«КАМАЗ»-БЕСПИЛОТНИК
Новая концепция КамАЗа получила рабочее название «Проект двадцатого года». В ее рамках компания планирует значительно изменить выпускаемую продукцию.
«Проект двадцатого года» — рабочее название нового камазовского продукта, призванного воплотить все новейшие разработки автомобильной промышленности и вместе с тем сохранить цену на доступном для потребителей уровне», — говорится в официальном сообщении компании.
Особенный акцент в КамАЗе делают на разработке энергоэффективных автомобилей. В рамках этого направления крупнейший российский производитель грузовиков рассматривает возможность выпуска компактного электромобиля.
В компании признают, что разработке электромобиля препятствуют технологические пробелы. «Сегодня развитие электромобилей сдерживает стоимость аккумуляторных систем, однако ожидается, что в течение ближайших лет вопросы рентабельности будут решены», — утверждается в пресс-релизе КамАЗа.
Кроме того, в компании планируют разработать грузовики и автобусы с газовой силовой установкой. Свое решение в КамАЗе объясняют тем, что «направление актуально для городских перевозок ввиду сравнительной дешевизны газового топлива». Но разработка — это сильно сказано! Скорее всего, речь идет о лоббировании перевода автобусного парка некоторых крупных городов России на газовое топливо. Для крупнейших компаний страны — КамАЗа и Газпрома, — это (лоббирование) не проблема: одна обеспечивает строительство газонаполнительных станций, другая строит технику. Что касается разработок газовых двигателей и техники под них, то они уже есть и ничего нового там придумывать не надо. В крайнем случае можно воспользоваться последним зарубежным опытом в этой сфере — не секрет, что автобусы с газовыми двигателями массово эксплуатируются в европейских странах.
Примечательно, что Минпромторг летом 2012 года объявил конкурс на разработку нескольких типов автомобилей: легкового автомобиля класса B, трехосного полноприводного грузовика с гибридной силовой установкой, а также грузовиков и автобусов с газовой силовой установкой. Участники конкурса должны предоставить готовые автомобили к 2014 году, победитель получит 500 млн рублей госфинансирования, при условии вложения в проект такого же количества внебюджетных средств. В свою очередь разработка газового автобуса и грузовика «КамАЗа» может соответствовать требованиям конкурса Минпромторга.
Еще одной интересной новостью от КамАЗа стали сведения о разработке компанией алгоритмов дистанционного управления грузовиками во вредных для человека условиях. Фактически это может означать, что КамАЗ может выпустить грузовик-«беспилотник».
Компания также отчиталась об инвестициях в собственное производство. В 2013 году фирма вложит в это направление свыше 5 млрд рублей, а до 2020 года — 60 млрд рублей.
С точки зрения экспертов рынок электромобилей в России малоперспективен. Связано это с тем, что машины на электрической тяге значительно дороже аналогов с ДВС. При этом в Европе, где экологические стандарты значительно жестче, чем в РФ, электромобили с большим трудом пробивают себе место под солнцем — это легковые, что уж говорить про коммерческий транспорт. Без поддержки правительства и создания налоговых льгот электрофицированным участникам дорожного движения даже в Европе не обходится. Наивно думать, что в России государственные чины озаботились экологией. Хотя, может член партии «Единая Россия» и депутат «госдуры», госпожа Когогина (по совместительству жена члена той же партии и руководителя КамАЗ Сергея Когогина), именно в этом и видит свое предназначение на Земле.
Другая причина, по которой применение элетромобилей при современном технологическом уровне неприемлемо в нашей стране — низкие температуры. Согласно законам физики емкость аккумулятора и, следовательно, проезжаемое автомобилем расстояние, резко снижаются при отрицательных температурах. Смысл переплачивать в два раза за машину, которая 6 месяцев (в средней полосе России) будет простаивать! Инфраструктуры для таких машин нет, и не будет никакой.
Что касается грузовика-«беспилотника», то опять же пустая трата денег в стране, где не только систему ГЛОНАСС никак не могут заставить как надо работать, но и беспилотные аппараты — только мечта. К чему разрабатывать дистанционное управление грузовиков для работы в неприемлемых для человека местах — не совсем понятно. Или руководители корпорации считают, что в скором времени значительная часть территории страны будет не пригодна для жизни? Стоит задуматься!