ПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ
Речь о весеннем закрытии дорог? Или о запрете движения по МКАД? Давно проехали! Успокойтесь! МКАД — давно уже не самая свежая фишка сезона.
НОВИНКИ СЕЗОНА
Помните прошлогоднюю шумиху с тахографами и ГЛОНАСС? Закончилась она тем, что практически на каждой машине, даже самой захудалой «Газели», стали красоваться такие приборы. Правда, мало кто из водителей, работавших по «городу», знает, как именно выглядят, для чего нужны и где находятся эти приблуды, не говоря уже о том, чтобы уметь их включать. Впрочем, это неважно, так как тахографы всем вскоре опять придется поменять. Даже тем, кто только установил их. Владельцы иномарок, оснащенных такими приборами с рождения, перестаньте улыбаться! Вам это также предстоит. Равно как и владельцам автомобилей, «выполняющих рейсы в пределах субъекта Федерации», а проще говоря: самосвалов, автолавок, развозных «Бычков», ремонтных «летучек» и так далее. Согласно недавно сочиненному приказу Минтранса, тахографы должны теперь стоять абсолютно на всех грузовиках полной массой более 3,5 тонн и всех автобусах, кроме городских. Причем не простые, а с блоком СКЗИ (системой криптографической защиты информации). А год назад все официальные лица всерьез утверждали, что показания электронного тахографа невозможно сфальсифицировать.
Заводы, освоившие производство электронных тахографов, в том числе и оригинальных, работающих в паре с ГЛОНАСС, узнали о нововведении в последний момент, и сейчас не имеют в своей производственной линейке таких образцов. Мастерские по ремонту и установке тахографов и вовсе бортанули. Созданное Минтрансом ФБУ «Росавтотранс» по разработанным самим же им критериям начало определять, кто может работать с новыми тахографами, а кто не может. Но, пока таких тахографов не существует физически, «Росавтотрансом» была отобрана одна (ОДНА) на всю Россию организация, имеющая право работать с приборами нового поколения. Что делать остальным более чем 390 предприятиям, работавшим до сих пор в этой сфере, — неясно. На данный момент они сидят без работы, поскольку делать даже простую проверку не имеют права.
Трудности ремонтников нас не касаются? А «гайцев» не волнуют наши трудности. Сказано — тахограф с криптозащитой! Покажи именно такой! Кстати, блок этой защиты, увеличивающий по предварительным прикидкам стоимость тахографа почти вдвое, должен меняться каждые три года.
Так кто же это придумал? Оказывается, мы — перевозчики! Вот отрывок из интервью руководителя ФБУ «Росавтотранс» официальному печатному органу Минтранса «Транспорт России»:
— Сергей Александрович, чем было вызвано создание ФБУ «Агентство автомобильного транспорта?
— Вопрос о создании структурного подразделения Минтранса России, аналогичного Росавиации, Росжелдору, Росморречфлоту и Росавтодору, которое бы занималось автомобильным транспортом, назрел давно. На протяжении ряда лет его поднимали как организаторы автомобильных перевозок из разных регионов России, так и сами перевозчики (выд. редакции). Получалось, что в отличие от авиаторов, железнодорожников, работников водного транспорта и дорожников, интересы автотранспортного сообщества в части формирования цивилизованного рынка услуг автоперевозок, повышения его надежности и снижения аварийности на федеральном уровне никто не отстаивает…
Полный текст интервью можно почитать здесь: http://www.transportrussia.ru/avtomobilnyy-transport/sdelan-pervyy-shag.html
Что ж, организовать за счет перевозчиков полную замену всех тахографов, в том числе и установленных заводом-изготовителем, — неплохое начало отстаивания их интересов. Мы тоже по мере сил пытаемся заниматься такой деятельностью, но, несомненно, во вновь созданном органе возможностей по отстаиванию на пару порядков больше. С целью устроиться в это учреждение, чтобы отстаивать интересы автотранспортников более грамотно и организованно, я посетил страничку вакансии ФБУ «Росавтотранс». Отрадно, что свободных вакансий не обнаружилось, значит людей, болеющих душой за интересы водителей, действительно очень много. Места в специально создаваемых для защиты этих категорий трудящихся учреждениях занимаются моментально.
Пользуясь случаем, хочется высказать некоторые пожелания и задать вопросы руководителям Федерального бюджетного Учреждения «Росавтотранс»:
1. Оборудование автомобилей средствами контроля — действительно нужная работа. Теперь, когда эта задача практически выполнена, давайте сделаем так, чтобы тахографы, особенно на автомобилях, использующихся в городе, действительно работали, а записи с карточек и даже дисков — контролировались. Водители-рабы из соседних с Москвой областей, вынужденные вместо 8 часов работать по 12-16, скажут вам за это огромное спасибо, а безопасность движения реально повысится.
2. Какой смысл менять один тахограф на другой, пусть даже и более совершенный, если реального механизма контроля за их показаниями нет?
3. Современный тахограф является неотъемлемой частью электрооборудования современного грузового автомобиля: его данными пользуется, например, блок управления автомобилем и двигателем. Не вызовет ли замена штатно устанавливаемых тахографов на вновь разрабатываемые опасных последствий или, как минимум, снятия автомобиля с гарантии?
4. Как устроиться работать в ФБУ «Росавтотранс»?
ТЕПЕРЬ О ЛЮБИМОМ МКАДЕ И ПРОПУСКАХ
Сколько копий сломано по поводу них и все не по делу. Ведь, если дословно выполнять требования Правил, никакие пропуска ни на МКАД, ни в «третье кольцо», никуда более еще водителю грузового автомобиля не нужны. Проезд что в пределы МОЖД, что в «третье кольцо», что по МКАДу запрещает знак 3.4 — «Движение грузовых автомобилей запрещено». Согласно действующей на данный момент редакции ПДД, действие этого знака «не распространяется на транспортные средства, которые обслуживают предприятия, находящиеся в обозначенной зоне, а также обслуживают граждан или принадлежат гражданам, работающим в обозначенной зоне. В этих случаях транспортные средства должны въезжать в обозначенную зону и выезжать из нее на ближайшем к месту назначения перекрестке».
Какой документ нужен, чтобы подтвердить факт обслуживания предприятий, находящихся в обозначенной зоне? Правильно оформленный путевой лист с указанным адресом первого (второго) заказчика или ПТС автомобиля, если владелец прописан в нужном районе Москвы. Нужно ли получать пропуск? В Правилах, имеющих силу Федерального закона, ничего про это не сказано. Власть имущие прекрасно об этом знают, и штрафы выписывают не за «отсутствие пропуска» (ну нет такой статьи в Административном Кодексе), и не за «невыполнение распоряжения мэра», а за «несоблюдение требования знака». У меня был знакомый водитель, владелец не нового «Мерседеса». От других перевозчиков конца 90-х — начала 2000-х годов он отличался чрезвычайной скрупулезностью. Сам был ИП, сам вел документацию, платил налоги, его тягач и полуприцеп по-настоящему проходили техосмотр. Затраты времени и денег на это, конечно, еще те, но спектакль в виде показа оформленного по всем правилам путевого листа с конкретным адресом заказчика, пытающимся остановить его гаишникам, я видел сам. И никаких пропусков, никаких денег. Единственное ограничение — нельзя ездить по центру с одного адреса на другой. Надо было обязательно выезжать и снова проникать в центр как и положено — «кратчайшей дорогой», что он и делал, снова и снова ввергая в ступор своим знанием Правил стражей «третьего кольца».
Тут полагается утереть слезу по поводу неорганизованности водителей-профессионалов и владельцев автотранспорта, призвать их переходить на «белую» бухгалтерию, не регистрировать автомобили на подставных лиц, платить налоги, вступать в профсоюзы, обжаловать приходящие по почте «письма счастья» и т. д. и т. п.
Не судьба. Во-первых, лазейка с «обслуживанием предприятий, находящихся в закрытой зоне», и, очевидно, с «владельцем, прописанным там, где надо», скоро прикроется. Хотя мало кто ей пользовался из-за своей безграмотности и недостатка времени и средств на отстаивание своих прав. Соответствующие изменения в ПДД уже подготовлены. Интересно получается — Федеральный Закон Правила Дорожного движения меняют сразу после ограничения движения грузовых автомобилей в одном субъекте Федерации. Закон что дышло? Одна надежда на профсоюз. Может он нам поможет? Поможет. Вот так, примерно:
«Профсоюз дальнобойщиков поддержал запрет на движение грузовиков по МКАД…»
В интервью «Русской службе новостей» председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов объяснил позицию возглавляемой им организации.
«Это мера вынужденная, если бы подобные шаги правительство Москвы сделало раньше, то мы бы сейчас такие коллапсы в столице не замечали», — сказал А. Котов. По его мнению, это также позволит снизить присутствие нелегалов на рынке перевозок. «Я считаю, что эта мера существенно сократит количество нелегального транспорта. Он выведет из тени достаточно большое количество нелегалов, заставит их легализовать свой бизнес. Тем самым улучшится качество услуг, улучшится безопасность дорожного движения и повысится зарплата у водителей», — добавил председатель профсоюза. Кроме того, считает А. Котов, запрет избавит столицу от большого количества складов, которые не обслуживают саму Москву, а являются перевалочными пунктами для сортировки товара и отправки его в регионы». Это, к сожалению, не провокация председателя — это проза жизни. Полный текст интервью можно посмотреть здесь: http://www.rusnovosti.ru/news/235233/
Безусловно, такое мнение имеет право на существование. Действительно, Москва превратилась в общероссийский логистический центр. Но неужели бывший водитель действительно считает, что многочисленные склады из столицы могут вывести какие-то пропуска? Да и наивно считать панацеей переход на ночную доставку. Во-первых, многие крупные торговые центры находятся в жилых домах или по соседству с ними, что автоматически исключает возможность ночных погрузочноразгрузочных работ. А если перевести на работу «в ночь» все склады, придется платить на 40% больше их работникам, что автоматически вызовет удорожание товаров. Пробки в Москве не будут прекращаться и ночью, поскольку всем этим ночным грузчикам, водителям погрузчиков, менеджерам по доставке и завскладам придется как-то добираться на работу или с работы.
ПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ
Неужели этого не понимают московские власти? Понимают, конечно, но впереди выборы мэра. А основная часть электората имеет легковые автомобили. Водителей грузовиков абсолютное меньшинство, вот и можно все туже «закручивать гайки» перевозчикам, чтобы показать бурную деятельность во благо страны и электората. То, что это не даст результата — дело второстепенное. Главное — показать активность. А значит, «наезды» на грузовики будут продолжаться. Сколько их было, этих запретов? Вспомним самые крупные вехи: Садовое кольцо в начале 90-х, а вслед за ним «третье кольцо», запрет на въезд в МОЖД машинам с полной массой более 7 тонн, теперь вот МКАД. С чего все взяли, что этот «наезд» — последний? Последним он станет, если все водители, владельцы, грузоотправители и получатели, организации, представляющие их интересы, выступят единым фронтом против новых ограничений, а не будут их поддерживать. Иначе лет через 30, чтобы доставить товар в Москву, водителю придется крутить педали купленного в кредит за 800 тысяч евро веломобиля (ё-мобиля), одобренного для использования в столице.
Не стоит строить иллюзий на победу. На стороне «запретителей» — псевдообщественное мнение, полиция и внутренние войска. Но, наткнувшись хоть раз на серьезное сопротивление перевозчиков, вешатели знаков «движение грузовых автомобилей запрещено» и изобретатели самобытных российских тахографов найдут себе на следующий раз других «мальчиков для битья». Ведь скандалы и забастовки тоже им не нужны. И МКАД, и 12 тонн и 36-ой приказ — это последний рубеж, где перевозчики могут заявить о своих интересах. Иначе их будут нагибать по своему усмотрению власти всех уровней, включая глав сельских администраций, председателей ЖСК и дворников.
Согласно Приказу Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» с первого апреля 2013 года все перевозчики при истечении срока до плановой поверки тахографов должны заменить их на контрольные приборы, оснащенные блоком криптографической защиты информации. Хотя таких приборов еще нет в природе, нет и мастерских, имеющих право с ними работать, не подчинившихся ждут огромные штрафы. Что будет с гарантией на импортную технику, в которой штатно устанавливаемый тахограф является неотъемлемой частью автомобиля, в приказе не говорится. Крайний срок перехода на новые тахографы — 1 апреля 2015 года.