«СЛЕДУЮЩАЯ», НА ВЫХОД!
ГЛАВНОЕ — НЕ ПЕРЕПУТАТЬ
Кстати, это продукт не для внутреннего, а для глобального рынка. Подтверждением сказанному — намерения Группы ГАЗ начать экспорт в Турцию и страны Восточной Европы, а продолжить в Германию и другие государства Евросоюза. О странах СНГ речь не идет: само собой разумеется, что ближнее зарубежье позитивно воспримет новинку.
За 19 лет серийного производства «ГАЗель» стала самой массовой моделью Горьковского автозавода. Всего в настоящее время по дорогам мира бегает 1,8 млн легких грузовиков с таким названием. Модель не просто состоялась как бизнес-проект, а стала товарным символом предприятия и визитной карточкой российского автопрома.
Отдадим должное «ГАЗели Бизнес» и коротко напомним о ее достоинствах, большинство из которых на генном уровне унаследовала «ГАЗель NEXT». Опрос перевозчиков показал, что важнее всего для них — минимальная стоимость владения и надежность. С первым у машины все в порядке: время простоев на ТО и ремонт сокращено в 1,5 раза, количество операций при ТО снижено на 40%, затраты на ТО уменьшены на 30%. Расходы на топливо в дизельной модификации («ГАЗель NEXT» пока будет выпускаться только с дизелем) снижены почти на треть.
С 2010 г. в «ГАЗели» появилось 47 деталей с двухсторонней оцинковкой. Защиту получили именно те, что были подвержены наибольшему коррозионному воздействию. На внутренних поверхностях толщину грунтового покрытия увеличили вдвое (до 19 мкм), а на лицевых поверхностях — в 1,5 раза (до 30 мкм). Сам грунт стал двухслойным. Конструкторы улучшили дренажную систему: сделали дренажные отверстия в пороге сдвижной двери и в подножках передних дверей. На детали трансмиссии нанесли состав «Антигравий MS», а внутренние поверхности и сечения стали обрабатывать антикором. Вдобавок ввели катафорезное грунтование бортов и каркасов автофургонов.
Использование мотора с ресурсом до 500 тыс. км, снижение расхода топлива на 30% и другие меры позволили снизить общую стоимость владения на 20%. За два года с начала производства «ГАЗели Бизнес» количество обращений по гарантии сократилось наполовину. В дополнение к такому автомобилю (а в перспективе к его полной замене) пришла «ГАЗель NEXT».
НЕ ОДНА МОДЕЛЬ, А ЦЕЛАЯ ЛИНЕЙКА
По словам президента Группы ГАЗ Бу Андерссона, «ГАЗель NEXT» будет выпускаться параллельно с «ГАЗелью Бизнес» минимум пять лет. Причина в том, что это разные автомобили. Например, «NEXT» покидает конвейер пока только с дизельным двигателем, тогда как у «Бизнес» есть бензиновый и версия с газобаллонным оборудованием.
У машин разная цена. Стандартное шасси «Бизнес» ГАЗ-3302-1244 с инжекторным двигателем УМЗ-4216 Евро-4 стоит 533 100 руб., дизельная ГАЗ-3302-1344 — 653 100 руб., а бортовая с тентом ГАЗ-3302-344 с тем же 120-сильным дизелем Cummins отпускается по цене от 672 500 руб. Для сравнения: розничная стоимость шасси «NEXT» стартует с отметки 699 000 руб., а бортовой версии — 724 000 руб.
Удлиненное шасси ГАЗ-330202-1344 «ГАЗель Бизнес» предлагают перевозчикам за 673 100 руб., а бортовой грузовик с тентом при той же колесной базе — за 692 500 руб. У последней версии «полуторки» с длинной базой уровень цен соответственно такой: 719 000 руб. за шасси и 738 400 руб. за бортовой грузовик.
На базе «ГАЗель NEXT» планируется создать полную линейку коммерческих автомобилей ГАЗ. Стартовый план производства 2013 года предусматривает выпуск бортовых модификаций. Позже добавится грузовик с двухрядной кабиной, шасси спецтехники с различными надстройками и каркасный автобус. Начало продаж шасси и грузовиков намечено на август-сентябрь, а версий со сдвоенной кабиной — на октябрь. В 2014-м начнется серийное изготовление цельнометаллического фургона, пятитонной версии и нового среднетоннажника «Ермак» фактически с такой же кабиной: он получит тот же руль, обивку панелей, комбинацию приборов, ветровое стекло; другими станут бампер, крылья и оперение. Таким образом, «ГАЗель NEXT» будет представлять собой не одну модель, а обширное семейство.
ЗАТРАТЫ НА УЛУЧШЕНИЯ
У прежней «полуторки» были проблемы с надежностью. В частности, из-за недостаточной площади радиатора перегревался двигатель. Но на новой версии эти проблемы постарались устранить на корню: систему охлаждения сделали более эффективной. В ней применили алюминиевый радиатор большего объема и раздельное расположение радиатора и интеркулера. На панель приборов вывели контрольную лампу, завязанную на расширительный бачок с датчиком наличия охлаждающей жидкости. И таких перемен множество.
Доводку машины проводили не только своими силами, но и с привлечением иностранных специалистов на их территории и их оборудовании. В ходе испытаний суммарный пробег более 100 тестовых «полуторок» превысил 2 млн км. Тесты проводили на технике с максимальной загрузкой в 3,5 т. В общей сложности в создание трех моделей (бортового грузовика, автомобиля со сдвоенной кабиной и 18-местного автобуса) инвестировали 5 млрд руб.
Экспортная ориентированность продукта побудила создателей новой «полуторки» совместно со специалистами Applus IDIADA провести 9 месяцев испытаний на полигоне в Испании для доводки шасси — подвески, рулевого управления и амортизаторов. Тормоза проверяли на покрытии шести типов, в том числе в колее, на волнистой поверхности и в поворотах. После полного цикла «пыток» тестовые «полуторки» разобрали и направили узлы на металлографическое исследование. Никогда прежде продукт не подвергался такой тщательной доводке.
Серийный выпуск новинки наладили на высокоточных производственных линиях. Были модернизированы линии штамповки, сварки, окраски и введены дополнительные точки контроля. Львиную долю штампованных панелей «ГАЗель NEXT» изготавливают на оборудовании японской фирмы Komatsu.
Все работы выполнялись с участием сотрудников ГАЗа. Важно и то, что новые сварочные линии позволяют производить на одной линии кабины «ГАЗели NEXT», «ГАЗели Бизнес» и «Валдая». Принятые меры повысили точность сварки и прочность сварных соединений. В итоге обеспечивается нужная жесткость и прочность кабины. Качество сборки на 85% обеспечивает качество сварки, а по «ГАЗели NEXT» этот показатель вырос до 94%.
В мае закончатся испытания ABS нового поколения, проводимые в настоящее время в Испании. Заказы на антиблокировочную систему (она войдет в список опций) будут принимать с июля. Тогда же станет доступна новая КПП и Airbag. Каркасный 18-местный автобус будут оснащать и ABS, и ESP.
БЕЗ ИМПОРТНЫХ ДЕТАЛЕЙ — НИКАК!
Одно из главных отличий стартовой версии «ГАЗель NEXT» кроется в увеличенной бортовой платформе. Теперь она не является «предметом абстракционизма», а увязана с габаритами европалет: стандартная версия вмещает 5 европоддонов, а длиннобазная — целых 6. Учитывая огромное количество пакетированных грузов и запрет на движение тяжелого коммерческого транспорта в центре городов и транзитных большегрузов на МКАДе, новая «полуторка» может стать палочкой-выручалочкой, способной быстро доставлять грузы в мегаполисы к торговым кластерам, складам и офисным центрам.
При наличии тента объем кузова составляет от 11 м3, и это серьезный аргумент в борьбе за потребителя. Преимущество достигается за счет прямоугольного, а не изогнутого домиком, каркаса. Упрочненный каркас и настил пола из влагоустойчивой фанеры, скобы для фиксации груза избавляют от необходимости что-то совершенствовать. Как опция доступны алюминиевые панели с защитным покрытием.
По сравнению с «ГАЗель Бизнес» на «ГАЗели NEXT» увеличено жизненное пространство: на 10% в зоне головы и на 15% в зоне ног. Налицо большая площадь остекления и улучшенный обзор. Площадь дверного проема разрослась на 23%. Дверь фиксируется не только в крайних, но и в промежуточных положениях. Входить и выходить стало гораздо удобнее за счет понижения высоты подножки на 85 мм.
Заметно повышена структурная жесткость кабины. В конструкцию силовых элементов заложены программируемые зоны смятия, их создавали инженеры компании Comau. Результат подтвержден тестами: успешно проведены испытания типа «маятник» и «удар о препятствие». Но самое главное скрыто от глаз: в конструкции очень много импортных комплектующих.
ПО УКАТАННОМУ СНЕГУ
Почему для демонстрации ездовых возможностей «ГАЗели NEXT» выбрали гоночную трассу «Нижегородское кольцо», стало понятно на первом же круге. Плотно укатанный снег, местами чередующийся с голым льдом, — ну чем не типичные условия для загородной трассы?! Тут и рулевое управление, и тормоза, и все остальные элементы проявляют себя в полной мере.
Километры езды с половинной загрузкой (роль балласта играли мешки с песком) сбили предварительный скепсис: автомобиль демонстрировал отличную управляемость! Реечный механизм или попросту «рейка» дает машине дополнительные шансы на любовь и уважение потребителей. Вкупе с усилителем он создает ощущение легкости управления. Информативность механизма не хуже, чем у европейских одноклассников, да и почему она должна быть хуже — здесь все тот же ZF!
При ускорении на длинной прямой и движении с постоянной скоростью подруливать не приходится — с 750 кг груза машина ведет себя так стабильно, словно трамвай на рельсах. Это характерно не только для асфальта, но и для участков со снежным накатом. Секрет стабильности в том, что рулевое управление и подвеска собраны в один модуль.
Еще один козырь — независимая передняя подвеска. Двухрычажная конструкция по надежности не уступает рессорной, а по ходовым качествам — лучше. Она обеспечивает хорошую плавность хода, улучшает курсовую устойчивость и управляемость на высоких скоростях. По расчетам специалистов, для безопасного прохождения поворотов и выполнения маневра в экстренных ситуациях запас скорости составляет 10%. По сравнению с «ГАЗелью Бизнес» выше и скорость «лосиного теста»: новая модель выполняет переставку при скорости 77,4 км/ч.
Добрых слов заслуживает тормозная система. Еще на статической презентации я обратил внимание на «располневший» главный цилиндр и вакуумный усилитель Bosch. Кроме того, используются тормозные диски повышенной термостойкости и высокоэффективные передние тормозные механизмы Mando. С июля автомобиль получит новую ABS девятого поколения, а в перспективе станет доступна система динамической стабилизации ESP. Но и при нынешнем оснащении «ГАЗель NEXT» ведет себя достойно — тормозной путь стал короче на 3 м.
СРАВНЕНИЕ С КОНКУРЕНТАМИ
По мнению газовцев, три года назад серьезным конкурентом «ГАЗели» можно было считать Hyundai Porter, два года назад — FIAT Ducato, а в прошлом сезоне — Foton. Сегодня в сегменте малотоннажников Горьковский автозавод не боится конкурентов. «ГАЗель NEXT» достойно выдерживает сравнение не только с китайскими и корейскими, но и с европейскими одноклассниками. Скажем, ее базовая комплектация включает регулируемую рулевую колонку, как на Mercedes-Benz Sprinter. А вот на Ford Transit, IVECO Daily и Peugeot Boxer она является опцией и доступна за дополнительную плату. Есть и другие баллы в ее пользу при дальнейшем сравнении.
У российской «полуторки» лучшая цена в классе: европейские аналоги — на 30% дороже. У нее также низкая стоимость запасных частей: расходные материалы и запчасти в разы дешевле, чем у конкурентов. Особенно достойна уважения разница по стоимости ТО: она в 1,5 раза меньше, чем у «китайцев», и на 50% ниже, чем у «европейцев».
Розничная цена шасси «ГАЗель NEXT» стартует с отметки 699 тыс. руб., а бортовой платформы — с 724 тыс. руб. Для сравнения: более скромный по габаритам Hyundai Porter со сдвоенной кабиной грузоподъемностью менее тонны (995 кг) продают за 830 тыс. руб. Аналогичный KIA Bongo обходится покупателям в миллион с хвостиком. Бортовая платформа VW Transporter предлагается перевозчикам от 960 тыс. руб. Меньше стоит только бортовой УАЗ-3303 с тентом — 465 тыс. руб. и «ульяновец» с двухрядной кабиной УАЗ-39094 — 487 тыс. руб., но у них постоянный полный привод, бензиновый двигатель, меньше грузоподъемность и выше расход топлива. Как ни крути, по совокупности потребительских качеств «ГАЗель NEXT» представляет собой лучшее предложение на рынке. Помимо прочего, она находится в стадии совершенствования.
ВЫБОР ПРОФИ
Сейчас конвейер ГАЗа ежедневно покидают 30 «ГАЗелей NEXT», а с июля объем выпуска резко возрастет. План-2013 предполагает выпуск 22 тыс. ед. новой «полуторки», а в дальнейшем — примерно 50х50 с «ГАЗелью Бизнес», т.е. около 45 тыс. ед. в год. В принципе, их может быть и больше: завод в состоянии выпускать новинку и ее предшественницу в соотношении 95 и 5% или наоборот.
На оптимистическую волну настраивает наличие у «ГАЗели NEXT» двигателя Cummins. Как только импортный силовой агрегат появился на обновленном «Валдае», годовой выпуск модели вырос в 10 раз — с 500 ед. ранее до 5000 ед. в 2013-м. Бензиновые «полуторки» завод начнет выпускать с 2014 г. и стоить они будут на 100 тыс. руб. меньше дизельных.
У новой «полуторки» завидные условия гарантии: 3 года или 150 000 км пробега на основные узлы и агрегаты, плюс 5 лет от сквозной коррозии. Средняя стоимость ТО для «ГАЗели NEXT» составляет менее 7 тыс. руб. Себестоимость 1 км при пробеге 100 тыс. км составляет, в зависимости от условий эксплуатации, от 5 до 5,5 руб. По предварительным расчетам, остаточная стоимость «ГАЗель NEXT» на 20-25% выше, чем у «ГАЗель Бизнес».
Для покупателей будут доступны кредитные и лизинговые программы (в том числе без удорожания), плюс многообещающий trade-in. Привлекательность продукта усиливает программа ГАЗ Assistance, дающая круглосуточную техническую поддержку в 61 регионе России: в радиусе 50 км от областного центра владельцев «полуторок» обеспечивают эвакуацией и техпомощью. Действуют и топливные карты. По сути, это уже продажа не автомобиля, а готового бизнес-решения.
«Следующая» наверняка уменьшит сарказм водителей иномарок, которые позволяют себе применять к водителям отечественных «полуторок» обидные прозвища вроде «газелист» или «газельщик». Теперь к сидящим за рулем «ГАЗели NEXT» правильнее вводить новый термин: «нексист». Но главное — не завидовать!