Возраст Христа
Но, тем не менее, в своем классе итальянская машина очень популярна в Европе — в 2013 г. второе место по итогам продаж после Ford. В сегменте шасси для кэмперов Ducatо вообще вне досягаемости — ¾ всех автокэмперов. За 33 года производства реализовано свыше 2,6 млн автомобилей Fiat Ducato этой модели. В 2013 году 133 тыс. машин нашли своих владельцев.
БРАК ПО-ИТАЛЬЯНСКИ
В России примерно такая же ситуация: в течение года итальянцы делят тройку призовых мест то с Ford, то Mercedes. Если уж мы заговорили о нашем рынке, то здесь настоящие семейные итальянские страсти с разводами, местью и борьбой. В свое время итальянцы создали союз с российской группой Sollers и начали выпускать Fiat Ducato 4 поколения. Машина пошла на ура, хоть и возникали проблемы с надежностью в условиях отечественной суровой действительности. Кто кому изменил — не столь важно. Измена — вопрос или морали, или денег. В данном случае, как мне рассказали, Sollers решил, что альянс с Ford более выгоден и, разорвав отношения с итальянцами, принялся выпускать фургоны другого бренда. Может, все было по-другому?
Кроме всего прочего, россияне, то ли обидевшись, то ли с чисто экономических позиций, взяли, и «стуканули» в антимонопольный комитет о якобы заниженных ценах на российском рынке на импортный легкий коммерческий транспорт. «Независимый» АМК сразу же обнаружил обозначенные нарушения. В итоге, под санкции попали почти все «иностранцы» в виде штрафов и повышенных таможенных пошлин. А Sollers расчистил себе рынок для продукта нового альянса с Ford — фургона Transit. Один из не последних людей Sollers в приватном разговоре сказал мне, что лично ему стыдно за такое действие родной компании. Оно и понятно, при входе на рынок демпингуют все, пока не создадут клиентскую и сервисную базу, поэтому претензии Sollers — не более чем слабо прикрытое лоббирование. Тем не менее, в данной статье и в виду тесных исторических связей в прошлом, экономических нынешних в виде повышенных пошлин для одних, и в связи с тем, что после Ducato я тестировал новоявленный российский Ford Transit (о нем в следующем номере), будут некоторые сравнения этих двух машин.
ГРУЗИМ КИРПИЧИ ПАЛЕТОЙ
В сентябре двум десяткам отечественных журналистов обновленный Fiat Ducato был представлен в Москве. Задача была проста и интересна: выслушать рассказ о шестом поколении Ducato, загрузиться и отвезти кирпичи за 200 км от Москвы на итальянскую ферму в Тверской области, с дегустацией сыров. Нам с напарником достался Fiat с бортовой платформой полной массой до 3,5 тонн — вполне грузовая машина. При погрузке планировался один 1-тонный поддон, но я настоял на двух — гулять, так гулять. Тем более что с перегрузом в четверть у нас на Руси ездят все кому не лень. Фэйслифтинг нельзя назвать кардинальным: головная оптика с опционными светодиодными ходовыми огнями стала более выразительной, решетка радиатора — больших размеров. Вместе с фарами она охватывает всю переднюю часть. Капот стал более рельефным и больше препятствует проникновению воды (как заверяют организаторы), пробираться к мотору стало проще. Заднюю часть кузова украшают новые L-образные фонари с двойными габаритными огнями. С колесных арок исчезли пластиковые накладки. Сзади наиболее заметное новшество — небольшой пластмассовый «козырек» над проемом задних дверей фургонов, в котором расположились дополнительный стоп-сигнал и опционная камера заднего вида.
А что у новичка с интерьером? Здесь отличия на уровне деталей, ибо в целом передняя панель не изменилась. Из нового можно отметить оригинальный держатель для бумаг (или планшета/смартфона), появившийся в верхней части передней панели, да мультимедийную систему с навигацией и сенсорным экраном. Держатель действительно оказался не только любопытным, но и полезным. Новая мультимедийная система Uconnect с 5-дюймовым дисплеем и голосовым управлением — особая гордость производителей. Помимо магнитолы с поддержкой USB и Bluetooth, она включает в себя опционные камеру заднего вида и навигатор (15 000 и 11 500 руб. соответственно) Под «бородой» мультимедийной системы и управления климатом разместилась уютная полочка с держателями для бутылок и всякой мелочевки. А под потолком во всю ширину кабины встала вместительная полка. Если подстаканники для меня — необходимый атрибут хорошей машины, то полка над головой совершенно лишняя. Мало того, что съедает пространство в кабине, так на ходу из нее наверняка будут вываливаться вещи — поверьте моему дальнобойному прошлому. Если хотите угодить тем, кто собирается в нее класть всякий хлам, то полке необходимы крышки. Ящиков, бардачков, двойных ниш в дверях вполне достаточно, чтобы разместить все необходимое. В новом Ducato понравились подлокотники. Для меня наличие левого подлокотника значит больше, чем наличие правого — не знаю почему. Левый у итальянца великолепен. Кроме того, удобно, когда откидываешь спинку среднего сиденья, а она превращается в столик. Самый большой «прокол» в итальянской машине — рычаг ручного тормоза между сиденьем водителя и его дверью, к которому надо тянуться в три погибели, и отсутствие обогрева зеркал заднего вида (может, просто не нашел и зря грешу?). Тем не менее, по эргономике кабины мне больше понравился Fiat, чем Ford. Но с точки зрения дизайна, качества пластика и объема — американец.
УДАРИМ АВТОПРОБЕГОМ ПО БЕЗДОРОЖЬЮ...
Двигатель в обновленном Ducato модернизирован и форсирован со 120 до 130 л.с. Именно Fiat первым в мире установил в 2002 году (4 поколение Ducato) дизельный мотор MultiJet с системой впрыска Common Rail. Впрыск проходит в несколько этапов, а само давление впрыска возросло с 1600 до 1800 бар. Кроме того, число деталей в топливной системе сократилось на 40%, что улучшило надежность. Этот мотор в принципе создавался под коммерческий автомобиль, в отличие, скажем, от того же фордовского двигателя, для которого за основу был взят мотор с Ford Ranger — Duratorq.
Для нового Fiat Ducato в Европе предлагается три турбодизельных двигателя: рабочим объемом 2,0 л — 115 л.с. (280 Н∙м при 1500 об/мин), затем 2,3 л — мощностью 130 и 150 л.с. (соответственно — 320 Н∙м/1500 и 350 Н∙м/1800 об/мин). Топовым является трехлитровый агрегат в 180 «лошадок», развивающий 400 Н∙м всего при 1400 об/мин. Моторы отвечают экологическим стандартам Евро 5+ (в 2015 году ожидается Евро-6). В скором времени появится трехлитровый агрегат в 140 л.с., работающий как на газе, так и на бензине. Но отечественному читателю стоит «закатать губу» — на российском рынке будет реализовываться только 130-сильная версия двигателя экостандарта Евро-4. Итальянец резв и энергичен: Ducato по динамике не хуже легковых автомобилей, а на пустой машине я вовсю пользовался хорошим крутящим моментом мотора и с легкостью вырывался первым со светофора. Но это на пустой машине. Груженый фургон если и не «рвет», то уверенно едет даже с перегрузом. Если же пробок нет (случается же такое), то итальянец в движении вполне позволяет обходиться двумя передачами — пятой и шестой. Крутящего момента вполне для этого достаточно. Мотор на Fiat Ducato шумноват, если сравнивать с тем же фордовским двигателем на Transit, но динамичнее и тяговитее. Поэтому в сравнении силовых установок предпочтение я отдаю итальянскому мотору. Опять же, итальянцы первыми установили на LCV (легкий коммерческий грузовик) рычаг переключения в виде джойстика. Напомним, что еще в третьем поколении Ducato (тогда, в 1994 году, машина была признана автомобилем года) он первым перенес рычаг КП с пола на переднюю панель, сделав кабину просторнее. Мало того, что двигатель провоцирует на быструю езду, так еще и рычаг переключения передач как у спортивной машины — кулак между ним и рулем.
Рулевое управление теперь дополнили опцией Servotronic, за которую надо доплачивать около 7 тыс. руб. В стандарте идет обычный «пустоватый» гидроусилитель. Смысл Servotronic в том, что электроусилитель изменяет усилие на руле в зависимости от угла поворота. Система не нова, но на Fiat — впервые. Мне она понравилась, в отличие от некоторых коллег, которые жаловались на ее смазанность при прямолинейном движении. Не знаю, мне так не показалось. Опять же. Если сравнивать с Transit, то на последнем рулевое управление более отточенное, прогнозируемое, логичное и спортивное. В итальянской машине чувствуется какая-то недосказанность в настройках этого узла. Если машина нужна для езды по городу с бесконечной рулежкой по переулкам, то Fiat предпочтительнее, в остальных случаях — рулевое Ford выглядит лучше.
Что на шасси, что на фургонах в «базе» задняя подвеска с однолистовой рессорой. Стойки и передние уплотнения переработаны для снижения шумности и ради защиты от попадания воды и грязи, что должно увеличить срок службы. Но, если честно, шумит подвеска изрядно, особенно на стыках и грубом асфальте — такое впечатление, что экономили на резиновых втулках и вставках. Может, жесткая резина покрышек? Не думаю! На таком фоне Ford Transit можно назвать бесшумным. Усиленные малолистовые рессоры — за доплату или для самых тяжелых модификаций, как на тестируемой нами бортовой платформе. Подвеска колес (передняя — McPherson, задняя — квадратная балка) отлично держит переднеприводной автомобиль в поворотах. Ход пружин возрос на 100 мм, что помогает проглатывать ямки. На европейском рынке для машин с мотором в 150 л.с. сзади может стоять опционная пневмоподвеска с регулировкой дорожного просвета. Несмотря на то, что мы перегрузили машину почти на 500 кг, пробоя подвески не было ни разу даже на «мертвых полицейских», которые в Подмосковье в больших количествах и часто без предупреждающих знаков и раскраски.
Сцепление Ducato должно прослужить дольше благодаря новому рабочему цилиндру. Изменена конструкция педали тормоза — теперь на нее можно нажимать с меньшим усилием. Кроме того, были модернизированы колодки, диски и сервопривод тормозной системы. В результате она должна работать тише и с меньшим износом. Благодаря применению шин с низким сопротивлением качению, поршневых колец с меньшим трением, а также масла малой вязкости, расход топлива удалось сократить на 10%. Еще на 5% его уменьшает система «старт-стоп». В итоге, 2,3-литровый агрегат в смешанном цикле «кушает» всего 7,3 л на 100 км. Но абсолютный рекорд ставит 115-сильный двигатель в версии ECO — 5,8 л на 100 км. Правда, за это придется платить ограниченной максимальной скоростью в 90 км/ч. Весьма достойный результат и у топового мотора — 7,7 л. Но это у них — в Европе. У нас же по результатам теста на перегруженной машине со 130-сильным двигателем вышло около 9 литров на 100 км (если ехать быстро). В городском цикле следует ждать 10-11 л.
Грузовой цельнометаллический фургон доступен с тремя колесными базами, тремя вариантами крыши и в четырех версиях по длине. Сдвижная боковая дверь предлагается в трех вариантах по ширине. Объем грузового отсека варьируется от 8 до 17 кубометров, причем по расстоянию между колесными арками (1420 мм) он лидирует в классе. Шасси с кабиной имеет шесть видов колесной базы, включая самый длинный — 4300 мм. Грузоподъемность автомобиля варьируется от 800 до 2100 кг. А вот полная масса может достигать 4400 кг — рекордный показатель для развозных машин с односкатной ошиновкой. Проемы обычных дверей и ключевые точки кузова усилены, переработаны петли и ролики сдвижных дверей, ограничители и дверные уплотнители. В результате прочность автомобиля выросла на 50%, что и стало одним из поводов для расширенной 5-летней гарантии при пробеге 150 тыс. км. Стандартная гарантия — 2 года без ограничения пробега. Из-за многочисленных улучшений и упомянутых инноваций «итальянец» вроде бы должен прилично подрасти в цене. Расчеты показывают, что базовая комплектация обязана прибавить 5,5% — 60 тысяч рублей. Но Fiat принял решение поднять планку только на 30 тысяч. В результате стоимость фургона стартует от отметки 1 035 000 рублей, шасси и Combi обойдутся как минимум в 1 049 000 и 1 275 000 рублей соответственно.
ЛЮБОЙ КАПРИЗ ЗА ВАШИ ДЕНЬГИ
Список дополнительного оборудования для фургона содержит более семи десятков позиций, среди которых не только климат-контроль, система курсовой устойчивости или медиасистема с навигацией и камерой заднего вида, но и такие простые вещи, как мягкий подголовник и даже прикуриватель. На новом Fiat Ducato могут стоять не только фронтальные, но и боковые подушки безопасности, зашитые в спинки кресел. В стандартную комплектацию входит система курсовой устойчивости ESC, с которой работают система адаптивной нагрузки LAC и система против опрокидывания. Можно также установить систему помощи при старте в гору Hill Holder, антипробуксовочную систему ASR, систему Hill Descent, ограничивающую скорость на спуске, и систему экстренного торможения EBA. Кроме того, в ходе теста мы опробовали систему движения по заданной полосе — Lane Departure. Кроме того, на машине установлена система Traction+, выполняющая работу межколесного дифференциала. А вот «опцию» в виде помощи на дорогах, которой «оснащен» любой Fiat Ducato в течение двух лет при его покупке у официального дилера и регулярных ТО, от маркетинговых изысков далек — предложение практическое и актуальное. Зона покрытия — все федеральные М-трассы и 250 км в радиусе от городов, где имеются дилеры Fiat. Не дай бог что случится (поломка, авария, пробито и запасное колесо, кончился бензин) — Fiat Professional пришлет, в зависимости от обстоятельств ЧП, техничку, эвакуатор, аварийного комиссара, предоставит подменный автомобиль.
Технические характеристики Fiat Ducato (данные производителя)
ДВИГАТЕЛЬ
Тип: Дизельный, с турбонаддувом
Расположение двигателя: Спереди поперечно
Кол-во и расположение цилиндров: 4, в ряд
Рабочий объем, куб. см: 2287
Мощность, л.с. при об/мин: 130/3600
Крутящий момент, Нм при об/мин: 320/1800
ТРАНСМИССИЯ
Привод: Передний
Коробка передач: 6-МКП
ПОДВЕСКА
Передняя: Независимая, пружинная
Задняя: Зависимая, рессорная
РАЗМЕРЫ, объем, вес Длина, мм : 4963-6363
Ширина, мм: 2050
Высота, мм: 2254-2764
Колесная база, мм: 3000, 3450 и 4035
Максимальная масса, кг: 2600-4000
Грузоподъемность, кг: 560-1825
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Максимальная скорость, км/ч: 145-155
Расход топлива, л/100 км
Комбинированный цикл: 7,3
Стоимость, руб.
Базовые версии: 1 035 000-1 310 000