Юбилей основоположника
Setra S6 — первый в Европе автобус клубного класса. Нет, это не те клубы: футбольные, хоккейные или еще какие-либо. Во всем мире издавна существуют клубы «по интересам» — это когда некая компания людей объединяется вокруг общего увлечения. Как следствие — совместные посиделки, иногда с выездами. Вот такие увлеченные чем-либо люди и нуждаются в автобусах, больших чем микроавтобус, но меньших, чем междугородний и с хорошим комфортом. К сожалению, членов клубов филателистов в СССР если и возили, то за казенный счет, и в городских автобусах. Очевидно, что клубных автобусов значительно меньше, чем больших и коммерчески нацеленных машин. Клубный — имя нарицательное. Такие маленькие машины на 20-25 мест используют для обслуживания не только «филателистов», но и небольших делегаций, групп туристов, для корпоративных выездов: машина компактная, много места на парковке не занимает, маневренная. Такие группы могут обслуживать и микроавтобусы большой вместимости, но те не могут похвастаться уровнем комфорта, который есть в клубных автобусах: гардероб, кухня, туалет. По желанию, в клубную машину могут установить хоть трапезную, хоть джакузи. Так вот, родоначальником именно такого класса автобусов и стал Setra S6.
Первая модель серии 100 1967 г
S-серия появилась в 1951 г., а ее родоначальником стал автобус S8. Первая модель Type S8 из серии автобусов, включающей модели S6, S7, S8, S9, S10, S11, S12, S14, S15 была представлена на выставке Internationale Automobil-Ausstellung в апреле 1951 года. Число в названии указывало на количество рядов пассажирских кресел в салоне. Кроме внедрения конструкции несущего кузова, используемой сейчас в большинстве современных автобусов, также было применено необычное для того времени расположение двигателя за задней осью. Это нововведение инженеров Kässbohrer-Setra через некоторое время стало массовым в автобусостроении, упростив процесс производства и создав новый облик объединенного с отсеком водителя пассажирского салона с полом одного уровня. Также, свободное пространство под полом было предоставлено для размещения багажа. Все модели S-серии имели панорамное остекление. Решение с панорамным остеклением крыши делало салон светлее и давало возможность пассажирам более полно наслаждаться прекрасными видами.
Setra 511 HD
Название «Setra» происходит от немецкого «Selbsttragend» (самоподдержка). Такое название делало акцент на разработанной и использовавшейся компанией «Kässbohrer» новой технологии производства автобусов Setra с несущим кузовом в противовес конкурентам, использовавшим в 50-е годы прошлого века компонентный тип производства кузовов: отдельно — рама и отдельно — корпус, зачастую изготавливающиеся на разных заводах. При этом, название Setra заменило оригинальное немецкое название — «Kässbohrer», которое очевидно было труднопроизносимым для не говорящих по-немецки людей.
Слева на приборной панели ключ зажигания и ряды кнопок задействованных в движении автобуса
Чем меньше автобус, тем сложнее технические решения. Поэтому Setra S6 по праву называют жемчужиной тогдашней инженерной мысли. Посудите сами, для автобуса такого класса впервые применили дизельный двигатель, который специально был разработан для этой машины фирмой Henschel — 4-цилиндровый 517D4K. Почему специально? Да потому что на тот момент не было не только таких автобусов, но и агрегатной базы к ним. К машине многое что разрабатывалось с нуля. Ввиду ограниченного пространства и размеров трансмиссию скомпоновали в виде блока двигатель—5-ступенчатая коробка передач—мост. Сами полуоси ведущего моста — открытого типа в виде поперечных карданных валов. Мотор мощностью 86 л.с. расположили продольно. Через несколько лет после выхода серии S6 мощность двигателя довели до 100 л.с.
Справа - монитор и управление климатом музыкой освещением салона
В полностью независимой подвеске применили каучуковые торсионы в двойных поперечных рычагах и гидравлические амортизаторы, что было нестандартным и прогрессивным решением, так как на тот момент повсеместно применялись рессоры. Это повысило устойчивость и плавность машины.
Управление роботизированной КП
Какой юбилей без именинника! Поэтому организаторы нашли (что в Германии совсем не сложно) прекрасно сохранившийся (явно не обошлось без реставрации) экземпляр Setra S6. Не только привезли, но и дали журналистам на нем покататься. Сие не обошло стороной и вашего покорного слугу. Если честно, то меня автобус просто очаровал своим дизайном и гармонией: стекло до неба, объем, пространство и свет. Очень много света и ощущение, что над головой космос, а не крыша машины. Если у «железок» есть харизма, то это самый харизматичный автобус. Когда пришла моя очередь сесть в водительское кресло, то подрулевой переключатель передач сразу напомнил о моей первой машине — ГАЗ-21. Правда, на легковом автомобиле всего 3 передачи вперед, а в автобусе — 5, но все как в юности: к «баранке» и вперед, на себя и т. д. Конечно, управляемость не идеальная по современным меркам, такой люфт рулевого колеса — норма в те года, торсионы — не пневмоподушки, динамика — не для автобанов. Но все равно кайф от вождения, все равно эмоции, адреналин и восторг! Всего до 1964 г. было построено 1172 автобуса S6.
В 1965 г. немцы представили новое поколение клубных автобусов — Setra S7. Дизайн отличался от «шестерки» очень существенно — угловатые линии диктовали моду. Следом за «семеркой» в 1968 г. появился S80, который представлял из себя модернизацию предыдущей модели. Усовершенствование способствовало увеличению количества мест — теперь их стало 34. Интересно то, что количество продаж клубных автобусов оставалось на одном уровне: за 9 лет — с 1968 по 1977 — было продано 1246 единиц S80. В мае 1979 г. был представлен новый клубный автобус — S208Н. В этой машине, единственной из всего модельного ряда «двухсоток», отсутствовали пневмоподвеска и ретардер. В этом автобусе стали устанавливать туалет и кондиционер. Модель S210 HD, пришедшая на смену, стала первой полутораэтажной машиной среди компактных автобусов и первой моделью с обычным задним приводом, положив конец эпохе специальных приводов автобусов S6, S80 и S208. В модели S309 HD конструкторы вновь вернулись к специальному приводу с дифференциальной трансмиссией. В S411 HD ввиду грядущих нормативов Евро-3 V-образный 6-цилиндровый мотор установили вертикально. Ширина автобуса и различное оборудование делали его полноценным туристическим автобусом.
«Пятисотая» серия появилась в 2012 году, самая компактная модель — S511 HD. Современный клубный Setra ComfortClass S 511 HD — самая компактная модель 11-й серии длиной 10 465 мм. Модель также может иметь исполнение с входом в хвостовой части. В 3-звездочной комплектации автобус вмещает 41 пассажира, в 5-звездочной версии — 32. Диаметр поворота — около 17,5 метров. В движение машина приводится 11-литровым турбированным, с ассиметричным впускным каналом, двигателем ОМ 470 мощностью 394 л.с. В базовой комплектации установлена механическая КП с тросовым приводом, как опция — 8-ступенчатый роботизированный автомат GO 250-8 PowerShift.
Холодильник рядом с местом гида
модель: Setra S6
год выпуска оригинала: 1955
длина: 6,70 м
ширина: 2,25 м
высота: 2,62 м
мощность двигателя: 85 л.с.
число мест: 21-25
вес: 5850 кг
S6 остается самым маленьким автобусом Setra. За свои ходовые качества и маневренность, сравнимые с легковым автомобилем, Сетра S6 полюбился многим. Всего было выпущено 1170 таких машин, и их до сих пор еще можно встретить на дорогах.
511-й - достаточно маневренный автобус
Setra 515 MD
Как вариант компоновки салона
Автоматическая КП GO 250-8
Ретардер Voith SWR
Setra 519 HD
Setra 511 HD на переднем плане выше 516 MD что в середине на 210 мм
Продувка в аэродинамической трубе
Каркас
Скучными линии кузова точно не назовешь