МИР АВТОБУСОВ НА BUSWORLD-2013
Выставка Busworld проводится один раз в два года. Сюда по традиции съезжаются ведущие европейские изготовители пассажирских машин, а также фирмы, выпускающие различные узлы и компоненты. В этот раз международный форум посетили около 31 тысячи специалистов и приглашенных лиц, а количество участников выставки достигло 380.
Доминирующей темой выставки стала экология, вернее новые нормы Евро-6, которые вступают в силу в ЕС с 1 января 2014 года, а также пассажирские машины с приводами на альтернативных видах энергии. Именно поэтому большинство премьер форума было связано с новыми автобусами, оснащенными двигателями Евро-6, гибридными установками или полным электроприводом.
IVECO
Пожалуй, самым заметным экспонатом выставки стал концептуальный четырехосный электробус Ellisup. Пассажирская машина привлекает внимание необычным многоосным шасси с непропорционально малыми колесами. Обтекаемый кузов весьма похож на трамвайный вагон, в то же время он характеризуется значительной площадью остекления.
Электробус предназначен для работы на городских маршрутах и способен к быстрой перезарядке батарей, что позволяет Ellisup иметь оптимальную стоимость, сравнительно небольшой вес и низкие эксплуатационные расходы. Кстати, они и были основной целью разработчиков, которые утверждают, что расходы по содержанию Ellisup будут немногим больше, чем у троллейбусов, но меньше, чем у дизельных городских автобусов.
Электромотор-колеса машины разрабатывались при участии инженеров компании Michelin. В концептуальной машине 4 из 8 колес являются тяговыми. Источник питания Ellisup вполне можно назвать инновационным узлом, так как в нем удачно комбинируются мощные аккумуляторные батареи и суперконденсаторы, позволяющие проводить быструю зарядку АКБ в течение нескольких минут.
Малый диаметр колес позволил конструкторам создать новую архитектуру пассажирской машины, мало похожую на традиционный городской автобус. В результате салон Ellisup сможет предоставить большее внутреннее пространство, улучшить комфорт и увеличить удобство для пассажиров. Расположение сидений тоже необычное. Где-то оно напоминает компоновку метровагона, а где-то пассажиры сидят, как в стандартном автобусе. Да, многим такие решения покажутся странными, но в любом случае итальянский концепт достоин внимания и изучения специалистов, ведь в нем присутствует не только новизна инженерной мысли от компании Iveco Bus, но и абсолютная экологичность и высочайшая эффективность.
Из серийных машин Iveco можно выделить пригородный автобус Crossway. На сегодня это единственная машина на рынке, которая при габаритной длине 13 м в состоянии перевозить 63 пассажира! Машина оборудована новым турбодизелем Tector 7, в котором инсталлирована фирменная технология нейтрализации выхлопных газов Hi-eSCR (High Efficiency SCR), запатентованная мотористами FPT Industrial. Она позволяет выполнять требования Евро-6 без системы рециркуляции выхлопных газов EGR. К тому же, двигатели с Hi-eSCR расходуют на 5% меньше топлива, чем моторы предыдущего поколения Евро-5.
SETRA
Хотя Setra и получила престижный титул за модель ComfortClass 500, впервые показанную год назад, но компания не преминула использовать площадку выставки Busworld для презентации новейшего флагманского лайнера пятого поколения — Setra TopClass 500. Новый туристический автобус относится к пассажирским машинам премиум-класса и, как утверждается, он устанавливает новые стандарты комфорта, экономичности и безопасности. Чисто внешне Setra TopClass 500 весьма похож на титулованного брата — ComfortClass 500, но различия все же есть. У новинки блестящие металлические декоративные боковые накладки, а также слегка измененная облицовка с передним бампером.
Новый флагман обладает отличной аэродинамикой, так как коэффициент лобового сопротивления кузова — Сх — всего 0,33, что, естественно, повышает эффективность расхода топлива. За этой важнейшей характеристикой лайнера также следит электронная система Predective Powertrain Control. Она заранее подберет самые оптимальные параметры работы двигателя и коробки передач, используя GPS-навигатор и цифровую картографию с информацией обо всех автодорогах.
Дизайнеры постарались улучшить интерьер: в отделке салона появились более качественные и дорогие материалы, было усовершенствовано внутреннее освещение, состоящее из LED-ламп, и инсталлирована более современная и эффективная система климат-контроля. Пассажиры наверняка оценят панорамную стеклянную крышу Top Sky Panorama, которая стала шире на полметра по сравнению с предыдущей моделью.
Setra TopClass 500 оснащается двигателем Mercedes-Benz OM471 (Евро-6) в двух вариантах мощностей — 476 л.с. с максимальным крутящим моментом 2300 Н∙м или 510 л.с. (2500 Н∙м), а также 8-ступенчатой автоматизированной трансмиссией Powershift. Модельный ряд «туристов» будет состоять из трех вариантов длины кузова: S515 HDH (12495 мм), S516 HDH (13325 мм) и S517 HDH (14165 мм).
VOLVO
Компания Volvo Buses презентовала свой первый сочлененный городской автобус с параллельным гибридным приводом. Модель Volvo 7900 Articulated Hybrid представляет собой 18-метровую низкопольную машину, рассчитанную на перевозку 154 пассажиров. Новинка оборудована 5-литровым двигателем Volvo D5 мощностью 240 л.с., соответствующим экологическим нормам Евро-6, и электротрансмиссией Volvo I-SAM, которая в режиме электромотора может развивать мощность 150 кВт. Кроме этого, узлы гибридного привода включают электронный блок управления, автоматизированную коробку передач I-Shift и блок литий-ионных аккумуляторных батарей. Зарядка батарей проводится электротрансмиссией Volvo I-SAM в режиме электрогенератора от работающего мотора, а также при рекуперации энергии торможения.
Если сравнивать гибридную «гармошку» с обычным сочлененным автобусом с дизельным двигателем Volvo, то, как утверждается в пресс-релизе компании, Volvo 7900 Articulated Hybrid расходует на 30% меньше топлива. А при сравнении последнего с двухосной гибридной моделью Volvo 7900 Hybrid (4x2), стоимость перевозки одного пассажира в сочлененнике будет меньше примерно на 15%.
SCANIA
Scania Citywide LF — низкопольный 12-метровый городской автобус, оснащенный новым 7-литровым дизельным двигателем Scania (Евро-6) мощностью 280 л.с. и автоматической коробкой передач. В его прочном, легком и полностью алюминиевом кузове смонтировано 21 пассажирское место.
14,8-метровый автобус с низким входом Scania Citywide LE оборудован газовым двигателем, соответствующим стандарту Евро-6, и управляемым неведущим дополнительным задним мостом, установленным позади ведущей оси. Его 340-сильный мотор обеспечивает высокую производительность и плавность движения машины, а также передает на автоматическую трансмиссию непревзойденный крутящий момент 1600 Н∙м.
Большая пассажировместимость автобуса — 53 человека — делает его подходящим транспортным средством для обеспечения регулярного сообщения в городе, а также для маршрутов на короткие и средние расстояния.
VDL
Голландский изготовитель автобусов — фирма VDL Bus & Coach — в Кортрейке презентовала несколько новинок. В сегменте туристических машин состоялся дебют обновленной модели Futura FMD2. Пассажирская машина стала модификацией «Лучшего туристического автобуса 2012 года» Futura FHD2.
Автобус будет предлагаться в двух исполнениях длины — 12,2 или 12,9 м. В привод Futura FMD2 входят новейший 11-литровый двигатель DAF MX11 (Евро-6) мощностью 326 или 369 л.с., с которым агрегатируется 6-ступенчатая механическая коробка передач ZF EcoShift или 12-ступенчатая КПП ZF AS Tronic, или 6-скоростная автоматическая трансмиссия ZF EcoLife.
Интересной новинкой в секторе компактных городских машин стал низкопольный автобус класса «миди» — Citea MLE (Midi Low Entry). Пассажирская машина с габаритной шириной 2,45 м и четырьмя вариантами длины — от 8,8 м до 10,8 м — предназначена для работы в стесненных условиях больших городов. Хотя Citea MLE и имеет небольшие габаритные размеры, но все же маршруткой его называть не стоит. Так, самая малогабаритная версия имеет пассажировместимость, рассчитанную на 62 человека, включая 30 мест для сидения. Модельный ряд Citea MLE оснащается двигателем Cummins ISBN E6 (Евро-6) мощностью 180 л.с. и 6-ступенчатой автоматической трансмиссией Voith DIWA.
Завершал показ премьер от VDL сочлененный вариант низкопольного автобуса Citea, который в модификации 4х2 был признан «Лучшим городским автобусом 2011 года». Вместительная пассажирская машина будет выпускаться в двух вариантах длины — 18 или 18,75 м. Для привода автобуса используется 11-литровый двигатель DAF MX11, выполняющий экологические требования стандарта Евро-6.
VOLGABUS
Были на выставке и российские представители. Компания Volgabus показала на выставке свою новую модель междугороднего автобуса «Ритмикс» на индийском шасси Avia. 9,36-метровая пассажирская машина комплектуется 4,5-литровым двигателем Сummins ISB4.5 (Евро-5) мощностью 185 л.с., который агрегатируется с 6-ступенчатой механической коробкой передач ZF 6S850. Рулевое управление от ZF, а тормозная система — WABCO. Передняя подвеска автобуса — зависимая пружинная рессорного типа с двумя гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя — зависимая с двумя гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. В стандартное оснащение туристического «Волжанина» входят комфортабельные кресла с боковой поддержкой, LED-освещение, климат-контроль, аудио-видеосистема, кондиционер, цифровой тахограф и система навигации GLONASS. Установку туалета, минибара и спутникового ресивера можно получить за отдельную плату. Пассажировместимость салона рассчитана на 35 посадочных мест. Российским дизайнерам удалось создать оригинальный внешний вид машины, а инженерам внедрить надежные европейские узлы и комплектующие. Видимо, эти особенности плюс меньшая, примерно на 10%, чем у конкурирующих аналогов цена должны, по идее, привлечь внимание к Ритмиксу европейских покупателей.
KARSAN
Турецкая компания Karsan продемонстрировала несколько новинок на бельгийской выставке. Первая — новый городской автобус малого класса JEST. Низкопольная машина была разработана совместно с фирмой Hexagon Studio, которая помогала создать оригинальный, запоминающийся дизайн. Общие инвестиции в турецкую «Жесть» превысили 50 миллионов евро. Столь значительные вложения обусловлены стремлением руководства компании Karsan найти покупателей на европейском рынке.
Салон 5,8-метрового минибуса может вместить 21 пассажира. Ширина машины — 2055 мм. В центральной части кузова смонтирована выдвижная аппарель для удобства попадания в автобус пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Снаряженная масса «Жести» варьируется от 3752 до 3905 кг, в зависимости от исполнения и комплектации, а полная масса для всех модификаций не превышает 5845 кг. В стандартную комплектацию маршрутки входят 4-цилиндровый двигатель Fiat (Евро-6) мощностью 125 л.с., 5-ступенчатая механическая коробка передач, двустворчатая распашная дверь, системы ABS и EBD, кондиционер, а также электронная система автоматического регулирования высоты пола над уровнем дорожного полотна (от 375 до 340 мм).
Еще одной новинкой от Karsan стал прототип 8-метрового низкопольного городского автобуса CXL (City Extra-Long). Пассажирская машина рассчитана на перевозку 60 человек, включая одного инвалида на коляске. Пока что в качестве мотора предлагается использовать дизельный или газовый двигатель Fiat Power Train уровня Евро-5 или EEV. Агрегат, выполняющий требования Евро-6, будет адаптирован в первом квартале 2014 года.
TEMSA
Еще одна турецкая компания — Temsa — презентовала в Кортрейке новые 12- и 13-метровые автобусы недавнего модельного ряда LD.
Представленная на выставке туристическая модель LD 13 IC комплектуется двигателем DAF MX11 (Евро-6) мощностью 368 л.с. и автоматической коробкой передач Allison. 13,05-метровый кузов выполнен из нержавеющей стали. В салоне автобуса размещены 55 пассажирских кресел. Объем багажного отсека составляет 7,5 м³.
AMZ
Польский производитель городских автобусов показал новый 12-метровый низкопольный электробус City Smile 12 LEE с инновационной пантографной системой подзарядки батарей от шведской фирмы Hybricon Bus System. Пассажировместимость салона рассчитана на 73 человека, включая 33 места для сидения. Перед началом работы пассажирская машина должна зарядить свои литий-ионные АКБ Valence емкостью 100 кВт/ч на конечной станции маршрута. Процесс этот протекает через токоприемник-пантограф от специально построенной зарядной станции Opbrid SL. Длительность зарядки не превышает 5-10 минут, после чего электробус способен преодолеть около 40 км пути. Процесс зарядки АКБ полностью автоматизирован и никак не связан с водителем. Когда аккумуляторы заряжены, пассажирская машина убирает свой токоприемный механизм и отправляется в поездку по маршруту.
Надо отметить высокую эффективность нового польского электробуса.
Электричество, как энергия привода транспортного средства, сегодня в ЕС намного дешевле, чем дизтопливо, бензин или природный газ. Это обусловлено в первую очередь тем, что ДВС имеют КПД в пределах 45%, а электропривод обладает КПД в 90%! Поэтому городскому автобусу с дизельным двигателем для преодоления 10 км пути необходимо сжечь приблизительно 4-5 литров солярки, что по европейским ценам стоит около 8 евро. А электробусу для проезда тех же 10 км пути необходимо потратить 10-20 кВт/ч электроэнергии, общая цена которой не превысит 1-2 евро. Эту перспективу уже успели заметить литовцы — показанный в Бельгии электробус City Smile 12 LEE, начнет скоро работать в Вильнюсе.
VAN HOOL
На своей домашней выставке бельгийская компания Van Hool показала новый городской 34-местный электробус Van Hool A308-E. Новинка является компактной низкопольной пассажирской машиной с длиной кузова 9,35 м и шириной 2,35 м. Для привода транспортного средства используется электродвигатель Siemens PEM 1DB2016 мощностью 160 кВт, небольшой по емкости блок литий-ионных аккумуляторных батарей и электронная система управления, построенная на IGBT-модулях. Полностью заряженная батарея позволяет автобусу проехать на одной зарядке примерно 60 км.
Для пополнения электрических «баков» электробус использует беспроводную индукционную технологию подзарядки аккумуляторных батарей — Primove 200, созданную компанией Bombardier. Для этого в остановочном пункте в его козырек смонтированы индукционные катушки. Когда автобус становится под навес, то между этими катушками и аналогичными катушками электробуса образуется переменное магнитное поле — наподобие того, как это происходит в индукционных варочных панелях. Под действием внешнего магнитного поля индуцируется электрический ток, который потом поступает в аккумуляторные батареи машины. Индуктивный метод зарядки АКБ довольно скоротечен и эффективен — только требует точного позиционирования при зарядке.
Ожидается, что в 2014 году первые три прототипа A308-E начнут программу опытной эксплуатации на маршрутах бельгийского города Брюгге.