Dymaxion: трехколесный микроавтобус с V8
Трудно сейчас представить себе такой плод полета инженерной мысли, но в 30-х годах прошлого века, во времена самых смелых технических экспериментов, во времена повального тренда на «стримлайнеры» в США такой автобус был спроектирован американским инженером-изобретателем, дизайнером, архитектором Бакминстером Фуллером.
Это чудо техники называлось Dymaxion Car, что расшифровывалось как максимально динамичный автомобиль. Смелое название, смелый дизайн, смелая на то время для микроавтобуса скорость в 140 км/ч. И при этом высокая экономичность — заявленный расход топлива составлял всего-то около 8 литров на сотню, что типично для европейской легковушки середины 80-х, но никак не типично для американских пожирателей бензина с двигателями V8.
Интересна компоновка автомобиля. Двигатель был установлен в задней части машины, привод — на передние колеса, а единственное заднее колесо — управляемое. Кузов однообъемной компоновки имел каплевидную форму и прекрасную аэродинамику, его длина составляла 6,1 метра.
К сожалению, на выставочных заездах в 1933 году с прототипом Dymaxion произошла авария, в которой погиб водитель и серьезно травмировались два пассажира. Достоверно причина аварии так и не была выяснена. Сам Фуллер утверждал, что виновником аварии, в результате которой перевернулся Dymaxion, был другой автомобиль, ехавший слишком близко. Инвесторы отказались далее финансировать проект, заподозрив, что к аварии привело несовершенство систем управления.
До наших дней сохранился всего один из трех экземпляров «Даймаксиона», который находится в Национальном музее автомобилестроения в Неваде. Кто знает, не переключись Фуллер на архитектурную тему, то, может, и концепция американской школы автомобилестроения была бы несколько иной.
Приживись Dymaxion будущее машин могло быть таким