Карьерный прорыв ТОНАРа
За державу обидно
Поднаторев на выпуске широкой линейки прицепной техники и дорожных грузовиков, МЗ «ТОНАР» обратил свои взоры на горнодобывающую отрасль, тем более после распада СССР у России не оказалась своего производства карьерного автотранспорта. Как результат — полная зависимость нашей страны от иностранных поставщиков большегрузных самосвалов, таких как БелАЗ, Caterpillar, Komatsu, Terex, Hitachi и других.
Тяжеловозный первенец, получивший обозначение Тонар-4525 (6х4), построили в феврале 2013 года на своем подмосковном заводе в деревне Губино. Правда, у отечественной новинки грузоподъемностью 45 тонн обнаружился явно китайский облик и характер. Но по-другому и быть не могло, ведь в качестве прототипа выбрали самосвал Shaanxi SX5504, который к тому времени получил известность в ряде дальневосточных и сибирских регионов страны. Для сборки шасси поначалу решили использовать комплектующие, доставляемые из Поднебесной.
Первый карьерный самосвал Тонар-4525 построили в феврале 2013 года
Машину снабдили прочной несущей рамой с двойными лонжеронами, 6-цилидровым турбодизелем Weichai WD 12.375 (11,6 л) с отдачей 375 л.с., механической 9-ступенчатой коробкой передач Shaanxi Fast Gear 9JSD180, 13-тонной управляемой осью и двумя ведущими мостами, выдерживающими нагрузку 25 тонн каждый, которые поставила фирма Shaanxi Hande Axle. Относительно небольшую мощность двигателя при солидной полной массе, достигавшей 67 тонн, компенсировали ведущие мосты с передаточным числом 12,87. Поэтому грузовик мог преодолевать подъемы крутизной 10%, однако его максимальная скорость не превышала 41 км/ч. Но для технологических работ этого вполне достаточно. Для исключения перегрева системы охлаждения двигателя в экстремальных условиях по заказу предусмотрели установку дополнительного радиатора, подключаемого принудительно. Его разместили справа от кабины.
Одноместная однодверная кабина, смещенная к левому борту, подвешена на четырех пружинных амортизаторах и может откидываться вперед, открывая доступ к моторному отсеку. В штатное оснащение входят двухслойное лобовое стекло, трехскоростные стеклоочистители, отопитель, кондиционер, изменяемая по углу наклона рулевая колонка, подвесной педальный узел. Регулируемое сиденье водителя с индивидуальной подвеской снабжено подголовником и ремнями безопасности. Приборная панель вполне информативна.
Кабина грузовика
Стоимость машины, которая прошла всесторонние испытания в различных климатических условиях, определили суммой 4,7 млн рублей (без учета утилизационного сбора). Заводская гарантия составила 16 месяцев, 2400 моточасов или 60 тыс. км пробега, в зависимости от того, что наступит раньше.
Основными соперниками Тонар-4525 в российских карьерах, как и предполагалось, стали двухосные (4х2) БелАЗ-7547 (грузоподъемность 42-45 тонн), БелАЗ-7545 (45 тонн), а также, в определенной степени, 30-тонный БелАЗ-7540, как и его предок БелАЗ-7522. Хотя официальные дилеры БелАЗа информацию о ценах на новые грузовики не афишируют, на вторичном рынке работоспособные машины серии БелАЗ-7545 10-летнего возраста и в рабочем состоянии можно было приобрести за 2,5-4 млн рублей. За пятилетний БелАЗ-7540 в хорошем состоянии просили от 3,8 до 6 млн рублей. Конечно же, не остались в стороне от процесса китайские конкуренты HOWO, Shaanxi, LGMG. Но по заявлениям представителей ТОНАР, их продукт как минимум на 20% дешевле любой сопоставимой модели. А по сравнению с однотипными моделями известных мировых брендов — Caterpillar, Komatsu, Terex — этот разрыв достигает 3-4 раз. В общем, игра стоила свеч.
Грузовик, оборудованный системой регулирования давления воздуха в шинах колес ведущей тележки Tireboss
Как в снаряженном состоянии, так и с полной нагрузкой Тонар оказался на 11-13 тонн легче, чем его белорусские собратья-однокласники, что вкупе с менее прожорливым мотором — прямой путь к экономии топлива, снижению нагрузки на дорожное полотно, которое разрушается не столь интенсивно. Любопытно, что самосвалы из Губино, в противовес соперникам из Жодино, можно перевозить на низкорамных тралах, без обязательного демонтажа кузова — достаточно лишь снять козырек. В чем «белорусы» превзошли «россиянина», так это в максимальной скорости, которая у них достигала 55 км/ч и величине преодолеваемого подъема за счет более мощного двигателя.
По просьбам трудящихся
Пару самосвалов из первой серии тонаровцы оставили в собственном Управлении коммерческих перевозок, анализируя их работу и совершенствуя конструкцию. И вот, уже осенью 2013 года для регулирования давления воздуха в шинах колес ведущей тележки один из автомобилей оборудовали специальной системой канадской фирмы Tireboss, которая позволила увеличить проходимость машины при движении на мягких грунтах. После проведенных испытаний это устройство вошло в список опций.
При необходимости самосвал снабжался дополнительным радиатором для работы в экстремальных условиях
Тонару приходилось работать на одной линии доставки скальной доломитовой породы вместе с двумя 30-тонными 15-кубовыми БелАЗ-7522. Плечо перевозки от места погрузки в открытом карьере до дробильного завода составляло 1,2 км.
Результаты эксплуатационных испытаний Тонар-4525 и двух БелАЗ-7522:
Показатели |
Тонар-4525 |
БелАЗ-7522 |
Масса перевозимого груза, тонн |
39 |
26 |
Плечо перевозки, км |
1,2 |
|
Число рейсов в смену |
28 |
|
Расход топлива в смену, л |
140 |
125 |
Общая масса перевезенного груза, тонн |
1092 |
728 |
Расход топлива на 1 т/км перевезенного груза, л |
0,053 |
0,072 |
Стоимость перевозки 1 т/км только по топливу руб. |
1,7 |
2,3 |
Первоначальная стоимость автомобиля (без учета утилизационного сбора), млн руб. |
4, 7 |
6 |
Ежемесячная зарплата водителя тыс. руб. |
45-50 |
Итоговый расчет показал, что ежегодно предприятие может сэкономить 2 млн 415 тыс. рублей. Стоимость владения автомобилем за год эксплуатации при ежемесячном пробеге 800 и межсервисном пробеге 6250 км составила 31 161 руб.
Между тем, тонаровцы, развивая линию импортозамещения, в 2014 году оснастили свое детище 412-сильной рядной дизельной «шестеркой» ЯМЗ-650.10 (11,12 л), которая превзошла китайский мотор не только по мощности, но и крутящему моменту — 1900 Н×м против 1500.
Модель Тонар-45251 с увеличенным до 37 кубов самосвальным кузовом
Весной 2014 года заводчане представили новую версию самосвала с индексом Тонар-45251. Его изюминкой стал увеличенный до 37 кубов самосвальный кузов для перевозки угля и других сыпучих грузов. Именно такая модель в конце июля 2014 года приступила к работе по перевозке шлака на крупнейшем предприятии горнодобывающего сектора Казахстана АО «АрселоМиттал Темиртау». Функционально грузовик заменил в карьере два самосвала HOWO.
Результаты испытаний Тонар-45251 и HOWO ZZ3257N3847C1:
Показатели |
Тонар-45251 |
HOWO ZZ3257N3847C1 |
Масса перевезенного груза за один рейс, тонн |
39 |
19,5 |
Плечо перевозки, км |
4 |
|
Число рейсов в смену |
30 |
|
Расход топлива за смену, л |
120 |
96 |
Общая масса перевезенного груза в смену, тонн |
1170 |
585 |
Расход топлива на км перевозимого груза, л |
1 |
0,8 |
Количество необходимого транспорта |
1 |
2 |
Первоначальная стоимость автомобиля, млн руб. |
4,7 |
2,36 |
Зарплата водителя, тыс. руб. |
120 |
160 |
Выпуск бескапотных самосвалов продолжался до середины 2017 года. Общий тираж составил около шести десятков единиц, которые разлетелись по многим карьерам страны. Цена каждого из грузовиков последней серии начиналась от 9 млн рублей.
В авангарде капотной эпохи
Новая эпоха в истории ТОНАРа наступила в мае 2017 года, именно тогда состоялась первая публичная презентация новых 45-тонных самосвалов капотной компоновки, которые отражали кардинальную смену технической концепции предприятия. Опираясь на опыт создания капотного седельного тягача Тонар-45252 (6х4) тяжелого класса, появившегося еще в августе 2016 года, построили два новых образца трехосных грузовиков, которые хотя и сохранили прежний индекс Тонар-45251, но со своими старшими собратьями практически не имели уже ничего общего.
Капотный Тонар-45251 второго поколения с кузовом ковшового типа и двигателем Cummins QSZ13-C450-II
Вынесенный вперед двигатель позволил установить двухместную кабину с парой дверей, а увеличенное пространство моторного отсека дало возможность размещать силовые установки различной мощности. Благодаря тому, что передние колеса находились не под кабиной, а перед ней, улучшилась комфортность езды для экипажа. За счет откидных створок капота и съемных боковых панелей открывался удобный доступ ко всем узлам и агрегатам, расположенным в моторном отсеке. Например, при капитальном ремонте двигателя кабину предшественника приходилось снимать.
Чтобы заказчики могли лучше оценить возможности представленного продукта, каждая из унифицированных моделей имела свое исполнение. Главное отличие состояло в силовой установке. Один из самосвалов получил V-образный 8-цилиндровый 17,24-литровый турбодизель ТМЗ-8437.10 мощностью 425 л.с., тогда как другой стал обладателем 450-сильной рядной «шестерки» Cummins QSZ13-450-II рабочим объемом 13 л китайского происхождения. Крутящий момент ТМЗ также оказался ниже, чем у конкурента — 1913 Н×м против 2100. Зато тутаевский мотор не столь привередлив к качеству топлива. Работу водителя заметно облегчила автоматическая (гидромеханическая) 6-ступенчатая коробка передач Allison 4500 с ретардером. Каждый из ведущих мостов Hande 25Т с двойной главной передачей китайской фирмы HanDe Axle выдерживает нагрузку 25 тонн. Передаточное отношение главной передачи — 14,298, по заказу его уменьшат до 12,87 или 10,723. Для повышения проходимости межколесные и межосевые дифференциалы оснастили механизмами блокировки, которые управляются кнопками на приборной панели.
Передняя пневоморессорная подвеска
Переднюю 13-тонную ось Hande Т13 с кованой балкой снабдили комбинированной подвеской в виде малолистовых параболических рессор, пневмоэлементов и гидроамортизаторов. Тяжелые условия работы предопределили установку дублированных гидроусилителей рулевого управления с сошками и тягами, которые смонтировали по обе стороны управляемой оси. Увеличенный угол поворота передних колес обеспечил 10,4-метровому грузовику радиус поворота 11,5 м.
Подробно изучив зарубежную практику, заднюю балансирную подвеску оборудовали резиновыми упругими элементами вместо традиционных многолистовых рессор. Вертикальная нагрузка на каждый ведущий мост передается с помощью четырех упругих элементов, а продольные и боковые нагрузки воспринимаются реактивными тягами с резинометаллическими шарнирами. Тормозная система Wabco с АБС поступает из Германии. Колеса грузовиков «обули» в выносливые радиальные шины 14.00 R25 B03S (E4, E3) родом из Поднебесной. По заказу появится система управления давлением воздуха в шинах TireBoss. Для более надежной защиты элементов ходовой части штатно установлена 24-точечная система централизованной смазки Lincoln Quicklubе.
Балансирная подвеска ведущей тележки с резиновыми упругими элементами
Важным элементом в формировании экстерьера самосвалов второго поколения стала двухместная кабина, изготовленная из алюминиевого сплава. Ее производство полностью освоили на заводе в Губино. Интерьер достаточно прост, но обеспечивает необходимый комфорт экипажу. В распоряжении водителя находится изменяемая по углу наклона «баранка», эффективный гидроусилитель руля, подвесной педальный узел и регулируемое кресло Grammer с пневмоподвеской, выпущенное по лицензии в Елабуге. Зарезервированы места для тахогафа, рации и магнитолы. В базовом исполнении установлен кондиционер. Для повышения плавности хода кабина крепится к раме с помощью пневмобаллонов и амортизаторов. Снаружи закреплены массивные противосолнечные козырьки. Вместе с тем, пол кабины, находящийся на высоте человеческого роста, вызывает затруднения при занятии и покидании водителем своего рабочего места. Возросшая до 23,5-24,5 тонн снаряженная масса самосвалов компенсировалась увеличенной мощностью двигателей. Максимальная скорость достигла 50 км/ч, а преодолеваемый уклон на скорости 30 км/ч составил 8%.
Базвая цена Тонар-45251 нового поколения составила 12,5 млн рублей. Но ее конечная величина зависит от комплектации и способа финансирования: кредитование, лизинг и др.
Кабину снадбили собственной пневмоподвеской
Субсидирование пилотных партий промышленной продукции (согласно постановлению №634) обеспечивает поддержку производства и вывод на рынок нового оборудования. Производители смогут компенсировать до 50% своих расходов, а потребители получают возможность закупать новое оборудование по ценам ниже рыночных на 15-50%. Меры господдержки с учетом утилизационного сбора дают продукции подмосковных машиностроителей финансовые преимущества перед соперниками, главным из которых остается БелАЗ.
С характером фаворита
Сознавая, что в современных рыночных реалиях надо действовать быстро и решительно, тонаровцы сделали очередной шаг для укрепления своих позиций в сегменте карьерной самосвальной техники. В мае текущего года поклонники бренда радовались новому творению специалистов из Губино — карьерному тяжеловозу Тонар-7501 (6х4) грузоподъемностью 60 тонн. Нынешний лидер производственноей программы также выполнен с капотной компоновкой и на первый взгляд является увеличенным слепком с 45-тонной модели. На самом деле различий между ними предостаточно.
Углевоз работает в разрезе «Распадский»
Иной класс грузоподъемности послужил причиной для полной переработки конструкции. Для размещения более крупного кузова увеличили колесную базу, равно как и расстояние между колесами задней тележки. Потяжелевшему до 87,5 тонн (с полной нагрузкой) грузовику понадобилась силовая установка с лучшей энергетикой. Ею стал рядный 6-цилиндровый турбодизель Cummins QSX15, с 15 литров рабочего объема которого удается снять мощность 540 л.с. и крутящий момент 2344 Н×м. Для обуздания такой силищи понадобился 7-ступенчатый «автомат» Allison 4700 со встроенным ретардером и 35-тонные ведущие мосты Hande 35Т с внушительным числом главной передачи — 14,298. Естественно, присутствуют межколесные и межосевые блокировки. Передняя ось Hande 17,5Т выдерживает нагрузку в 17,5 тонн, а для поворота управляемых колес служит пара гидроусилителей. Передняя и задняя зависимые подвески по конструкции повторяют аналогичные узлы 45-тонника, только стали заметно мощнее. Тормозная система Wabco с пневматическим приводом и АБС воздействует на барабанные рабочие механизмы, установленные на всех колесах. В соответствии с текущими реалиями увеличили размер бескамерных шин до 16.00 R25, а объем топивного бака — до 700 л. Клиренс составляет порядка 400 мм. Снаряженная масса Тонар-7501 по сравнению с Тонар-45251 увеличилась с 24,5 до 27,5 тонн.
Унифицированная с 45-тонной моделью алюминиевая кабина с пневмоподвеской имеет некоторые отличия интерьера. В штатной комплектации присутствуют: кондиционер, пневмопоподвеска водительского сиденья, автономный отопитель, магнитола, регулируемая рулевая колонка, место для крепления смартфона и т.д.
Новый лидер модельного ряда — 60-тонный Тонар-7501
Шестидесятитонный Тонар-7501 стоимостью 18 млн рублей в первую очередь нацелен на ту нишу, где сегодня доминируют карьерные самосвалы БелАЗ серии 7755 грузоподъемностью 55-60 тонн. И у отечественной модели имеются реальные шансы потеснить белорусских старожилов. Что же касается стоимости брендовых моделей карьерной техники, то за 18 млн рублей у нас, если очень повезет, можно приобрести 8-летний самосвал Caterpillar Cat 773E грузоподъемностью 55,5 тонн или равнозначный с ним по характеристикам Komatsu HD 465-7.
После 70 построенных карьерных самосвалов свое внимание специалисты ТОНАРа сфокусировали на перспективной нише грузовиков с колесными формулами 8х6 и 8х8, которая обещает дать хороший импульс для развития предприятия. И работы в этом направлении, по заявлению технического директора МЗ «ТОНАР» Юрия Вайнштейна, уже ведутся.