«Штрафные» автоколонны
Собеседником автора стал водитель автовоза, перевозивший партию иномарок из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород. В короткой беседе он рассказал об особенностях своей непростой работы.
— Дружище, первый вопрос: сколько ты зарабатываешь?
— У меня сдельная работа.
— Ну, тысяч 50 получается на автовозе?
— Да.
— Машины, которые вы перевозите, страхуются?
— Там хитрые схемы. Если серьезные повреждения, то деньги по страховке возмещаются, а за мелкие «косяки» — сколы, царапины — начальство старается стрясти с водителей.
— Ну если ДТП, например, случится — с вас высчитывают что-то?
— Если моей вины нет, то все нормально. Серьезный ущерб, более 200 тысяч, компенсируется страховкой. Я слышал, переворачивались полные автовозы, и ничего… но все всегда индивидуально — машины разные, страховые компании разные.
— Вас не охраняет же никто? Машины ведь дорогие? GPS, наверное, стоит на них?
— Нет, вряд ли GPS подключен. Только если клиент заранее просит сигнализацию активировать. А нас, водителей, никто не охраняет.
— Ты по всей России катаешься?
— Да, и Казахстан тоже. Сейчас с Питера еду, с морского порта — на Нижний Новгород. Там выгружусь, и на Ставрополь.
— Работа есть всегда? Простоев не бывает?
— Иногда случается.
— Бандиты-вымогатели пристают или обходят автовозы стороной?
— Ко мне не подходили, а к другим пристают иногда. В Мурманске любят подходить, в Челябинске, Новосибирске, Краснодаре. Бывали случаи, но, к счастью, не со мной.
— Есть ли разница между работой водителя автовоза и обычной фуры, «шторки»?
— Есть свои нюансы. Если говорить о зарплатах, то раньше на автовозе было выгоднее, а сейчас зарплаты практически одинаковые. Точно так же за километраж платят.
— На автовозы берут без опыта работы? Вас, наверное, проверяют более тщательно?
— Да, проверяют. Сейчас попроще немножко стало, но водителей без стажа не берут. А раньше и со стажем сложно было устроиться. Начинал работать я на обычной фуре.
— В автосалонах воруют? Я разговаривал с одним водителем, он говорил, что на отгрузке крадут запаски, всякую мелочь.
— Конечно. Рот разевать нельзя, не досмотришь — все на тебя повесят. Приходится проверять комплектацию.
— Мне все-таки кажется, что у вас посложнее работа, чем у обычных водителей. Ответственности больше.
— Да, конечно.
— А были случали, когда крали машины?
— И такое бывало. У одного коллеги, помню, в Петербурге машину прямо с автовоза угнали. А года три-четыре назад был случай — пытались угнать автовоз. Водителя связали, но грузовик завести не успели; долго возились с защитой, за это время приехала полиция.
— Что интересного происходило во время работы?
— Всякие интересные случаи постоянно происходят, а если ты криминал имеешь в виду, то этого не было. Я стараюсь не останавливаться где попало, ночевать на нормальных стоянках. Надо внимательнее быть на дороге.
— Командировочные выплачиваются?
— Да, но давно не добавляли ничего.
— Нормы расхода топлива у вас есть?
— Да, причем их убавляют иногда.
— Ну вы же по 20 тонн не возите? Сейчас сколько тащишь?
— Да немного, но за расходом следят строго. На машине датчики стоят, если заправляешься, а в бак ничего не попадает, диспетчеры все видят. Делают запросы на заправки, им видео присылают, все отслеживается. Были случаи, ребят ловили.
— Сам-то доволен своей работой?
— Нет, сейчас очень недоволен. Когда устраивался, отношение было человеческое и платили хорошо, все нормально было. А сейчас хуже стало. Начальство жадничает, все под себя гребет, а водителей жмут и жмут. Народу много увольняется.
— Автопарк большой?
— Да, приличный, около 300 машин. Новые не покупаются, много старых автомобилей.
— А сколько ты на последнем месте работаешь?
— Я пришел в 2004 году. Уходил, потом опять вернулся.
— За стаж что-то доплачивают?
— Нет, у нас очень плохо с этим. Раньше обещали, но потом начали говорить: «Не нравится — уходи, другие придут». Зарплата фиксированная, индексации нет никакой.
— Издержки капитализма.
— Да, капитал нас погубит. Несправедливо, что с водителей пытаются за «косяки», за какие-то производственные моменты деньги снимать. Раньше все покрывала страховка, никто не парился. А сейчас что-то мудрят, какую-то страховку делают, которая не все покрывает, и за мелочи вычитают с водителей.
А ведь мелочи дорого обходится. Где-то скол просмотрел — и сразу денег должен. Еще бы, один диск от Ленд Ровера 70 тысяч стоит. На водителей даже в суд подавали, и многие проигрывали. Некоторые нанимали адвокатов и выигрывали суды.
— Вы же никак не касаетесь официальных дилеров?
— Официальный дилер фигней не страдает — ему привезли машины, и если есть какие-то «косяки», то их в любом случае покроет страховая. А страховая возьмет денег с нашей фирмы, с перевозчика. Руководство «располовинивает» сумму ущерба: половину оплачивает фирма, половину — сам водитель.
— Несправедливо. У наших европейских коллег такой ерунды, наверное, нет.
— Не наверное, а конечно нет! Почему водитель должен оплачивать производственные издержки? Резина изнашивается и рвется, двигатель, ходовая. Получается, со временем могут и эти расходы на нас повесить…
— Есть разница между немецкими и российскими иномарками?
— Конечно, есть, это всем известно. Иностранные всегда лучше. На российские заводы из Германии привозят бракованные прессы, здесь их доводят до ума. Конечно, на выходе детали хуже получаются. По запчастям то же самое: к нам везут только третьесортные.
— Сам бы купил российский автопром?
— Нет, я видел, как УАЗики собирают с помощью кувалды и подкрашивают кисточкой.
— Есть ли разница между нашим автопромом и китайским?
— Я с китайским не знаком, говорят, проблемные машины. Те, что подороже, наверное, получше, некоторые хорошо выглядят.
— Ты, наверное, на многих машинах поездил. Мерседесы, Ленд Роверы, Туареги — что больше всего нравится?
— Больше всего грузовики нравятся. А так — Лексусы, наверное. Ленд Роверы, говорят, ненадежные. Мерседесы всегда хорошие были.
На этом беседа заканчивается: водителей ждут разные дороги. Коллеги желают друг другу доброго пути и разъезжаются.