КАМАЗ ПОКАТИЛСЯ ПОД ГОРУ ВМЕСТЕ С РЫНКОМ
Такие данные предоставил руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев. То есть, общее снижение выпуска «КАМАЗов» за этот период составило 17,5%. Цифра впечатляющая, хотя это и несколько меньше общего падения производства на российском рынке грузовиков, которое, по данным Росстата, приведенным аналитическим агентством «Автостат», составило 21,6% с выпуском 60,3 тыс. единиц техники. Конкретно в мае в России было выпущено 13,2 тыс. грузовиков — на 21,3% меньше, чем в прошлом году.
На КамАЗе спад объясняют изменением производственной программы в этом году. Афанасьев напомнил, что если год назад заводчане уходили в корпоративный отпуск на месяц в июле, то в этом году 2 недели простоя пришлись на январь. Именно поэтому, по его словам, с января по май было собрано на 3,5 тыс. грузовиков меньше, чем за тот же период 2013 года. Общегодовые планы по выпуску и реализации продукции у автогиганта остались прежними, о чем руководство завода неоднократно заявляло. За 2013 год КамАЗ выпустил 46,2 тыс. машкомплектов и продал 42,8 тыс. автомобилей.
«У нас идет «отставание» на 3,5 тысячи грузовиков, которые мы не произвели в январе, — заявил Афанасьев. — Нам все время считают это как падение производства, но на самом деле таков наш бизнес-план на 2014 год, сверстанный из расчета на минимизацию складских запасов. И мы идем в соответствии со своим бизнес-планом, «отставание» от показателей прошлого года в него сознательно заложено на период до июльского корпоративного отпуска, который будет вдвое меньше прошлогоднего».
Однако даже принимая во внимание смещение половины корпоративного отпуска на первое полугодие, спад производства налицо. Согласно прошлогодним цифрам, когда за 5 месяцев было выпущено 20 тыс. грузовиков, получается, что январский отпуск «съел» у КамАЗа 2 тыс. готовых машкомплектов, разница же составляет 3,5 тыс. грузовиков. Так что с учетом предложенной КамАЗом арифметики объективное падение все равно составляет не менее 7,5.
«Здесь ничего особо нового, мне кажется, придумать невозможно, — прокомментировал статистику начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун. — Чтобы увеличить темп сборки, на АвтоВАЗе, например, вводят дополнительные смены, работают по выходным и так далее. Думаю, на КамАЗе делается так же. То есть, нужна дополнительная рабочая сила, чтобы произвести больше автомобилей. И тут мы понимаем, что этих людей резко не наберешь, чтобы выпустить в июле в два раза больше автомобилей, а в августе уже уволить».
ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ
На КамАЗе, по словам Афанасьева, вообще «осторожно относятся» к статистике «Автостата». «Статистика агентства, конечно, правильная, но она не отражает рынок, на котором работаем конкретно мы — сегмент тяжелых грузовиков, — пояснил Афанасьев. — Для «Автостата» грузовики — это все, что тяжелее 5 тонн. А мы почти не работаем в сегменте до 14 тонн, выпускаем только «КАМАЗ-4308», но его доля ничтожно мала. Мы и считаем сами себя конкретно в сегменте тяжелых грузовиков, поэтому и получается, что, по их статистике, у нас даже доля рынка совсем не такая, как по нашей внутренней».
По расчетам камазовских аналитиков, рынок по сравнению с прошлым годом вовсе не изменился — выпуск в интересующем автогигант сегменте составляет по-прежнему 31 тыс. грузовиков. Более того, маркетологи КамАЗа констатируют активное восстановление сегмента магистральных тягачей, в который челнинские машиностроители вошли в конце прошлого года со своим новым продуктом.
В этом году КамАЗ планирует выпустить 1,8 тыс. магистральных тягачей, из которых, как навскидку припомнил Афанасьев, уже собрано что-то около 600 единиц.
Добавим, что по данным пресс-службы КамАЗа, снизился не только выпуск, но и продажи челнинских грузовиков — на 8% по сравнению с прошлым годом — до 13 тыс. единиц. 3,5 тыс. машин составил на данный момент складской запас, от которого автогигант пытается избавиться путем переноса половины отпуска на январь. Любопытно, что по данным «Автостата», в продажах КамАЗ вовсе не просел.
«Что касается продаж, то по итогам 5 месяцев у КамАЗа ситуация хорошая. Они продали 12,1 тысячи грузовиков, это без учета поставок в минобороны, МВД и другие госструктуры, — рассказал Топтун. — А в прошлом году у них к этому времени было продано 12,5 тысяч автомобилей. Учитывая ситуацию на рынке в целом, это очень хорошо! Правда, если смотреть отдельно только май, то он у них получился хуже, чем май 2013 года — 2080 автомобилей против 2400 годом ранее. Но повторюсь, в целом КамАЗ чувствует себя лучше рынка».
При этом аналитики «Автостата» не соглашаются и с камазовской оценкой общего климата в сегменте тяжелых грузовиков. По данным агентства, продажи падают и у других производителей: из большой европейской семерки только Scania за 5 месяцев показала результат лучше прошлогоднего — 2610 грузовиков против 2550. У всех остальных реализация снизилась, в том числе у МАЗа — на 20%. Однако все это КамАЗу только на руку.
В ЭКОНОМИКЕ СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ ДЕНЕГ
Чем объясняется спад продаж? Вероятно, колебанием валютного курса — выгоднее становится покупать «КАМАЗы», чем иномарки. Возможно, Scania продемонстрировала рост благодаря какому-то крупному контракту, но точно сказать сейчас сложно. Просто дело в том, что в последние годы MAN, например, рос, в том числе благодаря большому контракту с торговой сетью «Магнит». В этом году у них поставки гораздо скромнее — видимо, «Магнит» сформировал свой парк техники.
Руководство КамАЗа сегодня интересует господдержка в части инфраструктуры для автомобилей на газомоторном топливе. На данный момент газомоторную технику готовы обслуживать 24 сервисных центра. Продав за 2013 год 600 газомоторных автомобилей и поставив в план на 2014 год 1400 единиц, КамАЗ ждет от правительства страны помощи в стимулировании спроса: в создании сети АГНКС и подготовке инфраструктуры транспортных предприятий. На уровне федерации, по словам Когогина, бюджет Госдумой уже скорректирован, и сумма на субсидии по приобретению газомоторной техники в него внесена. Когогин сумму не назвал, только охарактеризовал — «очень существенные деньги».
Прогнозы же рынка от аналитиков «Автостата» совсем грустные: в агентстве указывают на нерадужные перспективы экономического развития, которые рисует правительство страны, и добавляют, что независимые игроки настроены еще менее оптимистично.
«Прямая связь между состоянием экономики и продажами грузовиков прослеживается отчетливо, — говорит Топтун. — А экономику нашей страны ничего хорошего не ожидает, в этом году уж точно. Только на следующий год может наметиться некий рост, да и то не факт. Поэтому автомобильному рынку в ближайшее время тоже ничего позитивного ожидать не приходится».
Без КамАЗа России в любом случае не обойтись — и оборонный заказ, и всякие псевдонародные гигантские стройки в последнее время не обходятся без него. Государство уже 5-7 лет как пришло к выводу: что бы ни случилось, автогигант надо сохранять хотя бы для готовности к мобилизационному стилю экономики.
Отношения КамАЗа и государства хорошо просматриваются на фоне сочинской Олимпиады и казанской Универсиады. Завод надеется на заказы по финансированию скоростной магистрали Казань—Москва, строительству моста через Керченский пролив в Крым, финансированию газопровода в Китай — здесь перспективы КамАЗа очень большие.
Ситуация напоминает время перед кризисом 2008-2009 годов. Ажиотажа на технику сейчас нет. От больших предприятий — тех, кто заказывал крупные партии техники — в настоящее время больших заказов нет. Мегастройки в стране кончились. Сейчас вообще наблюдается ситуация, когда какие-то мелкие компании и индивидуальные предприниматели покупают технику чаще и больше, чем крупные корпоративные заказчики. У крупных заказчиков финансирование нестабильное, а у частника деньги пока есть, и он обновляет свою технику потихоньку.
ЭКСПОРТНАЯ НАДЕЖДА
В дальнем зарубежье тактической целью пока остается Индия. Полный переход под контроль КамАЗа бывшего индийского СП «Камаз Вектра Моторз Лимитед» в компании называют началом нового этапа присутствия автогиганта на рынке страны. Сейчас в Индии завершаются испытания двух новых моделей, созданных в НТЦ камазовской «дочки» на берегах Ганга — они адаптированы к местному рынку и локализованы на 80%. В течение полутора лет КамАЗ планирует создать еще три-четыре новые модели. Через индийское СП КамАЗ нацелился на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Восточной Африки. Кстати, в прошлом году на сборочном заводе компании «МЕТЕК» в Эфиопии были собраны первые 100 «КАМАЗов».
В настоящее время руководство корпорации рассматривает создание сборочного производства совместно с компанией «Техника Ина» в Индонезии, пытаясь таким образом обойти большие ввозные пошлины в страну. В Латинской Америке КамАЗ тоже хочет открыть производства и рассматривает несколько вариантов. Наиболее вероятный из них — СП с компанией JC International 2004, партером КамАЗа в Венесуэле, уже собиравшим автобусы на челнинском шасси. В отдаленной перспективе рассматриваются рынки Бразилии, Аргентины и Колумбии.
Реинжиниринг автопроизводства КамАЗ позиционирует как крупнейший в своей истории. Через этот проект корпорация намерена выпускать в будущем широкий модельный ряд грузовиков в объеме 80 тыс. в год. Проектированием и логистикой в рамках реинжиниринга займется французская компания Fives, технологическую поддержку оказывает Daimler, в создании производства двигателей помогает Liebherr. Инвестиции в этот проект ожидаются на уровне 67,4 млрд рублей, но внутренняя аналитика допускает их рост в зависимости от поведения национальной валюты. Деньги КамАЗ вкладывает свои, кредитные и от облигаций, под которые надеется получить гарантии государства. Срок реализации — 2020 год.