ГРУППА ГАЗ ПОКАЗАЛА «САДКО»
Для начала, более подробно расскажу о новом поколении ярославских моторов, ради чего, собственно, и состоялся весь сыр-бор. Двигатели ЯМЗ-530 — новое семейство средних рядных 4- и 6-цилиндровых дизельных двигателей размерностью 1,1 литра на цилиндр. Разработка велась совместно ОАО «Автодизель» и австрийской фирмой AVL List GmbH.
Это полностью новая конструкция, созданная с использованием ведущего мирового опыта двигателестроения. Моторы соответствуют экологическим требованиям Евро-4 и имеют потенциал для выполнения норм Евро-5 и Евро-6 без существенных изменений конструкции. На тестовый «Садко» установлен рядный 4-цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-534 мощностью 135 л.с. Он предназначен для установки на большинство среднетоннажных грузовых автомобилей ГАЗ.
При сборке двигателей используются комплектующие детали ведущих мировых производителей. Для достижения экологических норм Евро-4 применена система EGR, которая позволила избежать расходов на AdBlue. Установлена топливная система аккумуляторного типа Common Rail (Bosch), обеспечивающая впрыск под давлением 1800 бар. В блоке устанавливаются гильзы «мокрого» типа. Заводом заявлен ресурс 700 тыс. километров, гарантия на мотор — 2 года.
При внедрении новых двигателей на свои автомобили, «Группа ГАЗ» провела огромную работу. Особое внимание было уделено подготовке сервисной сети. Проведено обучение специалистов и сформированы склады запасных частей у региональных дилеров. Основные потребители двигателей семейства ЯМЗ-530 — ведущие российские производители грузовых автомобилей, автобусов и специальных транспортных средств. География заводов-потребителей не ограничивается лишь Российской Федерацией, существует договоренность на поставку моторов в Беларусь и Украину.
Что касается непосредственно машины, то модернизация «Садко» не ограничилась лишь одним мотором. Технические специалисты, представлявшие автомобиль прессе, упомянули более тридцати узлов и агрегатов, которые подверглись усовершенствованию.
Из истории мы знаем, что «Садко» — это плод конверсии и экономии времен развала Советского Союза. Чтобы не терять рынок полноприводных грузовиков, инженеры «ГАЗа» пошли на хитрость. От грузовиков семейства 3307 взяли раму и кабину. От утилитарного «шестьдесят шестого» — трансмиссию: раздаточную коробку и ведущие мосты. Мотор — V-образная бензиновая «восьмерка», прошедшая огонь и воду. Удлинили карданный вал, приспособили лебедку, установили систему регулировки давления в шинах. В результате получился «Садко» с заводским индексом «ГАЗ-3308». Простой рецепт, но благодаря ему удалось сохранить на конвейере самого удачного «проходимца» в истории отечественного автомобилестроения.
Однако вернемся в наше время. После революционного перемещения водителя из кабины «шишиги» в более удобную кабину ГАЗ-3307, о судьбе главного персонажа автомобиля — водителе — словно забыли. Все удобства управления автомобилем — на уровне военной техники. Сейчас, на волне относительной экономической стабильности, инженеры решили наверстать упущенные года, и активно проводят модернизацию.
В первую очередь изменения коснулись КПП: для более плавного включения передач были применены двухконусные синхронизаторы 2-ой и 3-ей скорости. Для снижения усилия на рулевом колесе и повышения надежности узла в целом применено полуинтегральное рулевое управление. Автомобиль получил усиленную раму, сцепление фирмы ZF SACHS.
В кабине изменения претерпела приборная панель — появилась новая комбинация приборов с электронным приводом спидометра и тахометра. Существует возможность установки тахографа и интеграции системы ГЛОНАСС. Педаль газа теперь электронная. Предложение «ГАЗа» можно назвать самым заманчивым на рынке внедорожных грузовиков. В своем ценовом сегменте, а цена на автомобиль «Садко» ГАЗ-33088 начинается от 1 млн рублей, у него просто нет конкурентов.
Наступило время испытать «Садко» в деле, но перед тем как залезть в настоящие «пампасы», заводские инструкторы посоветовали для начала почувствовать автомобиль на трассе.
Инструктором красного автомобиля была очаровательная брюнетка. Девушка занимает должность главного специалиста по продвижению проекта «Садко». И, к слову, в «пампасах» она дала фору всей пишущей братии! Но я забегаю вперед.
Как ни странно, для меня самые яркие впечатления остались не от преодоления целины или снежных косогоров, которые входили в обязательную программу теста. «Садко» удивил ездой по трассе полигона, где прямые скоростные участки чередуются крутыми виражами. Оказалось, грузовик способен совершенно по-легковому отвечать на реакции и действия водителя. Конечно, он немного задумчив по легковым меркам, по грузовым же — характер у «Садко» просто взрывной.
Новый мотор более эластичный, чем его предшественник с тракторным прошлым. Тормоза — пневмогидравличиские. Существует одна замечательная особенность «зубастой» резины, которая работает словно ретарда: стоит отпустить педаль газа, как автомобиль тут же теряет ход и всякое желание к свободному качению.
Надо сказать, что работа КПП действительно порадовала: переключение передач еще не «иномарочное», но уже и не грузовое-советское. Если попытаться выразиться более понятным языком — это 24-я Волга.
Первое чувство, которое приходит к тебе, когда на «Садко» покидаешь накатанную дорогу, это вседозволенность. Мне почему-то вспомнилась армия, когда «дури» в голове еще по-юношески много, а ответственности — никакой. При движении по глубокому снегу колеса быстро докапываются до твердого грунта, и автомобиль продолжает движение. Как ни старались журналисты, но за время теста ни один «Садко» не пострадал, вернее сказать — не был посажен на мосты.
Дизельный двигатель — это особая тактика езды по бездорожью. Не приходится постоянно поддерживать повышенные обороты мотора из опасения заглушить его в самый неподходящий момент. Реже требуется включать понижающую ступень в раздатке. Мотор ЯМЗ-534 получился что надо, подарок для настоящего «проходимца». Езда по бездорожью стала более простой, можно сказать, комфортной.
На фоне всех плюсов «Садко» унаследовал один существенный недостаток. Как и положено отечественному автомобилю, главной стезей которого является бездорожье, ему по штату положен водитель. Причем водитель, в данном контексте, с большой буквы. Тот, кто будет подтирать сопли и протягивать гайки, следить за общим состоянием и ставить прогноз. Если он будет готов нырнуть под «любимую» в любую погоду, она повезет и заплатит ему тем же.