БОЛЬШЕГРУЗНЫЙ OFF-ROAD
Тест-драйв строительной техники Scania проводился в России впервые. Он был приурочен к выходу на российский рынок новых строительных грузовиков, специально разработанных для эксплуатации в сложных дорожных условиях. Scania предложила российским эксплуатационникам расширенный модельный ряд большегрузных автомобилей. В него входят грузовики с кабинами серий Р и G, в том числе 2-,3- и 4-осные полноприводные модели (AWD).
Визуально новые модели отличаются дизайном передней части. Характерной чертой является решетка радиатора увеличенной прочности черного цвета. Защитные дуги решетки радиатора можно использовать как удобные поручни. Прорези решетки закрыты сеткой. В целом, дизайн грузовиков серии Р обновился в соответствии со стилевыми решениями кабин грузовиков G и R. Можно заказать грузовик с короткой «дневной» кабиной, а также кабинами со «спальниками» различной высоты: Low, Normal и Highline.
Решетка радиатора хорошо гармонирует с черным стальным бампером. Бампер целиковый. Он примечателен несколькими аспектами. Во-первых, буксирным устройством. Переднее сцепное устройство есть у всех грузовиков, но далеко не каждое способно выдержать нагрузку до 35 т. Прежнее сцепное устройство выдерживало на 10 т меньше. Высокая прочность сцепного устройства позволяет буксировать автомобиль не разгружая и вытаскивать застрявший грузовик в самых суровых условиях. Под сцепным устройством спрятана выдвигаемая подножка, облегчающая обслуживание автомобиля.
Другой «достопримечательностью» бамперов новых строительных грузовиков Scania являются отверстия под установку дополнительных световых приборов. Бампер выступает вперед на 135 мм. Это на 80 мм больше по сравнению с бампером старой конструкции. Широкая верхняя часть бампера используется как подножка. Пластиковая панель с выступами, закрывающая бампер сверху, делает его нескользким.
Снизу к бамперу крепится стальная защита. Она предохраняет нижнюю часть охладителя нагнетателя воздуха, радиатор и передний край поддона двигателя. Защитные решетки установлены перед всеми светотехническими приборами, как передними, так и задними. Обновленные блок-фары крепятся независимо.
Конструкция бампера и увеличенная высота шасси обеспечивают автомобилям угол въезда 25 градусов. Грузоподъемность шасси строительных грузовиков с пневматической подвеской может иметь грузоподъемность 19, 21 и 26 тонн. Для более тяжелых грузовиков предусмотрена рессорная подвеска. Для новой тележки грузоподъемностью 30/32 т предлагаются параболические 5-листовые рессоры толщиной 48 мм или 8-листовые толщиной 30 мм. Мосты с бортовыми редукторами оснащены дисковыми тормозными механизмами с высоко расположенными тормозными камерами, уменьшающими вероятность их повреждения. Но отечественные перевозчики заказывают строительную технику только с рессорной подвеской и барабанными тормозами.
Все трехосные строительные машины, кроме грузовиков с колесной формулой 6х2, имеют толщину лонжерона 9 мм с обязательной 8,5-милиметровой вставкой по всей длине. В свое время в 92-93 гг. на отечественный рынок поставили самосвалы 3-й серии с 8-мм рамой, но она быстро «сдалась» на отечественных дорогах. Поэтому сегодня — только усиленные лонжероны.
Передние оси с нагрузкой до 9 т могут иметь пневматическую подвеску. Для 10-тонных осей предусмотрена рессорная подвеска. Для 4-осных автомобилей в качестве опции предлагается ось с нагрузкой 10 т. Начиная с 9-тонного моста на передний мост по умолчанию ставятся покрышки шириной 385 мм, на 8-тонные – 315 мм. Но, по отзывам потребителей, такая резина хуже едет на мягких грунтах из-за повышенного сопротивления и к тому же запасное колесо с такой покрышкой некуда прикрепить – ездят без запаски. Сами представители говорят, что независимо от переднего моста при наличии тяжелой «топлайновской» кабины желательно устанавливать резину размером 385/55.
Для России предусмотрены 6-цилиндровые рядные двигатели стандарта Евро-4. 13-литровые агрегаты мощностью 294 кВт (400 л.с), 324 кВт (440 л.с.) или 353 кВт (480 л.с.) развивают максимальный крутящий момент 2100, 2300 и 2400 Н∙м соответственно. Дизели оснащаются системой понижения токсичности SCR. Для этих «сканиевских» моторов характерно наличие на поршне дополнительного кольца, снимающего сернистые отложения со стенок гильз и предотвращающего их от разрушительных кислотных соединений. Эта технология берет начало от морских и индустриальных двигателей.
Стандартной коробкой передач для новых строительных грузовиков Scania является 8-ступенчатая коробка передач с «ползучей» передачей (8+1). Доступна также коробка передач 12+2 (две ползучих передачи) с демультипликатором и повышающей передачей. Первую оптимально использовать на коротком плече одиночными грузовиками, вторую — на длинном с тяжелыми сцепками. Смысл повышающей передачи сводится к тому, что пустой автомобиль в целях экономии топлива двигается на 12-й повышающей передаче, груженый — на 11-й.
Коробки передач могут быть как с ручным управлением, так и с системой Scania Opticruise, самостоятельно переключающей передачи. Scania Opticruise — первая система автоматизированного переключения передач на грузовиках. Она увидела свет в 1996 г. Последняя версия системы появилась в 2009 г. Новое программное обеспечение позволило реализовать различные режимы движения («горный», «маневрирования», «мощностной», «кикдаун» и др.). Для защиты от «дурака» предусмотрена система, не позволяющая трогаться с оборотами двигателя выше 750 об/мин.
Для выполнения особо сложных задач предусмотрен вариант Opticruise с педалью сцепления, которая используется для начала движения. В автоматизированную систему переключения передач добавлен новый режим Off-Road, предназначенный для движения по бездорожью. Идея этого режима заключается в том, чтобы свести к минимуму переключение передач, которое, как известно, сопровождается разрывом потока мощности, а это крайне нежелательно при движении «в натяг», характерном для бездорожья. Уменьшение смены передач достигается увеличением допустимого интервала оборотов двигателя. Кроме этого, само переключение происходит быстрее, с некоторым уменьшением плавности движения. Алгоритм переключения передач в режиме Off-Road одинаков с условиями переключения для варианта Opticruise с педалью сцепления. В предложение Scania входят также 6-ступенчатые автоматические передачи (ГМП — гидромеханическая передача), которые производят переключение без разрыва мощности.
В трансмиссии грузовиков применяется новая версия ретардера. Ретардеры Scania начали производиться и устанавливаться на грузовики 20 лет назад — в 1993 г. Нынешние замедлители, работая совместно с автоматикой Scania Opticruise, способны включать передачи, которые лучшим образом соответствуют требуемым характеристикам тормозной системы. Ретардер Scania — гидравлический. Он устанавливается на выходном валу коробки передач. Ретардер может развивать тормозную мощность до 500 кВт. Это в два-три раза больше, чем мощность торможения двигателем.
Новый ретардер Scania R4100 конструктивно идентичен предыдущей версии ретардера R3500, но развивает больший тормозной момент — 4100 Н∙м против 3500 Н∙м соответственно. Увеличение тормозного момента на 17% достигнуто повышением внутреннего передаточного отношения с 3,04 до 3,26. Фактическое увеличение тормозного момента на низких скоростях движения составило 20-25% в зависимости от передаточного отношения главной передачи. Изменение передаточного отношения привело к тому, что при движении с высокой скоростью ретардер создает сопротивление движению, поэтому он рекомендуется для грузовиков, работающих в основном со скоростью ниже 70 км/ч.
Машины именно этого шведского производителя отличаются отменной управляемостью, что в очередной раз продемонстрировали тесты на полигоне. Однако такие важные для водительского комфорта мелочи, как ниша для телефона и держатель стакана или бутылок, отсутствуют. Хочется верить, что в новых сериях кабин для строительной техники про это не забудут.