САМОТЛОР СТАВИТ НА «ИНДПОШИВ»
Смысл ее в том, что на шасси ставится медицинский модуль, конструкция и размеры которого позволяют существенно расширить как ассортимент, так и качество медицинских услуг. В Советском Союзе на то время эксплуатировались машины скорой помощи на шасси строящихся тогда фургонов. В основном это были автомобили РАФ и УАЗ, внутренние размеры которых особого выбора конструкторам и производителям медтехники не оставляли.
Все это всплыло в моей памяти во время очередного посещения завода Промтех в Нижнем Новгороде, принадлежащего группе Самотлор-НН. Этот завод по объемам производства автобусов и спецавтомобилей на шасси малотоннажных фургонов занимает, по словам хозяина компании Николая Сандугея, второе место после конкурирующего завода Нижегородец. Тягаться с последним на рынке маршрутных такси и микроавтобусов становится все труднее, поэтому в Самотлоре решили обратить пристальное внимание на те направления, где конкуренция еще не так сильна, а перспективы очевидны: автомобили скорой помощи, машины для перевозки инвалидов, спецавтомобили на шасси серийных машин и грузовиков для пожарных, служб спасения, МЧС.
Причем, в автомобилях скорой помощи лоббируется именно модульная система — в первую очередь для реанимобилей класса С. По словам Николая Сандугея очевидно, что именно эти автомобили необходимы медикам по следующим причинам: большие возможности размещения медицинского оборудования, качество обслуживания пациента, комфорт работы персонала, возможность переставить медицинский модуль на другое или новое шасси. Да, такой автомобиль дороже! Но пора переставать мыслить с позиции нищего, тем более, когда в здравоохранение вкладываются немаленькие деньги. Надо понимать, что комфортные и современные условия труда — немаловажный фактор привлечения квалифицированного медицинского персонала, для подготовки и обучения которого тратится 5-8 лет. Кроме того, модульные автомобили безопаснее традиционных фургонов. На сегодняшний день потребность страны в новых машинах скорой помощи всех трех классов (А, В, С) — больше 20 тыс., емкость рынка в несколько раз больше. Российской Федерации только предстоит перейти на модульные автомобили, Европа и Соединенные Штаты уже давно используют скорые медицинские вертолеты — есть куда стремиться. Самотлору тоже.
В основе любого товара — соотношение цена/качество. Раньше на рынке переделанных фургонов преобладала цена, поэтому продукция завода ГАЗ чувствовала себя вне конкуренции. Времена меняются, и теперь на первое место выходит качество, поэтому даже при госзакупках машин скорой помощи импортные автомобили — Peugeot и Ford в основном — занимают уже более 30% рынка новых машин этого класса. Регионы запрашивают иномарки, и сдерживающим фактором является только наличие сервисной станции в регионе. Неплохое шасси Fiat Ducato пока слабо представлено за пределами Московской области именно по этой причине. По словам представителей Самотлора, самым предпочтительным шасси для скорой помощи является Mercedes Sprinter последней 4-ой серии, который уверенно выхаживает без особых проблем 1,5-2 млн км. Про тот, предыдущий Sprinter, который сейчас собирают на ГАЗе, было сказано без восторга из-за его слишком высокой, для отечественной сборки, цены.
На рынке маршрутных такси времена господства желтых Газелей безвозвратно (а может, и нет) ушли в прошлое, даже несмотря на то, что за последний год из-за таможенной политики РФ импортные фургоны подорожали в среднем на 80 тыс. руб., а автобусы — на 140 тыс. На сегодняшний день самым востребованным шасси является заднеприводный Ford Transit. Его тоже собирают у нас. Именно такая трансмиссия более, чем переднеприводная схема, приспособлена к отечественным реалиям: климатическим условиям, дорогам и перегрузкам. Средний годовой пробег маршрутных такси равен 80-90 тыс. км. При московской ставке в 35 руб. за поездку машина окупается за год-полтора. Для Нижнего Новгорода другие ставки и срок — 20 руб. и два года минимум.
По словам Николая Сандугея, в маршрутных перевозках тоже грядут изменения. Кроме темной лошадки в виде специализированной заводской маршрутки Next, которая может отыграть при их надлежащем качестве потерянные было позиции, тенденция такова, что появилась необходимость в маршрутных автобусах-такси вместимостью 40-50 человек. Связано это с тем, что во многих городах РФ началась централизация пассажирских перевозок, и сегодняшняя хаотичность движения небольших автобусов должна компенсироваться более крупными, 7-8-тонными машинами, с фиксированными интервалами движения. Пока на отечественный рынок с таким шасси зашли корейская Hyundai и итальянская Iveco. Но у последней очень жесткое для пассажирских перевозок грузовое шасси. Вполне вероятно, что в будущем в крупных городах все сведется только к обычным городским автобусам с четко отработанным графиком движения. В развитых странах маршрутных такси нет.
С социальным транспортом на Самотлоре тоже связывают определенные надежды. В стране миллионы инвалидов-колясочников. В 2014 г., если не помешают обстоятельства, планируется массовая государственная закупка специализированных микроавтобусов для колясочников. На заводе готовы удовлетворить массовый заказ с привлечением надежных иностранных (отечественные ненадежны) подъемников. Школьные автобусы тоже не сбрасываются со счета. При востребованности одного региона РФ в 50-60 школьных автобусах, объем производства равен нескольким тысячам машин.
Показали нам и цех, где планируют начать полномасштабное производство алюминиевых фургонов разного класса теплозащиты — рефы, сэндвич-панели — как для легких машин грузоподъемностью 1 т, так и для тяжелых шасси. Несмотря на то, что на отечественном рынке есть опытные кузовостроители, использующие современные материалы, Самотлор не исключает, что удастся занять часть его. Во всяком случае, машины с таким фургоном собственного производства нам продемонстрировали как с ровным полом, так и с арками для колес. Последний вариант предназначен для малотоннажных машин с одним водителем-экспедитором типа Соболь, Портер, Бонго, где низкий уровень погрузки — приоритет. Установка гидроборта тоже возможна.
Общая для всех кузовостроителей проблема качественных и адекватных по цене комплектующих решается на этом предприятии разными методами. Первое — поиск поставщиков. Оборудование поставляется с разных концов света и стран: Израиль, Канада, США, Китай, европейские страны. По словам представителей завода, кое-какое оборудование у нас тоже производят, но у него или запредельная цена, или качество никакое, или то и другое вместе — приходится закупать за рубежом. Некоторые виды оборудования, в частности — сиденья, начали производить по лицензии на месте. Современный 5-координатный станок программно режет детали из фанеры любой сложности. Не так давно купили вакуумную формовочную машину, способную «лепить» цельную пластиковую панель 6 метров длиной — это позволяет одним листом закрыть борт стандартной «маршрутки». В планах закупка станка с лазерным ножом. На изготовление серийного маршрутного такси или микроавтобуса требуется два дня; на спецавтомобиль для МЧС, пожарных или медицинских служб — от 3 до 5 рабочих дней при среднем уровне рентабельности, по словам владельца завода, 7%.
Только вот ваш покорный слуга так и не понял — достаточно ли этого для уверенности в завтрашнем дне или нет? Судя по оптимизму владельца — вполне! В прошлом году компания Самотлор-НН произвела около 3 тыс. автомобилей.