СТРАЖ НЕПОДКУПНЫЙ
Несмотря на то, что пломбы — есть средства контроля, в основном, заказчиками транспорта за сохранностью перевозимого груза, использовать данный вид устройств выгодно и транспортной компании. Так, перевозчик может опломбировать горловины бензобаков, стоящих на балансе предприятия автомобилей, чтобы у водителей не возникало желания слить и продать топливо «налево». Конечно, ушлые шофера непременно найдут способ, как обойти пломбу. Однако процесс этот превышает по времени прямой слив посредством толстого шланга, а значит, объем воровства уже будет снижен, что даст экономию на ГСМ.
Опломбировать можно и служебные помещения, например, — складские, где хранятся масла и запасные части. Тем самым у работников ремонтного участка не будет соблазна воспользоваться в корыстных целях имуществом работодателя. Да и в случае недостачи, выявленной в ходе инвентаризации, владелец бизнеса сможет быстрее определить лицо, виновное в хищении. Тот, кто пломбировал склад, тот и несет ответственность за пропажу. Часто пломбы вешают и на крышки бочек на маслораздаточных постах. Если выяснится, что отпущенное количество литров смазки, зафиксированное счетчиком, не совпадет с литражом бочки, то значит на СТО имеет место факт хищения ГСМ.
Кроме этого, перевозчик, сомневающийся в порядочности шофера, может и сам опломбировать двери фургона, чтобы выявить факты выполнения им левых рейсов. Если фургон невозможно вскрыть, то и доложить в него попутный груз без повреждения пломбы будет нереально. Кстати, в этом случае применение трехрублевой(!) пластиковой пломбы оказывается куда более предпочтительным в финансовом плане, нежели установка на грузовик спутниковой системы мониторинга. Словом, были бы пломбы, а куда их повесить — найдется всегда.
Самыми распространенными среди пломб по праву считаются изделия, выполненные из особого сорта пластмассы. Для удобства идентификации, маркировки или с целью выделения пломбы из ряда одноклассников их производители добавляют в пластики на стадии производства различные красители. Собственно цвет никакого влияния на качество и свойства конечного изделия не оказывает.
В зависимости от конструкции замкового механизма, ответная часть пломбы может быть выполнена в виде шнура круглого сечения, рифленого каната или ленты. У последней на краях, как правило, имеются утолщения. То есть, «хвост» в некотором приближении имеет двутавровое сечение. Помимо различной геометрической формы на плоских лентах в большинстве случаев имеется градуировка (шкала) в сантиметрах. Она необходима для того, чтобы при фиксировании устройства ответственное лицо могло задокументировать в сопроводительных бумагах значение длины ленты, на котором была произведена остановка замкового механизма. Об этом моменте мы поговорим чуть позже, когда затронем вопрос снятия пломб.
На внутренней стороне ленточных пломб, ближе к замковому механизму, также могут иметься пластиковые выступы — шипы. Они необходимы для того, чтобы пломба мертвой хваткой держалась на горловинах мешков, в которые часто упаковываются грузы. Если бы шипов не было, то пломбирующее устройство можно было бы относительно легко и просто стянуть с горловины и, незаконно изъяв некоторое количество товара, надеть обратно. Поскольку ленточные пломбы могут потребовать для фиксации значительных усилий — чем крепче сел механизм, тем сложнее его незаконно демонтировать — на конечной части ленты у ряда изделий имеется крючок, а в теле, недалеко от последнего, выполнена прорезь. Если вставить крюк в прорезь, то получается кольцо, за которое и тянут при замыкании пломбы. Также, на отдельном поводке, прикрепляемом к ленте, может располагаться небольшое ушко, к которому крепится бирка с указанием содержания пломбируемого мешка. Все гениальное — просто, особенно если знаешь, для чего предназначены те или иные элементы пломбировочного устройства. Кстати, описанный выше вид пломб в простонародии так и называется — «мешочные».
В отличие от пломб ленточного типа, пломбировочные устройства, оснащенные «хвостами» круглого сечения, в большинстве своем не предназначены для силового замыкания. Во-первых, канатики, входящие в замковые механизмы — достаточно тонкие, и нагрузку держат незначительную. Во-вторых, механизмы данного типа устанавливаются в проушины штатных замковых механизмов дверей фургонов, а последние, как известно, часто имеют подвижность. Чем старее подвижной состав, тем «шире» дыхание дверей. Так, если при монтаже пластиковой пломбы ее туго затянуть, то неизбежно проявляющийся в процессе движения автомобиля люфт перетрет слабый пластик и пломба покинет свой пост. Несиловые пломбы должны устанавливаться таким образом, чтобы они имели определенную свободу. Тогда сама вероятность их разрыва, перетирания вследствие проявляющегося люфта петель, через которые протянут их канат, будет полностью исключена.
В зависимости от типа замкового механизма, круглые тросы могут иметь либо гладкую поверхность, либо ребристую, напоминающую вставленные один в другой микроконусы. Разумеется, такая наборная «елка» входит в замок вершиной конуса, а не его широкой частью. Некоторые эксперты считают, что фигурный трос имеет более высокую стойкость к взлому, нежели его гладкий аналог. Так это или нет — вопрос сложный. И те и другие пломбы в обязательном порядке проверяются на стойкость к несанкционированному взлому и обладают примерно одинаковыми качествами. Особенность же заключается в приемах исследования снятых механизмов при подозрении на взлом. А изучить их рачительному хозяину обязательно придется. Дело в том, что даже нетронутая с виду пломба может нести на себе едва заметные следы вскрытия. Чтобы их обнаружить, необходимо использовать специальную технику. В повседневном применении достаточно будет хорошего увеличительного стекла. Наибольшей популярностью пользуются лупы, установленные на гибкой ножке.
На что необходимо обращать внимание в первую очередь, так это на следы оплавления в местах входа шнура или ленты в замковый механизм. Нагревом воришки часто пытаются либо срастить порванный шнур, либо вывести из строя замок. Если следы температурного воздействия обнаружены, то пломбу следует сдать на экспертизу в ближайший отдел внутренних дел, а в товарно-транспортной накладной должна быть сделана отметка о том, что на устройстве обнаружены следы несанкционированного взлома. Нелишним будет и краткое описание этих следов. Подозрения должны вызвать и царапины, надрывы пластика в непосредственной близости замка. Последний, кстати, должен быть полностью исправным. Простейшая проверка его работоспособности заключается в потягивании «хвоста» пломбы против рабочего хода замкового механизма.
Несмотря на указанные выше конструктивные различия пломб, есть у них одна общая особенность — все они являются механизмами одноразового применения, а значит, все замковые механизмы — одностороннего действия. То есть, обратный ход ленты или троса без повреждения устройства невозможен. По сути, принцип действия пластиковой пломбы схож с тем, как функционируют фиксирующие ремешки, которыми электрики стягивают провода при их монтаже. Само собой разумеется, одноразовость изделий означает, что после того, как груз приходит в пункт назначения, ответственное лицо демонтирует стража путем перекусывания острыми кусачками троса в месте, расположенном на удалении от его входа в замок. Это важный момент, который также необходимо запомнить.
Еще один важный момент. В большинстве случаев преступление, а в нашем случае это хищение груза, планируется злоумышленниками заранее, а значит, пломба может быть подготовлена определенным образом к вскрытию до ее установки. Как правило, для доступа к грузу из строя выводится замок. Например, на его исполнительный механизм определенным образом воздействуют тонким, острым предметом, обладающим хорошей твердостью. В результате манипуляций замок становится «двухсторонним». Иными словами, пропущенный в него трос или протянутую ленту можно достаточно легко извлечь обратно. Существуют и манипуляции, которые позволяют пусть и частично, но вернуть замковому механизму его первоначальные функции. Проводят их после того, как незаконно будет изъята часть груза.
Само собой разумеется, предварительная подготовка пломбы к взлому возможна только при наличии сговора водителя и лица, несущего ответственность за приобретение, учет, хранение и установку пломбирующих механизмов. Именно по этой причине храниться устройства должны в надежном сейфе, а уполномоченное лицо, работающее с пломбами, должно быть на все 100% предано компании. Сегодня, благодаря наличию на рынке такой услуги как проверка персонала на детекторе лжи, найти среди коллектива кристально честного сотрудника стало гораздо проще. Вообще, как показала практика крупных компаний, в том числе финансовых или структур, связанных с распределением материальных ценностей, прогон работников через полиграф дает потрясающие по своей эффективности результаты. Хорошее воздействие имеет и материальное стимулирование ответственных лиц. Так, если отвечающий за пломбы и все что с ними связано работник получает достойную зарплату, то шансов, что он пойдет на подлог ради незначительной и разовой прибыли, крайне мало. Помните про это, заполняя табель о ЗП.
Однако даже при 100% контроле за процессом пломбирования груза может случиться и такое недоразумение. На пришедшей в конечный пункт машине снятая пломба не имела следов несанкционированного вскрытия, а часть товара из кузова таинственным образом исчезла. Мистика? Нет! Все дело в том, что в данном случае подлог необходимо искать не в пломбе, а петлях замка, которые она «охраняла». Чтобы незаметно открыть двери фургона, гайки болтов, которыми крепятся проушины замка, привариваются изнутри к металлической пластине, а следы сварки маскируются краской или антикоррозионной мастикой. Теперь, чтобы демонтировать проушину не повредив пломбы, достаточно вывернуть болты, гайки-то не проворачиваются! Данный трюк, хоть и стар как мир, но действует до сих пор. А ведь проверка на подготовку замка фургона к вскрытию в этом случае элементарна.
Теперь развеем опасения перевозчиков о том, что у пломбы, установленной на машину, может иметься близнец, который в нужный момент заменяет собой несанкционированно снятого собрата. Так вот, при приобретении пломбирующих материалов у крупных специализированных компаний или непосредственно у производителя такое невозможно. Начнем с того, что любое пломбировочное устройство несет на себе индивидуальный номер, и другого такого же нет и быть не может априори. Это как индивидуальный номер налогоплательщика или номер паспорта гражданина. Одно изделие — один номер. Это раз. При изготовлении партии пломб компания, взявшая заказ на выполнение данной работы, гарантирует, что все выпущенные и переданные заказчику устройства будут промаркированы в соответствующем порядке и копий у них не будет. То есть, транспортнику на руки выдается строго оговоренное количество пломб, имеющих сквозную нумерацию. Чтобы еще надежнее защитить свои изделия от подделки, производитель пломб наносит в ряде случаев на определенное место корпуса пломбы логотип компании-заказчика. Причем, благодаря современным методам защиты изображения, повторить (воспроизвести) его, применяя кустарные методы, будет невозможно. По крайней мере, любая экспертиза сразу выявит грубый подлог.
Кстати, а какой экспертизе перевозчик должен доверять больше — криминалистической МВД или той, что проводят сотрудники фирмы, изготовившей пломбу? Важна и та и другая. В первом случае результаты будут безоговорочно приняты и подшиты к уголовному делу о факте хищения груза, а во втором будет выдана ценнейшая информация о методах взлома, примененных злоумышленниками. Кроме того, только производитель пломбы может со 100% точностью сказать — его это пломба или нет. Вероятность того, что закупка пломб велась не у постоянного партнера, а на стороне, также исключить нельзя. Кроме того, любой случай несанкционированного вскрытия пломбы с особой тщательностью рассматривается производителем «девайсов» с целью поиска слабых мест и улучшения конструкции изделия.
Кстати, про участие производителя пломбы в расследовании хищения груза (в качестве эксперта) мы упомянули не случайно. Именно изготовитель настоятельно рекомендует транспортной компании оставлять по две-три пломбы из каждой партии в качестве эталона, с которым будет производиться сверка на предмет подлинности сравниваемых изделий. То, что из партии изъято несколько пломб, должно быть в обязательном порядке зафиксировано в специальной книге, отражающей приход/расход пломбировочных материалов. И, наконец, последнее — даже если пломба была снята целой, а груз при проверке оказался в наличии, не стоит сразу же избавляться от отработавшего свое «сторожа». Дело в том, что перемещенные на склад коробки, ящики (иная тара) могут оказаться неполными или часть товара вдруг окажется порченной, что послужит поводом для возбуждения расследования. И в этом случае именно пластиковая пломба, нетронутая, не имеющая следов несанкционированного вскрытия, будет железным алиби перевозчика. Сколько нужно хранить снятую пломбу? Либо до того момента, пока весь перевозимый товар не будет оприходован, как говорится, «поштучно», либо до того момента, пока заказчик может предъявить перевозчику претензии. В любом случае месяца три лучше снятую пломбу не выбрасывать.