В ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗ…
Кажется, что это было совсем недавно, когда раскаленный и горький от опустошительных лесных пожаров воздух наполнился ревом моторов гоночных грузовиков. Тогда все было в первый раз и для гонщиков, и для команд, и для организаторов.
Три года назад путь в поселок городского типа Верхнеднепровский Дорогобужского района Смоленской области для команд был экстремальной поездкой. Для водителей, привыкших к Европе без границ, окольный путь в Россию через Литву и сутки, проведенные на таможенной границе, — нечто, выходящее из понимания разумного. Теперь дорога на Смоленск стала почти обычной, как и для сотен дальнобойщиков, осуществляющих сообщение между Европой и Россией. К тому же, западные соседи, когда-то входившие в обширную империю, не сидели, сложа руки — дороги в Польше и Литве стали значительно лучше. В Латвии, правда, из-за ремонтных работ движение до сих пор на некоторых участках затруднено.
Приезжая раз за разом на «Смоленское кольцо», пилоты привыкли не только к трассе, но и к публике. Раньше гонщики быстро проходили через толпу в расположение своих команд. В этом году можно было наблюдать, как пилоты с удовольствием фотографировались с детьми смолян. Причем, инициаторами съемки становились сами гонщики.
Конечно, для того чтобы российский этап стал настоящим праздник для зрителей, организаторам гонок нужна спонсорская поддержка. Во время первых гонок российские представительства MAN SE — ООО «МАН Трак энд Бас РУС» и Renault Trucks S.A.S. — ООО «Рено Тракс Восток» (с 1.01.2013 г. вошло в ЗАО «Вольво Восток») буквально конкурировали друг с другом: возле трека дежурили два эвакуатора MAN и Renault, на трассе также работали два тягача — MAN и Renault. В последнее время ООО «МАН Трак энд Бас РУС» не проявляет прежнего интереса к Truck Battle Russia. Вы не увидите ни шатров, не трибун MAN, ни эвакуатора или пейс-кара MAN. Так, грузовиками Лацко и Кисса, пострадавшими во время столкновения друг с другом, занимались эвакуаторы Renault и Volvo ЗАО «Вольво Восток».
ЗАО «Вольво Восток» поддерживало свой бренд Renault и организаторов российского этапа не только техникой — из Москвы была привезена девичья группа поддержки. Для посетителей были приготовлены флажки и картонные бейсболки. Для журналистов — пресс-конференции с участниками и организаторами.
После прекращений поддержки российских пилотов MAN SE и ООО «МАН Трак энд Бас РУС» только ООО «Петро-Люб» работает на этом поприще, выступая техническим партнером российской команды Red Ice Racing и партнером российского этапа Европейского Чемпионата по кольцевым гонкам на грузовиках.
В этом году компания ООО «Петро-Люб» организовала пресс-конференцию для журналистов с участием Стива До — представителя компании Petro-Canada, чьим официальным дистрибьютором является ООО «Петро-Люб», технического директора компании «Петро-Люб» Александра Антонова, директора и тренера команды Truck Sport Bernau Лутца Бернау и пилота команды Маркуса Острайха. Мероприятие было приурочено к презентации нового продукта Petro-Canada — моторного масла Duron Ultra High Performance и спонсорству команды Truck Sport Bernau — фаворита этого года.
Участие независимых команд в значимых автомобильных соревнованиях невозможно без спонсорской поддержки — Лутц Бернау как никто другой ее заслуживает.
Лутц Бернау заставил говорить о себе как о незаурядном гонщике в 1984 г., когда он за рулем подготовленного его командой грузовика Mercedes 1932 AK финишировал четвертым в ралли-марафоне «Париж—Дакар». Всего немецкий спортсмен будет четыре раза участвовать в этом труднейшем марафоне. В том же году Лутц Бернау сядет за руль гоночного тягача, выступив за команду Volvo. Спортивная карьера Лутца как гонщика продлится 20 лет. В 2005 г. он станет руководителем команды своего имени — Truck Sport Bernau, а его место в кабине гоночного грузовика займет Антонио Альбасете.
Испанец продолжил дело своего наставника — бороться за первые места. На сегодняшний день Антонио Альбасете опережает действующего чемпиона European Truck Racing немца Йохена Хана на 17 очков, увеличив на «Смоленском кольце» отрыв на 5 очков. Йохен Хан — выдающийся гонщик. Не зря его поддерживают Castrol и MAN.
Тем не менее, отрыв команды Truck Sport Bernau от команды Йохена и Кондрада Ханов (отца и сына) Castrol Team Hahn Racing более значим — 96 очков. В этом году к команде Truck Sport Bernau присоединился Маркус Острайх, выступавший до этого на Renault за команду MKR Technology.
На пресс-конференции о своем переходе в команду Truck Sport Bernau Маркус Острайх рассказал: «В 2007 г. я впервые выступил за команду Truck Sport Bernau и с тех пор мы вели активные переговоры, чтобы найти возможность выступать вместе. И вот, благодаря помощи спонсоров, в том числе компании Petro-Canada, наше сотрудничество стало наконец-то возможным и очевидно, что оно успешно». Логотип бренда Duron украшает капот грузовика Маркуса. Российский этап был для немецкого пилота вполне успешным — он переместился в турнирной таблице на третье место.
Клиновый лист Petro-Canada украшал Freightliner Юрия Егорова. Пилот Red Ice Racing сетовал не только на финансовые затруднения, мешающие полноценному участию в чемпионате, но и на небрежное отношение механиков к арендуемой технике. Подобные проблемы в свое время мешали выступать в трак-рейсинге Игорю Коновалову на финском тягаче Sisu. Можно с уверенностью сказать, что проблемы подобного рода уйдут в прошлое вместе с созданием полноценной российской команды. Пока Юрий Егоров довольствуется 17-местом в чемпионате (из 33) и четырьмя очками, набранными на смоленской земле.
В этом году погода благоприятствовала участникам и зрителям: дождя не было, а температура не поднималась выше 20°С. Четвертый Truck Battle Russia поставил рекорд по посещаемости. Организаторы насчитали 25 тыс. зрителей. Увеличению количества посетителей способствовало возведение дополнительных трибун. Рост зрительского интереса к происходящему можно было констатировать по плотным рядам людей, расположившихся за ограждениями. Руководитель FIA European Truck Racing Championship Фабьен Кальве отметил: «С каждым годом уровень организации российского этапа растет. Мы довольны нашим сотрудничеством с организаторами, освещением трак-рейсинга на ТВ и прессе в России, а также энтузиазмом болельщиков, которые четвертый год подряд заполняют трибуны «Смоленского кольца»».
P.S. Грузовики команд FIA European Truck Racing Championship покинули гостеприимную землю Смоленщины. Может быть, на легендарных немецких автобанах они повстречались в едущими в Россию автопоездами команд DTM. Трехлетнее соглашение с Moscow Raceway заработало. И еще как — на трибунах автодрома близ деревень Федюково и Шелудьково Волокаламского района побывали 45 тысяч зрителей.
«Первая гонка на Moscow Raceway стала настоящим успехом, поддержка болельщиков была просто колоссальной, — прокомментировал директор BMW Motorsport Йенс Марквардт. — Уже в субботу на трибунах собралось множество зрителей, а в воскресенье был практически аншлаг. Спасибо публике за потрясающий энтузиазм». Можно отметить, что в британском Брэндс-Хэтче и австрийском Шпильберге в этом году этапы DTM собрали меньше зрителей, чем в России. Это ли не свидетельство потенциала европейского автоспорта в нашей стране, а трехлетний опыт Truck Racing — тому подтверждение.
Правда, российские чиновники не могут не подпортить праздник. В субботу решающий четвертый сегмент квалификации был отменен из-за возможного пролета самолета Путина над трассой, а это означает, что нельзя будет поднять медицинский вертолет в воздух. Это вам не Европа, в России есть хозяин. Который говорит о безвизовом режиме для спортсменов (да не для всех, конечно же, это вы зря губы раскатали), тогда как преодоление таможенной границы становится для команд сущим адом, а дороги и неадекватные водители на них — настоящим испытанием.