ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ — ВЫЗОВ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ МАСЕЛ
Royal Dutch Shell — международный концерн, работающий более чем в 70 странах мира. Штаб-квартира концерна располагается в Гааге (Нидерланды). Материнская компания концерна зарегистрирована в Англии и Уэльсе.
Shell ведет в КНР добычу и разработку месторождений углеводородов, осуществляет их переработку. На мировом рынке смазочных материалов Китай занимает долю в 20% и демонстрирует убедительный рост. В ближайшем будущем, как ожидается, рынок Поднебесной опередит США.
Исследовательский центр в Шанхае принадлежит дочерней компании Shell Lubricants. Исследовательская работа в этом центре, называемом Shell (Shanghai) Technology Limited, будет направлена на разработку смазочных материалов и выработку рекомендаций по применению таких продуктов как Rimula, Rotella, Tellus, Gadus и Spirax. Центр технологий в Шанхае создан для поддержки деятельности компании не только в Китае, но и во всей Азии, включая такие страны как Индия, Индонезия, Корея, Таиланд и Вьетнам. Шанхайский центр является частью мировой системы научных и инженерно-конструкторских подразделений, состоящей из 10 организаций, плотно взаимодействующих с научно-исследовательскими центрами компании центра в Хьюстоне (США) и Гамбурге (Германия). В 2012 г. концерн Shell инвестировал в технологии около 1,3 млрд долларов.
В настоящее время по просьбе Ассоциации производителей двигателей — EMA (Engine Manufacturers Association) — Американский институт нефти API (American Petroleum Institute) и Консультативная группа моторных масел дизелей DEOAP (Diesel Engine Oil Advisory Panel) занимаются разработкой спецификаций к моторным маслам тяжелых дизелей категории PC-11. В этой работе принимает участие и компания Shell.
Новая группа в классификации API должна предъявить требования к моторным маслам для тяжелых дизелей, не входящих в категорию CJ-4. Категория PC — это предлагаемая категория (proposed category) моторных масел. Первое лицензированное API масло новой категории должно появиться не позднее 1 января 2016 г.
Новая категория масел требуется для двигателей, работающих на биотопливе. Уже второе десятилетие производители масел работают над созданием продуктов, необходимых для того, чтобы двигатели соответствовали высоким экологическим требованиям.
Так, с 1 сентября 2002 г. API начала лицензировать масла по категории CI-4. Моторные масла этой категории были разработаны с целью удовлетворить потребность в соответствующих смазочных материалах для тяжелых дизелей с системами обработки отработавших газов нового поколения, созданных для удовлетворения предписания к предельно допустимым выбросам, вступившим в силу с октября 2002 г. В целях удовлетворения ограничений на выбросы оксидов азота большинство производителей двигателей стали широко использовать системы рециркуляции отработавших газов — EGR. Поэтому масла категории CI-4, как правило, имеют высокий уровень моющих присадок (дисперсантов и детергентов), антиоксидантов и противоизносных присадок для противодействия вредному воздействию EGR на двигатель.
Для выполнения требований по сокращению NOx и РМ для двигателей должно использоваться дизельное топливо с низким содержанием серы — ULSD (Ultra Low Sulfur Diesel). Также должны использоваться специальные масла с низким содержанием серы. Моторные масла с низким содержанием серы разрабатывались как предполагаемая категория масел PC-10. Моторные масла группы PC-10 для применения в дизелях с очисткой отработавших газов должны были иметь низкое содержание сульфатированной золы, фосфора и серы — SAPS (Sulfated Ash, Phosphorus and Sulfur). Для выполнения этого требования в моторном масле количество обычных детергентов, антиоксидантов и противоизносных присадок должно было быть снижено по сравнению с их содержанием в маслах категории CI-4.
Для двигателей 2010 модельного года API ввела категорию масел CJ-4. Масла этой категории также предназначаются для двигателей, соответствующих требованиям Tier 4.
Европейская классификация масел намного моложе API. ACEA появилась в 1996 г. и менялась в 1998, 1999, 2002, 2004, 2008, 2010 годах, последний раз — 14 декабря 2012 г. Масла, соответствующие спецификации ACEA 2010, будут на рынке до 22 декабря 2014 г.
Совместимость с биодизельным топливом была ключевым фактором при проведении последних изменений в европейской классификации масел ACEA 2012. В требованиях ACEA двигатели делятся на легкие LD (Light-Duty) и тяжелые HD (Heavy-Duty). Изменения физико-химических определений произошло в категории LD, где были обновлены требования Noack в группе A1/B1.
В классификации ACEA 2012 введено много временных измерений для проверки совместимости масел с биодизелем. В следующих изданиях классификации должны быть введены более зрелые меры в этом отношении, и, возможно, изменения топливной экономичности и дополнительной защиты двигателя.
Пока требования ACEA 2012 предлагают мало возможности для дифференциации масел на рынке, что обуславливает движение рынка спецификациями OEM и связанных с ними тестами. Маркировка API более известна на вторичном рынке, и, соответственно, способна повлиять на эту тенденцию.