гибридных автомобилях и с функцией start/stop, которые предъявляют дополнительные требования к подшипникам вследствие частых повторных пусков. Верхний слой покрытия представляет собой связующий полимер PAI (полиамид-имид), содержащий ряд добавок, диспергированных по всей матрице. Разработка IROX 2 включала модификацию связующей системы на молекулярном уровне в сочетании с незначительными изменениями в составе. Например, по сравнению с IROX, IROX 2 не содержит частиц карбида кремния и имеет более высокое содержание синергетической смеси твердых смазочных материалов».