ДЕЖАВЮ ЧЕШСКОЙ МАРКИ
В марте 2013 г. завод в городе Копршивнице приобрели чешские предприниматели Ярослав Стрнад и Рене Матерее. Была назначена команда кризисного управления, перед которой стояла задача вернуть в первую очередь доверие банков и субподрядчиков. Первого октября 2013 г. в должность генерального директора компании Tatra Trucks вступил Петр Карасек, который вместе с другими специалистами подготовил план стабилизации и выхода компании из кризиса. Он пришел на предприятие Tatra в июле 2013 г. в качестве консультанта.
Петр Карасек после окончания машиностроительного факультета ВУТ в г. Брно начинал свою карьеру на переломе 80- и 90-х годов прошлого века в качестве конструктора автобусных шасси на предприятии Karosа. Затем он работал в качестве заместителя главного инженера, был ответственным за различные технические проекты. После 1990 г. организовал самостоятельное отделение продаж компании. Карасек прошел подготовку по курсу MBA Шеффилдского университета, а также закончил аспирантуру юридического факультета Университета им. Масарика в Брно по специальности «Корпоративное, коммерческое и трудовое право».
В России грузовики TATRA пользуются заслуженным уважением со времен Советского Союза. В 1995 г. в Сургуте количество чешских грузовиков достигало 1400 единиц. В 2001 г. компания выиграла тендер на 250 автомобилей. Однако с 2006 г. поставки стали сокращаться, и после 2011 г. практически прекратились.
Теперь TATRA возвращается на российский рынок, представляя новый продукт — TATRA PHOENIX. Tatra Trucks a.s. приняла участие в тендере компании «Сургутнефтегаз» и победила с автомобилем TATRA PHOENIX 8x8. Этому событию, небольшому по объему но, тем не менее, поворотному, предшествовала большая работа по подготовке и испытаниям грузовиков из Копршивнице.
Возвращение в Россию началось в прошлом году с тестирования грузовика 8P5R32 с «арктическим комплектом» — Arctic kit. Переход с двигателей воздушного охлаждения, разработанных для вермахта еще во время Второй мировой войны, на шестицилиндровые 12,9-литровые дизели PACCAR MX потребовал конструирования, по сути, новой системы обогрева. «Арктический комплект» включает такие элементы как обогреваемый топливный фильтр, вспомогательный топливный насос, автономный предпусковой нагреватель, предварительный нагрев нижней крышки коробки передач, нагрев аккумуляторов, подключенный к системе охлаждения двигателя (аккумуляторы обогреваются и во время движения), бортовое зарядное устройство аккумуляторов, электрооборудование подогрева блока двигателя, подогрев AdBlue и т.д. В стандартный пакет входит и утеплитель капота.
Эксплуатационным испытаниям предшествовали тесты в морозильных камерах компании Tatra Trucks. Здесь автомобиль «замораживался» на заданную температуру (постепенно на -20°C, -32°С и -45°С), а затем запускали двигатель.
На испытания в Нижневартовск, которые проводила ЗАО «АВТО-КВИН», поставили 30-тонный самосвал 6x6 модели 8P5R32. Грузовик с двигателем мощностью 265 кВт, механической 16-ступенчатой коробкой передач ZF, одноступенчатым редуктором TATRA и листовыми рессорами задних мостов является представителем самой низкой весовой категории самосвалов TATRA. За год опытной эксплуатации автомобиль прошел свыше 90 тыс. км без значительных проблем. На основе успешных испытаний ЗАО «АВТО-КВИН» приобрело еще несколько самосвалов TATRA различных моделей.
Победа в тендере компании «Сургутнефтегаз» досталась Tatra Trucks a.s. после испытаний, проведенных по соглашению с «Сургутнефтегаз» с поддержкой компании НОРДТЕКО — официального дилера TATRA (г. Сургут).
С конца октября 2013 г. в испытаниях участвовал стандартный самосвал 8x8 модели 8P5R46 полной массой 50 т и полезной нагрузкой 32 т. Стандартные грузовики 8P5R46 оснащаются двигателями мощностью 340 кВт, коробкой передач ZF и двухступенчатой раздаточной коробкой TATRA, мостами с колесными редукторами и системой накачки шин. Это флагманский самосвал TATRA, который может поставляться с более мощным двигателем 375 кВт, автоматизированной коробкой ZF AS Tronic или автоматической Allison.
Tatra Trucks a.s. устанавливает на свои грузовики 30 модификаций двигателей 6 производителей, которые агрегатируются с коробками передач четырех поставщиков. Завод предлагает также четыре вида кабин. Экономические реалии делают целесообразным выпуск кабин, собранных из штампованных деталей, при объеме выпуска не меньше 50 тыс. в год. Это фактически в два раза выше всей рыночной ниши внедорожных автомобилей. Но Tatra Trucks оставит производство своих кабин, не нуждающихся в глубокой штамповке — эти кабины имеют своих поклонников, которые ценят их высокую ремонтопригодность.
Стоит отметить, что из 920 сотрудников компании 150 человек работают в техническом отделе. Возможности конструкторского отдела позволяют компании создавать технику для новых рынков.
Осенью прошлого года Tatra Trucks a.s. представила в Ганновере на выставке Agritechnica свою новинку — сельскохозяйственный тягач. Agrotruck создан в сотрудничестве с немецкой компанией Leewes & Ludmann. Tatra Agrotruck 6x6 с кабиной и двигателем мощностью 340 кВт от компании DAF оснащается автоматической коробкой Allison 4500 и двухступенчатой раздаточной коробкой. Уникальная особенность Tatra Agrotruck, отличающая его от других аграрных грузовиков, — управляемые колеса задней оси. Колеса поворачиваются электрогидравлическим механизмом при скорости до 40 км/ч. Управляемая задняя ось делает автомобиль чрезвычайно маневренным и проходимым. Задние управляемые колеса снижают расход топлива и износ шин.
Автомобиль может быть укомплектован колесами 22.5x14.00 с шинами 445/65 R22.5. Также предусмотрена установка колес 15.00x22.5 с шинами 500/60 R22.5. На среднюю ось могут устанавливаться шины размером 600/50 R22.5.
Кроме автомобилей гражданского назначения семейств — TATRA PHOENIX, TERRN01, JAMAL и Т 810 — компания выпускает модели специального и военного назначения серии FORCE, Т 815-7 и Т 810.
В 2013 г. Tatra Trucks a.s. произвела 763 автомобиля, из которых 722 продала. Это самое большое количество, произведенное после кризисного 2008 г. В планах компании выйти на уровень «1 работник — 1 автомобиль».