ФУРГОН ДЛЯ ОСОБЫХ ЗАДАЧ
Mercedes-Benz Sprinter 4x4 не анонсируется производителем как брутальный внедорожный автомобиль. Компания заявляет, что это автомобиль для настоящих профессионалов. Mercedes-Benz Sprinter 4x4 выделяется увеличенной высотой посадки. Передняя часть кузова Sprinter 4x4 поднялась на 110 мм, задняя — на 80 мм. Увеличение посадки улучшает геометрическую проходимость автомобиля. Sprinter 4x4 полной массой 3,5 т имеет угол въезда 28°, в то время как у обычной модели фургона с задним приводом этот угол составляет только 18°. Угол съезда модели 4x4 с коротким свесом — 27°, а у стандартного автомобиля — 22°. Угол рампы Sprinter 4x4 со стандартной длиной колесной базы — 25° вместо 17° у обычного фургона.
В зависимости от версии установленного двигателя, Mercedes-Benz Sprinter 4x4 преодолевает на 20% более крутой подъем, чем автомобиль с обычным приводом. Глубина преодолеваемого брода полноприводной версии Sprinter — 610 мм. Это на 110 мм больше, чем у автомобиля 4x2 (500 мм).
Новый Mercedes-Benz Sprinter 4x4 отличается от заднеприводной версии боковыми зеркалами. Дело в том, что знакомые дополнительные указатели поворота, расположенные в боковых зеркалах, при увеличении посадки автомобиля оказались выше, чем это предписано соответствующим стандартом. Поэтому дополнительные указатели поворота перенесли с зеркал туда, где они были когда-то — на бок переднего крыла. По этой же причине у полноприводных версий задние противотуманные фонари интегрированы в бампер.
Mercedes-Benz Sprinter 4x4 оснащается подключаемым передним мостом. Включить полный привод можно при работающем двигателе на стоящем или двигающемся со скоростью до 10 км/ч автомобиле. Полный привод активируется переключателем на панели приборов. Включатель приводит в действие электропривод, который вводит в зацепление пару прямозубых шестерен в раздаточной коробке. О включении полного привода сигнализирует контрольная лампочка, установленная в выключателе.
При включении системы полного привода трансмиссия Sprinter 4x4 не связывает колеса автомобиля жестким механическим соединением. Вариативное распределение мощности на ведущих колесах позволяет при включенном полном приводе работать такой системе курсовой устойчивости, как адаптивная ESP (Electronic Stability Program) с функцией ASR (Acceleration Skid Control). Обе системы устанавливаются как стандартное оборудование.
При включении полного привода поток мощности двигателя перераспределяется в отношении 35:65 между колесами передней оси и заднего моста. Управляемость автомобиля остается близкой к характеристикам заднеприводного фургона Mercedes-Benz Sprinter.
Sprinter 4x4 оснащается адаптированной электронной системой контроля тягового усилия для полноприводных автомобилей — противобуксовочной системой 4ETS. Аналогичная система используется в легковых автомобилях Mercedes-Benz, автомобилях повышенной проходимости ML-Class и GL-Class, а также Vito 4x4. Система 4ETS, кроме увеличения безопасности движения, уменьшает расход топлива, что важно при коммерческой эксплуатации автомобиля.
Система 4ETS позволяет автомобилю Mercedes-Benz Sprinter 4x4 обходиться без механических блокировок дифференциала. При уменьшении сцепления с дорогой одного или нескольких колес, 4ETS автоматически передает на рабочий тормоз буксующего колеса серию коротких импульсов. Из-за торможения буксующего колеса общий крутящий момент на колесах увеличивается, и тяга автомобиля сохраняется. Таким образом, 4ETS, используя механизмы системы ABS, заменяет блокировку сразу трех дифференциалов: двух межколесных и межосевого.
Система 4ETS полностью интегрирована с адаптивной программой ESP. Характеристики последней изменены. Их специально подобрали для установки на автомобили с полным приводом. Адаптивная ESP сохранила все свои функции, которые включают уже упоминавшуюся ASR, систему распределения тормозных усилий EBD, ассистент торможения BAS (Brake Assist), а также системы AAS (Start-off Assist system) и LAC (Load Adaptive Control). По своим функциям установленная на Sprinter адаптивная ESP должна называться LAC (Load Adaptive Control), так как система может вычислить высоту центра тяжести. После того как система оценит центр тяжести, она вносит соответствующие поправки в свою работу. LAC особенно эффективно повышает безопасность при езде по пересеченной местности со значительными уклонами.
При заводской установке буксирного устройства функции системы стабилизации движения расширяются программой Trailer Stability Assist. Эта программа предназначена противостоять «рысканью» прицепа посредством активации тормозных механизмов колес.
Работа автоматики в некоторых условиях движения нецелесообразна. Для того чтобы водитель мог сам контролировать пробуксовку колес, на Sprinter 4x4 предусмотрена кнопка отключения ASR. Воспользовавшись включателем, водитель получает кратковременную возможность увеличить тягу за счет большей пробуксовки колес. Отключение ASR особенно эффективно при движении по заснеженной дороге с использованием цепей противоскольжения или движении на гравийной дороге. Однако электроника «доверяет» водителю лишь при движении со скоростью до 40-60 км/ч. ASR мгновенно восстановит свои права, если уровень пробуксовки станет недопустимо (по мнению системы) высоким или просто прошло больше 10 секунд после отключения системы. Деактивировать ESP нельзя ни на секунду.
В любом случае 4ETS не допускает возникновения критических ситуаций, предотвращая их еще до возникновения. Кроме этого, 4ETS следит за температурой тормозов. При увеличении температуры до критического значения система уменьшает свою эффективность. После снижения температуры 4ETS автоматически восстанавливает свою работоспособность. О состоянии 4ETS водителя информирует контрольная лампа.
Раздаточная коробка непосредственно агрегатируется с коробкой передач. Редуктор переднего моста имеет компактную конструкцию и не требует технического обслуживания, так как заливаемое в него масло работает пожизненно. Также в техническом обслуживании не нуждаются приводные валы передних колес.
Внедорожные качества Sprinter 4x4 можно еще больше увеличить, заказав автомобиль с дополнительной понижающей передачей. Low Range включается нажатием кнопки на стоящем автомобиле с работающим двигателем и активированной системой полного привода при нажатой педали сцепления. Демультипликатор увеличивает крутящий момент на 42% (передаточное отношение 1:1,42). Пониженный ряд можно использовать не только при движении по бездорожью. Эта опция пригодится в тех случаях, когда приходится часто пользоваться сцеплением — при маневрировании на подъездных площадках. Воспользоваться Low Range целесообразно при буксировке прицепа или движении в горных условиях. Система полного привода, устанавливаемая на Sprinter 4x4, добавляет автомобилю, в зависимости от модели, 115-135 кг.
Новый Sprinter 4x4 теперь оснащается опцией Downhill Speed Regulation (DSR). Система DSR обеспечивает движение транспортного средства с постоянной выбранной скоростью под уклон. Постоянная скорость движения достигается совместной работой двигателя, трансмиссии и тормозной системы. Требуемая скорость движения задается круиз-контролем. Для автомобилей Mercedes-Benz Sprinter 4x4 с понижающей передачей DSR включается автоматически при включении режима Low Range.
В качестве дополнительной опции для Sprinter 4x4 предлагается система помощи при трогании на подъеме Hill-Start Assist и шины с внедорожным рисунком протектора.
В качестве стандартного оборудования полноприводные версии Sprinter комплектуются топливным баком вместимостью 100 л, поручнями для водителя и пассажира, передним и задним стабилизатором (или усиленными стабилизаторами, если в обычной модификации уже устанавливались оба стабилизатора).
Как и на обычный Sprinter, на полноприводной версии устанавливается четырехцилиндровый дизель CDI модели ОМ 651 рабочим объемом 2,15 л. Двигатель оснащен двухступенчатым турбокомпрессором (VNT). Дизель предлагается в двух вариантах мощности. Двигатель, устанавливаемый на модели Sprinter 313/513 BlueTec 4x4, развивает мощность 95 кВт (129 л.с.) при 3800 об/мин и развивает максимальный крутящий момент величиной 305 Н∙м в диапазоне 1200-2400 об/мин. Для моделей Sprinter 316/516 BlueTec 4x4 предназначен двигатель мощностью 120 кВт (163 кВт) при 3800 об/мин. «Полочка» максимального момента приходится на 1400-2400 об/мин.
Двигатель ОМ 651 отвечает экологическим требованиям Евро-6.
Также для Sprinter 4x4 предлагается 3-литровый двигатель V6 модели OM 642. Дизель имеет алюминиевый блок. Смещение шатунных шеек и балансирный вал делают работу мотора очень плавной. Двигатель V6 предназначается для автомобилей Sprinter 319/519 BlueTec 4x4. Мощность дизеля — 140 кВт (190 л.с.) при 3800 об/мин. Максимальный момент достигается в узком диапазоне 1600-1800 об/мин. Межсервисный интервал для модернизированных двигателей расширен до 60 тыс. км. Экологическая чистота достигается за счет применения впрыска AdBlue в отработавшие газы, системы SCR, фильтра частиц.
В стандартной комплектации с 4- и 6-цилиндровыми моторами агрегатируются 6-ступенчатые механические коробки передач. Как опция доступна 5-ступенчатая гидромеханическая передача с традиционным конвертором.
Sprinter 316 BlueTec 4x4 при тестировании по методике NEDC (Новый европейский ездовой цикл) показал расход топлива 8,3 л/100 км. Менее мощный Sprinter 313 BlueTec 4x4 израсходовал на 0,3 л больше. Таким образом, расход топлива полноприводных автомобилей — на 0,4-0,8 л/100 км больше, чем потребление топлива моделями с задним приводом. Однако повышенный расход обусловлен не наличием переднего привода, а тем, что автомобили 4x4 оснащаются главными передачами, имеющими на 10% большее отношение для увеличения тяги. Мощный Sprinter 319 BlueTec 4x4 не нуждается в дополнительном увеличении тяги за счет отношения главной передачи. Показанный этим автомобилем расход 9,8-9,9 л/100 км почти идентичен потреблению топлива модели с задним приводом.
При презентации нового Sprinter компания Mercedes-Benz Vans делала упор на оснащение автомобиля новыми электронными системами. Системы Collision Prevention Assist (ассистент предотвращения столкновений), Blind Spot Assist (система контроля мертвых зон), Highbeam Assist (адаптивный помощник дальнего света) и Lane Keeping Assist (система предупреждения пересечения линии — LDWS) уже доступны для Sprinter 4x4. Система Crosswind Assist, предотвращающая воздействие порывов бокового ветра, будет доступна в этом году.