ПОДАТЬ ТРАП
Перевозчик, который хоть раз попробовал все прелести погрузки/разгрузки машины при помощи гидроборта, обязательно оснастит данной опцией и свою новую машину. Данную закономерность подтверждает статистика компаний, занимающихся продажей, монтажом и обслуживанием гидравлических подъемников. Клиент, пришедший один раз, как правило, остается с компанией на долгие годы.
ЧЕМ ПОДНИМАТЬ?
Гидроборт, гидролифт, микролифт, борт гидрофицированный — все эти названия обозначают один и тот же грузоподъемный механизм, стационарно устанавливаемый на автомобили, прицепы или полуприцепы и предназначенный для подъема-опускания перевозимых грузов от уровня земли до уровня пола грузовой платформы транспортного средства и облегчения (сокращения времени) процесса погрузки/разгрузки.
Наибольшее распространение получили подъемные механизмы с гидравлическим приводом. Такие способны поднимать большие по массе грузы, обладают достаточно компактными размерами и, что очень важно, могут быть адаптированы под практически любой автомобиль. Главное, чтобы у него была крепкая рама и надежная (вернее сказать, обладающая большим запасом прочности) система электропитания. В классическом исполнении гидроборт представляет собой систему, состоящую из: алюминиевой или стальной грузовой платформы, которая может иметь дополнительное покрытие для снижения риска соскальзывания с ее поверхности груза; силовых гидроцилиндров привода (количество цилиндров определяется грузоподъемностью механизма, но, как правило, их либо два, либо четыре); питаемой их гидростанции, в которую входит гидравлический насос (как правило, шестеренчатый), приводимый в действие от электродвигателя и, разумеется, системы управления.
Приводной электромотор питается от аккумуляторных батарей. Соответственно от их емкости, а также характеристик электродвигателя, будет зависеть время автономной работы погрузочно-разгрузочного устройства. Практика показывает, что при свежих АКБ время автономной работы системы составляет от четырех до пяти часов. Силовая конструкция подъемника представляет собой особого типа раму с поперечной балкой. По статистике продаж и предложений на вторичном рынке подъемные механизмы с гидравлическим приводом составляют 90% рынка гидробортов. Оставшиеся десять делят между собой устройства с пневматическим, а также механическим приводом. Однако их за малочисленность и эксплуатационные характеристики, уступающие моделям с гидроприводом, рассматривать не станем.
В зависимости от предназначения, гидроподъемники могут обладать различной грузоподъемностью. Для грузовиков малого тоннажа выпускаются модели подъемных механизмов, максимальная нагрузка для которых составляет около 500 килограммов. Экономическую эффективность их применения можно было бы поставить под сомнение, если бы не вводимые запреты на въезд в центр городов среднетоннажных и крупнотоннажных автомобилей. Небольшой, но высокопроизводительный гидроборт позволяет малотоннажникам более эффективно использовать рабочее время, увеличить количество рейсов и, соответственно, прибыль автоперевозчика. Самые маленькие гидроборты, имеющие «лопату» размером не больше чем створка задней двери фургона типа Mercedes-Benz Sprinter, позволяют оперативно работать с товаром при обслуживании торговых точек, расположенных в тесных дворах или у проезжей части. Чем быстрее произойдет разгрузка, тем меньше соберется пробка на улочке, к обочине которой притерся доставивший товар грузовичок. Увы, но дорожная ситуация бывает такова, что очень часто подъехать к магазину просто не представляется возможным и товар сгружают прямо на проезжую часть.
Одними из самых востребованных являются гидроборта грузоподъемностью от одной до полутора тонн. Такими комплектуется большинство среднетоннажных грузовиков — основа работающих в городах и пригородах флотилии развозных автомобилей. На рынке встречаются предложения и по подъемникам, способным брать на свою «лопату» 16 и даже более тонн груза. Но такие механизмы востребованы перевозчиками крайне редко и в основном для оснащения машин, задействованных на спецперевозках. Стоят могучие гидроподъемники под десять тысяч долларов. Очень дорого! В наличии на складах дилеров моделей, обладающих сверхвысокой грузоподъемностью, практически не бывает. Их привозят непосредственно с завода-изготовителя (где собирают под конкретный заказ и никак иначе) после получения предоплаты от клиента. По этой причине сроки доставки данного типа оборудования не один-два дня, как на борта малого и среднего класса, а несколько недель.
ТИПЫ ГИДРОБОРТОВ
Самыми массовыми и, пожалуй, популярными являются так называемые гидроборта консольного типа, «лопаты» которых приводятся в действие двумя или четырьмя силовыми гидроцилиндрами. Кинематику движения грузовой платформы задают закрепленные на раме грузовика рычаги с шарнирами. Благодаря возможности регулировать уровень платформы, последняя может в процессе движения оставаться строго горизонтально опорной поверхности или же наклоняться на заданный угол. В последнем случае платформа превращается в некое подобие трапа, по которому в машину затягивают тележки с грузом или въезжает погрузочная техника.
В транспортном положении гидроборта консольного типа могут либо занимать строго вертикальное положение, закрывая платформой заднюю дверь фургона, либо убираться под свес кузова — так называемые «слайдеры». Преимуществом первого типа является дополнительная защита дверей от несанкционированного проникновения. Если на ночной стоянке замок можно практически бесшумно вскрыть, то звук от работы насосной станции не услышать просто невозможно. Слайдеры, благодаря своей особенности прятаться под кузов, не мешают погрузке машины с пандуса. Учитывайте данное обстоятельство при выборе той или иной системы. На рынке можно встретить и предложение по так называемым вертикальным подъемникам (колонные гидроборта), которые имеют возможность перемещаться по специальным направляющим, расположенным вдоль вертикальных стоек фургона на достаточно большую высоту и обеспечивают загрузку машины в несколько ярусов. Однако их перевозчики особым вниманием не жалуют отчасти потому, что «лопата» такого механизма вследствие особой кинематики его работы будет все время расположена горизонтально опорной поверхности. А если груз необходимо забрать/сбросить с машины, стоящей на подъеме или спуске?
КУПЛЮ БОРТ
Чтобы купить новый гидроподъемник, недостаточно просто выбрать нужную вам модель по каталогу фирмы-производителя. Для начала необходимо внимательно посмотреть на раму грузовика и смонтированную на ней будку. Именно последняя зачастую создает установщикам подъемного оборудования массу проблем. Если рамы у грузовиков одной марки и модели — стандартные, и под них, собственно говоря, изготавливается необходимый крепеж (переходники, адаптеры, нестандартные метизы), то будки могут иметь самые разные размеры. Дело даже не только в их ширине или высоте, а, например, в том, насколько сильно надстройка выдается за заднюю траверсу рамы. Словом, прежде чем платить деньги, необходимо произвести соответствующие замеры на машине и уже отталкиваясь от них подбирать оборудование.
Для того чтобы иметь представление о порядке цен на подъемное оборудование, примерим борта двух популярных в России производителей гидробортов к массовому среднетоннажному грузовику Hyundai HD 72. Большинство фирм-установщиков предлагает для данной машины подъемники фирм Dhollandia и BAR Cargolift. Грузоподъемность обоих — примерно одна тонна. Этого вполне достаточно для полноценной работы. Однако помните, что запаса по грузоподъемности у механизмов практически нет, поэтому не стоит рассчитывать на то, что, бросив на платформу довесок в 100-150 килограммов, вы быстрее разгрузите или погрузите машину и сократите время ее нахождения в рейсе. При перегрузе срабатывает защитный механизм, и платформа не движется. Отключить блокировку без ущерба для конструкции невозможно, поэтому не экспериментируйте — себе дороже выйдет.
Прежде чем определиться с моделью погрузчика, необходимо также выбрать и тип материала, из которого будет изготовлена его грузовая платформа. «Лопаты» могут быть изготовлены либо из алюминия, либо из высокопрочной стали. Последняя заметно удешевляет конструкцию, но обладает большей массой. Для примера, если стальная платформа весит 400, то алюминиевая — 200 килограммов. А лишний вес дополнительного оборудования — потеря грузоподъемности машины и ненужный расход топлива. С одной стороны, на расходах топлива за один рейс «довесок» в пару сотен килограммов серьезно не скажется, но при подсчете затрат на топливо за период, скажем, в 100 000 километров пробега (год работы), выйдет, что пару дней в году вы могли бы жечь горючее бесплатно! А это, согласитесь, уже весьма существенный довод в пользу более легкого алюминиевого борта. Кроме того, не будем забывать и тот факт, что алюминиевый профиль гораздо проще подогнать под размеры фургона, в то время как сталь подбирается по ширине будки и, как правило, не режется.
Теперь по стоимости. Гидравлический подъемник Dhollandia нужной нам грузоподъемности со стальной платформой потянет на 3900 евро, включая монтаж, а за алюминиевый борт запросят 4150 евро. Подъемник BAR с алюминиевой «лопатой» потянет на 4400 евро. Заметим, что при установке оборудования на фирменной сервисной станции продавца вы получите двухгодичную гарантию на оборудование и установку. Пренебрегать этим не стоит, так как стоимость работы у всех примерно одинаковая — 400 евро. Чтобы не потерять гарантию, придется и техническое обслуживание доверить компании-установщику, благо расценки на ТО вполне гуманны — стоимость работ с материалами составит примерно 4500 рублей. Данную сумму придется платить два раза в год.
МОНТАЖ
Для того чтобы смонтировать подъемное оборудование на машину, мастерам хорошо оснащенного цеха, как правило, достаточно десяти-двенадцати часов — два рабочих дня. Это если имеется все необходимое для монтажа, включая переходники, адаптеры, метизы и, в некоторых случаях, дополнительные силовые элементы. Спору нет, установку оборудования можно произвести и быстрее, только как отразится это на качестве выполняемых работ — неизвестно. А любой отказ техники приведет к проблемам с выполнением перевозчиком обязательств перед своими клиентами. Поэтому не стоит торопить установщиков. Сегодня станции технического обслуживания и мастерские, работающие при наличии заказов в две смены — не редкость.
Для того чтобы сэкономить средства, перевозчик может смонтировать подъемное оборудование и силами собственного ремонтного участка, однако в этом случае он может потерять (а так оно и происходит в большинстве случаев) гарантию на гидроборт. Да и цена вопроса — примерно 400 евро за монтаж одного комплекта, согласитесь, не та сумма, которая является для перевозчика, особенно крупного, существенной. Есть еще одна проблема, — например, при большом расстоянии между полом фургона и платформой придется изготавливать так называемый «мостик» — лист металла с несколькими усилителями, повышающими его прочность при работе устройства. Данный элемент придется рассчитывать. А хватит ли для этого опыта у мастеров собственного ремонтного участка? Увы, но часто установка собственными силами заканчивается тем, что приходится-таки обращаться к профессионалам за помощью в устранении огрехов. Переустановка гидроборта — удовольствие не из дешевых, за данную операцию просят порядка… 200-300 евро! Кроме того, если для коррекции пространственного положения борта потребуется изготавливать дополнительные силовые элементы, например, все те же «мостики», то будьте готовы выложить дополнительно 5-7 тысяч рублей. Еще хуже, если в процессе монтажа выяснится, что необходимо перенести запасное колесо, расположенное под задним свесом рамы и препятствующее монтажу установки. В этом случае потребуется изготовление дополнительного кронштейна для переноса запасного колеса на бок. Данная доработка потянет еще на 7-10 тысяч рублей. Теперь посчитайте временные затраты и потерю прибыли из-за простоя машины и поручите монтаж оборудования специалистам. Так и быстрее и дешевле.
РЕМОНТ И ОБСЛУЖИВАНИЕ
Ничто не вечно под Луной. Если гидроборт начал давать сбои, следует незамедлительно обратиться в сервисную организацию и желательно ту, где гидроборт был смонтирован на ваш автомобиль. Чтобы точно поставить диагноз неисправности, следует предварительно провести диагностику, за которую запрашивают от 800 до 1500 рублей в зависимости от амбициозности ремонтников. Диагностика, входящая в данную сумму, — комплексная, и включает в себя обязательную мойку оборудования. Вроде бы мелочь, но важная. Так, если механизм не будет очищен от грязи, то обнаружить начавшиеся течи гидравлики или, например, сколы хромового покрытия на штоках гидроцилиндров будет затруднительно. Так же, как и выявить трещины в защитных резиновых чехлах. Деталь недорогая, но как только гофра перестает выполнять свои защитные функции — хром начинает слетать со штоков, а образовавшиеся каверны «сгрызают» сальники. Бытующее среди перевозчиков мнение, что хром отлично противостоит коррозии, справедливо лишь отчасти. Да, действительно, данный химический элемент стойко держится при воздействии на него агрессивных паров противогололедных реагентов, но не стоит забывать, что само по себе хромовое покрытие имеет пористую структуру и влага проникает к металлу — основе, на которое этот самый хром нанесен. В итоге окислы железа просто сбрасывают с поверхности штока хром.
Особенно важна комплексная диагностика, когда проблемы возникают с электрической частью оборудования, например, управляющей электроникой, соленоидом и так далее. После ее проведения владельцу машины на руки выдается распечатка с обнаруженными неисправностями. Получив такую, сразу поинтересуйтесь, смогут ли вам на месте устранить обнаруженные недостатки. Это очень важно, так как при обращении в иную фирму, занимающуюся ремонтом гидробортов, вас могут обязать пройти диагностику повторно. А это дополнительные затраты в размере 800-1500 рублей. Кроме того, если в процессе ремонта выявится еще какой-либо, не обнаруженный ранее, дефект, то у вас будет повод пусть немного, но поторговаться, минимизируя расходы на восстановление подъемника.
Чтобы машина не «зависла» в ремонтной зоне на большой срок, у мастеров должны быть в наличии все необходимые запасные части. Заметим, что у привлекательных своей ценовой политикой (работа + запчасти) мультибрендовых фирм склады небольшие, и они очень часто предпочитают иметь дело с запасными частями, привезенными самим клиентом. В этом случае перевозчик автоматически перекладывает на свои плечи ответственность за качество монтируемых деталей и если вдруг выяснится, что после проведения ремонта сальники гидроцилиндров опять дали течь, то доказать, что это произошло вследствие нарушения технологии переборки агрегата и никак не связано с качеством самих деталей, увы, будет невозможно.
Кстати, ремонт гидравлических цилиндров с текущими сальниками не так и дешев. За работу просят примерно 2500 рублей, и это, еще раз подчеркнем, без учета стоимости запасных частей. За последние придется отдать еще как минимум 30 евро. В такую сумму обычно оценивается полный комплект деталей на один цилиндр, включающий сальники и уплотнения, всевозможные прокладки. Временные затраты, включающие монтаж/демонтаж цилиндра, составят от 3 до 3,5 часов в зависимости от того, насколько закисли резьбовые соединения. А закисают они, бывает, так сильно, что без болгарки или газового резака не обойтись.
Если борт не развивает полную мощность — груз, который легко брал раньше, ныне еле-еле тянет, да и делает это заметно медленнее — в первую очередь необходимо убедиться в отсутствии наружных течей. Если таковые обнаружатся, значит и «потроха» перепускают масло. Такую гидравлику спасет только полная переборка. Как показывает практика и подтверждает статистика специализированных ремонтных мастерских, с подобными симптомами добрая половина гидравлической жидкости, не выполнив своей работы, идет на слив в бак по обратной магистрали. Как вариант, причиной падения мощности может быть изношенный гидравлический насос. Чтобы проверить развиваемое им давление, а также оценить производительность, необходимо как минимум подключить к магистрали высокого давления манометр. Если же насос в порядке, развиваемое давление соответствует паспортному значению, то практически в 100% случаев виновником низкой скорости работы гидроборта и падения его грузоподъемности является перепуск гидравлической жидкости внутри цилиндров. Диагностика только гидравлической части обойдется примерно в 500 рублей. Опытные мастера проведут ее минут за двадцать, не больше.
Большинство неисправностей гидравлики связаны с несвоевременным обслуживанием или вообще игнорированием перевозчиком данной операции. Заметим, что полное техническое обслуживание достаточно проводить хотя бы один раз в год, а шприцевание шарниров — каждые две недели. Техническое обслуживание включает в себя полную диагностику, в том числе так называемое «весовое» испытание борта. Это когда на платформу устанавливается максимально допустимый по технической документации груз и проверяется время (читай скорость) его поднятия. В перечень работ входит и замена гидравлической жидкости, а также пополнение смазки в узлах трения через шприц-масленки. Стоимость самого полного ТО составляет примерно 4500-5000 рублей, включая расходные материалы — гидравлическую жидкость и консистентную смазку. По времени работа займет не более трех часов, правда, если в процессе диагностики не обнаружатся отклонения в работе механизма или неисправности его узлов и агрегатов.
Что касается выбора используемого в гидросистеме масла, то здесь, прежде всего, необходимо ориентироваться на рекомендации завода-изготовителя подъемного оборудования. Перечень смазок в обязательном порядке дается в инструкции по эксплуатации любого борта. Некоторые фирмы, работающие достаточно долго на рынке услуг по ремонту гидроподъемников, заливают в гидросистему так называемое авиационное масло. Считается, что именно оно дает максимальную защиту деталей гидравлической системы, а также лучше других работает при резко отрицательных температурах. Применение авиационного масла этой зимой стало актуально для центральной части России.
РЫНОК ГИДРОБОРТОВ
На рынке новых и бывших в эксплуатации подъемников достаточно большой выбор предложений, как от именитых европейских производителей, так и прочих компаний, только пробующих на вкус русский пирог. Хорошая репутация у гидробортов немецких фирм МВВ, BAR Cargolift, Dautel, Sorensen; шведской Zepro; бельгийской Dhollandia; французской Erhel Hydris. Европейцы приходят как в виде новых устройств, так и бывших в эксплуатации. Причем раньше, в период безудержного спроса на коммерческую технику и отсутствующие заградительные пошлины, гидроборта попадали в Россию вместе с машинами. Именно таким путем часто приходили и не столь широко известные у нас марки подъемного оборудования: Hubmatic, Ceka-Lift или Atlas. Прежде чем проголосовать за них своим кровно заработанным рублем, узнайте — есть ли возможность отремонтировать оборудование и сколько это будет стоить.