МАЛЕНЬКИЙ ГРУЗОВИК БОЛЬШОЙ КОМПАНИИ
Напомню, что линейку новых машин французы буквенно разделили на 4 класса: Т-серия — магистральные тягачи, С — строительные машины, К — грузовики для бездорожья и тяжелых дорожных условий, и развозные машины с литерой D. Вот последние нам и предстояло опробовать с пригороде Лиона. D-серию, в свою очередь, тоже разделили на подклассы: Renault Master, Renault Maxity, Renault Trucks D Cab 2 м, Renault Trucks D 2.1 м и Renault Trucks D Wide.
Первый в списке — Renault Master полной массой от 2,8 до 4,5 тонн с одним единственным 2,3-литровым мотором с градацией мощности от 110 до 165 л.с. Открывают линейку моторы мощностью 110 и 125 л.с. — компромиссный вариант между ценой и топливной экономичностью. Далее идут агрегаты мощностью 135 и 165 л.с., оснащенные системой двойного турбонаддува Twin Turbo. Турбонагнетатели могут работать как вместе, так и отдельно, что гарантирует максимальное давление наддува при любом режиме работы двигателя.
Примечательно, что топовый двигатель, прибавивший 15 л.с. и 10 Н∙м стал более экономичным: потребляет на 1,5 л топлива меньше своего предшественника. Так, фургон L2H2 (c короткой колесной базой и средней по высоте крышей), оснащенный 165-сильным двигателем, расходует в среднем всего 6,9 л солярки на 100 км — так нам озвучили. При этом топливную экономичность можно улучшить еще на 10%, если нажать на передней панели кнопку режима ECOmode, который оптимизирует максимальный крутящий момент и работу системы вентиляции-отопления. Машины с двигателями би-турбо оснащаются электроусилителем рулевого управления. Он не только облегчает маневрирование, но и позволяет сэкономить до 0,1 л топлива на 100 км пути. В перечень стандартного оснащения новой модели Renault Master с указанными выше двигателями также входит система «Старт-стоп». Она автоматически выключает двигатель, когда автомобиль останавливается, например, перед светофором. Запуск двигателя осуществляется простым нажатием педали сцепления и включением первой передачи. В сочетании с технологией двойного наддува данные системы позволяют до 10% снизить расход топлива.
Самые интересные, на мой взгляд, — легкие грузовики Maxity. Представители фирмы заявили, что это совершенно новый класс для компании. Но позвольте, полная масса их такая же, как и у Master — от 2,8 до 4,5 тонн. Зачем французы вывели на рынок однотипные шасси — для меня загадка. Разница в том, что один грузовик полукапотной компоновки, другой — бескапотной. Еще шасси Master на метр длиннее одноклассника, а ширина его колесной базы — на 20 см больше. Renault Maxity — только заднеприводный автомобиль с двухскатной ошиновкой колеса. Таким образом, Maxity — совсем миниатюрный грузовик для работы в очень стесненных условиях. С этим продуктом французы решили завоевывать рынки Германии, Великобритании, Турции и Франции — само собой. До июньского посещения Лиона я знал этот грузовик как Nissan Cabstar, собираемый в Испании. Но так как Nissan входит в альянс с Renault, то перестановка шильдика на капоте машины — обычное в таких случаях явление.
Французы вообще мастера мистики: касается это не только французской кухни, бесспорно хорошего вина, отличного сыра и моды, когда или присваиваются лавры создателей-победителей, но и размеров — любят приврать! Так, Renault Maxity попал в класс машин с 2-метровыми кабинами (см. выше), хотя реальная точная его ширина — 1870 мм. Одноклубник по размеру кабины — Renault Master — не 2 метра шириной, а 2070 мм — почти 2100, в котором «играют» уже другие машины. То же самое касается третьего одногруппника с шириной кабины 2090 мм — он тоже в классе 2-метровых. А вот те, которым отвели место в классе машин с кабинами 2,1 м, по факту имеют ширину — 2270 мм.
Тем не менее, переименованный грузовик — это лучшая машина такого класса, которые мне приходилось водить. Грузовик продуман до мелочей, но особенно понравилось управление. Я уделяю большое внимание управляемости автомобилей. Многие производители часто грешат тем, что «руль» не входит в приоритеты разработчиков автомобилей. Maxity, похоже, проектировал гонщик. Рулевое управление настолько чувствительно, настолько прогнозируемое его переменное усилие, что в повороте получаешь наслаждение от управления. Кажется, что грузовик сам выписывает оптимальную траекторию движения, а водителю остается не мешать машине в этом процессе.
Если меня правильно проинформировали, то Renault Trucks никого отношения к созданию Cabstar, будущего Maxity, не имел — это разработка легкового подразделения Nissan-Renault. Наверное, это правильно, потому что грузовичок получился с легковыми повадками и очень «драйверским».
Под стать «рулю» и механизм переключения передач 6-ступенчатой КП. Ступени переключаются четко, выверено, без какого-либо намека на свободный ход и с каким-то легким и адекватным противодействием — как будто сливочное масло нарезаешь. Разглядывая исполнительный механизм переключения передач, я понял причину — коромысло с тяжелыми противовесами на корпусе КП.
Дизельные двигатели для Maxity объемом 2,5 л имеют три градации мощности: 120, 140 и 150 л.с. Под стать легковым и их скоростные характеристики: 350 Н∙м максимального крутящего момента имеет интервал 1600-2800 об/мин, максимальная мощность — на 3600 об/мин.
Эргономика кабины, на мой взгляд, хорошо продумана: удобное рабочее место, регулировки сиденья и рулевой колонки, много полочек и ниш — придраться тяжело, если, правда, не найдется писатель, который отсутствие держателя для 1,5-литровой бутылки посчитает минусом грузовика.
Обзор 2-метрового класса грузовиков Renault заканчиваю третьей машиной — Renault Trucks D Cab 2 м по пресс-релизам. На самом деле это, кто бы догадался, переиначенный Nissan Atleon. По эргономике, удобству, ездовым повадкам — это старший брат Renault Maxity: только шире на 22 см и тяжелее — до 7,5 тонн полной массы. Двигатель DTI 3 мощностью 150 и 180 л.с. имеет скоростные характеристики уже ближе ко «взрослым» моторам: в первом случае 350 Н∙м крутящего момента достигаются с оборотов двигателя 1200 до 2800 об/мин, во втором — 540 Н∙м с 1400 до 2200 об/мин. На версию грузовика 7,5 тонн полной массы может устанавливаться автоматическая КП.
Тесты машин проходили по улицам пригорода Лиона. Как нам с гордостью объявили представители Renault — «отец» города собственноручно разрешил во вверенной ему вотчине проведение этого мероприятия. За руль пускали всех, даже без водительского удостоверения. Эх, легкомысленные французы, благо обошлось без происшествий!
Хотя тяжелые машины класса 2,1 м и Wide (широкий — 2500 мм ширина кабины) на узких улочках города требовали повышенного внимания и концентрации. Полная масса «2,1-метровых» грузовиков варьируется от 10 до 18 тонн, «широких» — 18-26 т. Для первых предлагают гамму 5-литровых 4-цилиндровых дизельных двигателей DTI 5 мощностью 210 и 240 л.с., для вторых — 8-литровые 6-цилиндровые моторы DTI 8 мощностью 250, 280 и 320 л.с. «Полка» максимального крутящего момента для некоторых двигателей начинается с 900 об/мин. На грузовик «2,1» могут устанавливать 8-литровые моторы мощностью 250 и 280 л.с., выше нет смысла. Для 3-осной серии Wide приберегли агрегат мощностью 430 л.с.
К моторам предлагается несколько типов КП: три ручные 6- и 9-ступенчатые, три автоматические роботизированные — две 6-ступенчатые Optitronic и 12-ступенчатая Optidrive, две автоматические гидромеханические Allison.
Ведущие мосты — только один вне зависимости колесной формулы, кроме 4х4, грузоподъемностью 8,5, 11 и 13 тонн. Колесная формула может быть как 4х2, так и 6х2 в разной комбинации как для шасси с установкой, так и для тягача полной массой 44 тонны. Трехосные шасси предлагаются как с одной рулевой осью без поворотного «ленивца», так и с управляемым «ленивцем» или двумя поворотными осями перед ведущим мостом. Подвеска может быть любой, как комбинированной — спереди рессоры, сзади пневмобаллоны — чаще всего, так и только пневматической или рессорной.
Производители не зря утверждают, что машины стали тише на 30%. Поездил — действительно очень тихие. Но что очень не понравилось — рулевое управление тяжелых машин D 2.1 м и D Wide.
Объясните мне, что это за «руль», когда в повороте он (руль) вообще не знает что такое реактивное усилие и чтобы его вернуть в обратное положение, «баранку» нужно крутить в поте лица. На развозных машинах и на узких городских улицах это просто опасно! Такое впечатление, что рулевое управление просто скопировали со строительных автомобилей и поставили его на тяжелые городские грузовики. Я еще могу с оговорками принять это на самосвалах, где приходится ездить и по грунтовым дорогам, и по прямым, как правило, дорогам с твердым покрытиям. Но на городских улицах система управления автомобилем должна быть удобной, вселяющей чувство уверенности и безопасности — как у Renault Maxity.
Вообще, у меня сложилось впечатление, что 2-метровые машины на этом тесте были главными звездами — французы особо и не скрывали, потому что это действительно отличные грузовики. Представители Renault озвучили планы, согласно которым производство развозных машин компании увеличится в два раза за 10 лет. Для этого планируется увеличить количество дилеров на 30-40% в основном в Северной и Восточной Европе. Было непонятно — каких дилеров. Дело в том, что легкие грузовики полной массой до 4,5 тонн продают «легковики» — так поступают многие производители. Тяжелой техникой торгуют и обслуживают ее другие продавцы. Сервисная база и инструменты совсем не похожи на те, которыми обслуживают легкую технику. Не удивлюсь, если дилеров обяжут продавать всю грузовую гамму Renault.