81% УСПЕХА HYPERBUS
Опытная эксплуатация автобусов Hyperbus, выполненных по типу Plug-in Hybrid, показала расход топлива меньше чем 11 л на 100 км. Это на 81% меньше, чем у стандартного автобуса.
Испытания трех автобусов Hyperbus начались в Гетеборге в июне. Эксплуатационные испытания включают 10 тысяч часов работы автобусов на маршруте и продлятся большую часть следующего года. В следующем году начнется опытная эксплуатация 8 автобусов Volvo типа Plug-in Hybrid в Стокгольме.
Испытания проводились в деловом квартале Гетеборга на маршруте №60. Проект, названный Göteborg ElectriCity, поддержали Агентство энергетики Швеции, город Гетеборг, энергетическая компания города Göteborg Energi, городское транспортное агентство Västtrafik, Линдхольменский и Йоханнебергский научные парки города. Компания Göteborg Energi взяла на себя заботу по установке зарядных станций Opbrid Busbaar.
В сентябре 2011 г., после одобрения, Евросоюз выделил 1,4 млн евро из средств, направленных на поддержку экологических программ, — LIFE+, который является финансовым инструментом фонда LIFE. Этот фонд поддерживает природоохранные проекты внутри ЕС. Начиная с 1992 г. через LIFE было осуществлено софинансирование 3954 проектов на общую сумму €3.1 млрд. В ноябре 2013 г. Европейский парламент утвердил новую программу LIFE на 2014-2020 гг. также с бюджетом €3.1 млрд.
О разработке автобусов Plug-in Hybrid Volvo Buses обявила в 2011 г. Проект получил название Hyperbus. По сути, автобус Volvo Plug-in Hybrid — это знакомый автобус модели Volvo 7900 Hybrid с комбинированной дизель-электрической силовой, но с добавлением аккумуляторной батареи нового типа и бортового зарядного устройства. Зарядное устройство должно быть настолько мощным, чтобы произвести быструю зарядку аккумулятора.
При разработке Hyperbus принималось условие, что автобус должен проезжать на электротяге около 10 км. Такого расстояния должно хватать для преодоления густонаселенных городских кварталов. Затем автобус продолжал бы движение, используя свой 5-литровый дизель Volvo D5K мощностью 240 л.с. Ожидаемая экономия топлива должна была составить до 65%.
Выход автобусов Volvo Plug-in Hybrid на эксплуатационные испытания планировался в 2012 г. Однако эти автобусы появились в городе только в мае 2013 г. Исходя из конфигурации маршрута, автобусы должны были экономить примерно 75% топлива. Заряд литий-ионного (Li-ion) аккумулятора происходит на конечных станциях в течение 6-10 минут. Зарядные станции Opbrid Busbaar производятся в испанской Гранаде компанией Opbrid S.L. Эти станции представляют собой устройства с выдвижной или неподвижной контактной штангой. Для зарядки от станций Opbrid Busbaar на крыше автобуса Volvo 7900 Plug-in Hybrid установлены подъемные пантографы компании Schunk. Система зарядки способна передать 200-300 кВт электроэнергии за несколько минут.
Достигнутая автобусами Hyperbus экономия топлива в 81% свидетельствует не столько о высокой эффективности автобусов Volvo Plug-in Hybrid, сколько о возможностях «розеточных» электромобилей при использовании в качестве городских автобусов. Именно по этому пути пошла шведская компания Hybricon AB, предложившая автобус с быстрозаряжаемой аккумуляторной батарей LiFe (LiFePO4 — литий-феррофосфатный). Высокая топливная экономия достигается за счет использования ступичных тяговых электродвигателей — мотор-колесо. В автобусе проекта Hybricon использовался привод компании е-Traction Europe B.V., специализирующейся на электромобилях с мотор-колесами марки TheWheel, включающими в себя силовую электронику и жидкостную систему охлаждения. Привод TheWheel обеспечивает преобразование электрической энергии в механическую работу с эффективностью 86%. Автобус со стандартной схемой привода потребляет при движении 1,7 кВт•ч/км энергии. Автобус с приводом TheWheel — только 1,1 кВт•ч/км энергии.•Следовательно, использование автобуса Hybricon вместо Hyperbus позволило бы обеспечить 100% экономию нефтяного топлива, как это было сделано в шведском городе Умео.