СКУЧНАЯ ВЫСТАВКА
Предваряя рассказ об экспозициях, необходимо сказать пару слов о положении дел в транспортной отрасли США. Сегодня американские производители грузовиков и поставщики комплектующих выражают определенный оптимизм по поводу текущих заказов на новые автомобили: объем продаж тяжелых грузовиков 8-го класса грузоподъемности по американской классификации увеличился на 30% по сравнению с февралем 2013 года. Рост у среднетоннажников 5-7-го класса грузоподъемности не был столь стремителен, но все же получился с двузначной цифрой — 18%. Руководство компании Peterbilt прогнозирует уровень продаж тяжелых грузовиков 8-го класса в количестве 240 000 единиц в 2014 году. А сбыт среднетоннажников должен превысить отметку в 75 000 единиц за такой же период. Автопроизводители полагают, что продажи коммерческих автомобилей будут и дальше расти в ближайшие годы, так как растут те отрасли экономики, которые напрямую связаны с использованием различных автотранспортных средств. Статистика продаж полуприцепов тоже благоприятная: количество проданных в феврале трейлеров, согласно информации агентства ACT Research Co., выросло на 68% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Что же касается «громких» да и «тихих» премьер, то их на выставке MATS-2014 практически не было. Американские автопроизводители в основном демонстрировали прошлые модели с некоторыми добавлениями и улучшениями.
PETERBILT
Компания Peterbilt Motors Company в этом году отмечает свой 75-летний юбилей. Видимо, это обстоятельство подтолкнуло автопроизводителя довольно основательно подготовить свой выставочный стенд. Отмечая юбилей, компания подготовила специальный выпуск флагманской модификации Model 579 «75Th Anniversary Edition». В машине собраны новые и оригинальные опции, делающие ее особенной. Применена окраска в специальной комбинации цветов Diamond Red, установлены кресла Evolution LX и, конечно, наклеено множество юбилейных шильд.
Но главным объектом выставочной экспозиции стал весьма необычный автопоезд под названием WAVE (Walmart Advanced Vehicle Experience). Этот концепт был создан при участии специалистов компаний Peterbilt, Great Dane Trailer и инжиниринговой фирмы Capstone Turbine (CPST). Финансирование проекта осуществила компания WalMart, владеющая крупнейшей в мире сетью супермаркетов розничной торговли. Главной целью концепта WAVE было желание создать очень эффективное транспортное средство, которое бы имело сравнительно небольшой расход топлива благодаря продвинутой аэродинамике, а также увеличенную грузоподъемность за счет использования легких и прочных материалов.
Глядя на аэродинамические формы футуристического автопоезда, сразу становится понятно, что плавные линии автопоезда способны направлять потоки набегающего воздуха самым оптимальным образом, доводя до минимума динамическое сопротивление всего транспортного средства. Этому также способствуют боковые обтекатели шасси, препятствующие проникновению воздушного потока к ведущим колесам, необычные зеркала заднего вида.
Тут надо добавить, что в трейлере Great Dane были применены такие современные аэродинамические элементы как боковые юбки-отражатели и фронтальный козырек, образующий со спойлером тягача единый воздухоотражающий тандем. Надо отметить концептуальную кабину из углепластика, в которой место водителя находится по центру, а боковые двери сдвигаются. Тягач снабдили интересным стильным спальным отсеком, большой площадью остекления за счет прозрачной крыши и двумя ЖКИ-мониторами, заменяющими традиционную панель приборов. Кроме тягача, углепластик активно применялся и при изготовлении 53-футового полуприцепа. Это дало возможность снизить снаряженную массу трейлера на 1800 кг.
Мотористы фирмы Capstone спроектировали последовательный гибридный привод, состоящий из небольшого газотурбинного двигателя, электрогенератора, блока литий-ионных АКБ и электромотор-колес, встроенных в шасси. Разумеется, внедрение высоких технологий дешевым быть не может, поэтому компания WalMart пока не озвучила планы относительно серийного изготовления концепта WAVE. Но демонстрация новинки специалистам и широкой публике, думаю, была полезной. Поскольку полномасштабных испытаний необычного автопоезда еще не проводилось, то сообщить какие-либо данные об уровне потребления топлива пока не представляется возможным.
Газовое направление фирмы Peterbilt было представлено в двух новых моделях: магистральном тягаче Model 579 CNG и шасси широкого профиля Model 567 CNG. Оба автомобиля комплектуются газовыми силовыми агрегатами Cummins-Westport ISX12 G мощностью 320/330/350/385/400 л.с. и баками для хранения сжатого природного газа фирмы Quantum Fuel Systems Technologies, которые монтируются за кабиной. Легкие и прочные баллоны Q-lite для удобства понимания водителями тарированы в условные единицы DGE (diesel gallon equivalents). Так что, если объем газового топлива составляет 123 DGE, то это соответствует 558 литрам солярки. Остальные опции, как и объемы топливных баков 170 или 216 DGE, покупатели смогут выбирать исходя из своих транспортных задач. Все газовые грузовики отличаются высокой экономичностью и экологичностью, так как выполняют требования стандарта EPA-2013 и норм CARB.
KENWORTH
Компания Kenworth Truck Company сделала акцент на эффективном подборе узлов и элементов пакета «Advantage», инсталлированных в магистральный тягач Kenworth T680. Пакет включает специальный набор аэродинамических элементов, уменьшающих сопротивление воздуха автомобиля. Здесь можно отметить бампер новой формы, интегрированный с крыльями и боковыми отражателями в единый «монолитный» обвес, расширенное оперение 76-дюймового спального отсека, новейшие «дырявые» брызговики Ducarbo Solutions (сокращающие расход топлива примерно на 1-2%), а также новые колпаки дисков колес. В состав оптимизированной трансмиссии входит 13-литровый двигатель PACCAR MX-13, 10-ступенчатая автоматизированная коробка передач Eaton Fuller Advantage™, системы круиз-контроля и мониторинга давления воздуха в колесах, а также шасси колесной формулы 6х2 и широкие (сдвоенные) шины ведущей оси.
Понятно, что новинка покажет неплохой сберегающий потенциал, но руководители компании уверяют, что дальнобойный Kenworth T680 «Advantage» станет самым эффективным тяжеловозом на дорогах США, так как на предварительных испытаниях он уже показал 5%-ное снижение расхода топлива.
NAVISTAR
Корпорация Navistar International Corp. никакими новинками и премьерами на выставке MATS-2014 не отметилась. Ее президент, господин Козек, отметил, что год назад Navistar начала переход к технологии SCR (селективного каталитического сокращения) и теперь он с удовлетворением отмечает, что один из их первых продуктов с SCR — флагманский тягач ProStar с двигателем Cummins ISX15 — был назван ассоциацией американских дилеров «Грузовиком 2014 года».
В конце прошлого года корпорация начала внедрять систему SCR в автомобили средней грузоподъемности, в результате чего была выпущена модель DuraStar с 6,7-литровым двигателем Cummins ISB. Сейчас покупатели могут заказать машины с 9-литровым мотором MaxxForce 9, а летом начнутся продажи грузовиков DuraStar и WorkStar с 10-литровыми двигателями и мочевинной системой SCR.
FREIGHTLINER
Совсем не радовала новинками и компания Freightliner Trucks. Она скромненько сообщила о выпуске нескольких обновленных вариантов моделей Cascadia и Cascadia Evolution. Внедренные улучшения должны, по мнению изготовителя, повысить производительность труда водителя, его безопасность и комфорт. Список нововведений включает: систему ParkSmart HVAC, предназначенную для автоматического запуска двигателя при разрядке главного и вспомогательного аккумуляторов; новый поручень средней стойки, облегчающий процесс попадания в кабину в темное время суток; новую рессорную подвеску Detroit, обеспечивающую более плавную езду; светодиодные лампы и новые обтекатели кабины, улучшающие аэродинамику обычных моделей Cascadia.
WESTERN STAR
Компания Western Star Truck Sales, Inc. привлекала внимание посетителей новым шоу-стоппером — грузовиком Western Star Optimus Prime, который будет играть главную роль в 4-й серии Трансформеров. Машина была специально изготовлена для кинокомпании Paramount Pictures и оснащена 500-сильным 15-литровым двигателем Cummins ISX, 6-скоростной автоматической коробкой передач Allison RDS 4000, подвеской Hendrickson, тормозной системой WABCO 4M и системой электронной стабилизации WABCO Electronic Stability Control (ESC). Руководители Western Star также сообщили, что их железный киногерой получил довольно много узлов и элементов от будущего магистрального тягача Western Star 5700, презентация которого запланирована на осень текущего года.
Еще одна новость — возможность установки автоматизированной коробки передачи Eaton UltraShift PLUS в модель Western Star 4800. Ранее уже говорилось о комплектации этой трансмиссией моделей 4700 и 4900. Коробка передач UltraShift PLUS является эффективным вариантом для магистральных и региональных грузовиков. Трансмиссия обладает меньшей снаряженной массой и увеличенной производительностью, что оказывает влияние на снижение расхода топлива, а упрощение конструкции узла способствует снижению затрат на техническое обслуживание.
VOLVO
Компания Volvo Trucks North America на выставке MATS сообщила, что ее новые мощные двигатели Volvo, соответствующие требованиям экологических норм GHG2014, стали экономичнее на 3% по сравнению с подобными моторами 2013 года. Кроме этого был представлен интегрированный пакет трансмиссии XE13 «exceptional efficiency», предназначенный для магистральных тягачей серии VN, которые работают в составе автопоезда полной массой 36,3 т. Этот набор включает 13-литровый двигатель Volvo D13 мощностью 425 л.с. при 2371 Н∙м крутящего момента и автоматизированную механическую коробку передач Volvo I-Shift. Такой тандем на скорости 96 км/ч покажет самый эффективный расход топлива, который будет примерно на 3% ниже, чем у сопоставимых аналогов.
MACK
Компания Mack Trucks также скромно подготовилась к выставке: новостями от «бульдогов» можно назвать коррекцию фирменной эмблемы — теперь собака смотрит куда-то в сторону. Один из руководителей Mack Trucks по этому случаю отметил: «Наша цель — последовательность и ясность. Mack — это американский бренд, следовательно, эмблема должна отражать американские идеалы. Иными словами, Mack — это американский грузовик, на который вы можете рассчитывать». Сказано было много, но ничего внятного и убедительного. Главное, видимо, в том, что Mack — это американский бренд, но принадлежит-то он давно шведам. Видимо, скандинавов надо спрашивать, почему «собака» стала смотреть куда-то в бок!
Кроме этого на пресс-конференции отметили, что грузовики Mack завоевали себе репутацию своими тяжелыми самосвалами, коммунальными шасси и автомобилями регионального назначения. С этого года компания планирует сфокусировать свое внимание на тяжелых магистральных тягачах. Видимо для этого на выставке экспонировался седельный тягач Pinnacle 6x2, оборудованный двигателем Mack MP8-445SE экологического уровня GHG 2014 и автоматизированной трансмиссией Mack mDRIVE (AMT). Такая машина вполне может стать надежным и эффективным дальнобойным грузовиком.
CUMMINS
Единственный независимый моторист США — фирма Cummins Inc. — показала на выставке полный спектр современных двигателей, включая новый 15-литровый мотор Cummins ISX15 мощностью 560 л.с. и 2507 Н∙м крутящего момента. Новинка предназначена в первую очередь для тяжелых грузовиков и автопоездов, работающих на сложных маршрутах с крутыми подъемами и спусками. То есть там, где тяговое усилие и эффективное торможение двигателем имеют решающее значение.
Силовой агрегат ISX15 обеспечивает максимальный крутящий момент в более широком диапазоне оборотов двигателя. К тому же у новинки топливная эффективность выросла почти на 7% по сравнению с подобной моделью 2010 года. Произошло это благодаря внедрению ряда улучшений оптимизации процесса горения, уменьшению внутреннего трения и паразитных нагрузок, повышению крутящего момента на низких оборотах, грамотному использованию системы селективного каталитического сокращения (SCR), а также новой конструкции турбонаддува.
Для покупателей есть возможность приобрести двигатель ISX15 SmartTorque2 (ST2), агрегатированный с автоматизированной механической коробкой передач Advantage Eaton Fuller. Эта разработка под названием SmartAdvantage велась совместно компаниями Cummins и Eaton. Ее применение способно улучшить показатель топливной эффективности автомобиля примерно на 3-6%.
FORD
Компания Ford Motor Co. недавно модернизировала свои среднетоннажные коммерческие автомобили серий F-650 и F-750. На выставке она экспонировала новые модификации седельных тягачей. Новинки, относящиеся к 6/7 классу грузоподъемности, были разработаны инженерами Ford Commercial Truck на основе популярного пикапа Ford F-Series Super Duty. Они оснащены 6,7-литровым двигателем Power Stroke V8 нового поколения и 6-ступенчатой автоматической коробкой передач TorqShift. Седельные тягачи F-650 и F-750 будут комплектоваться стандартной кабиной Regular или более просторной и комфортной SuperCab, также есть версия для экипажа. Новые автомобили поступят на конвейер весной следующего года.