ИТАЛЬЯНЦЫ В РОССИИ — ТОЛЬКО SCR
Итальянская компания Iveco S.p.A. имеет 24 завода, расположенные в 11 странах. Исследования ведутся в 6 научно-исследовательских центрах. Инвестиции в НИОКР составили 254 млн евро. В прошлом году было продано 153384 автомобиля марки Iveco. Продавать технику помогает собственная финансовая структура Iveco Capital, предлагающая индивидуальные решения для приобретения продукции компании.
Флагман модельного ряда Iveco — магистральный тягач Stralis Hi-Way — был представлен общественности 1 июля прошлого года. Новый тягач убедительно победил на европейском конкурсе The International Truck of the Year, получив 138 голосов журналистов (занявший второе место Mercedes-Benz Antos набрал 107 голосов).
В последние два года Iveco Stralis занимали 6% российского рынка тяжелых грузовиков. По заверению компании, при разработке нового грузовика основная ставка делалась на сокращение совокупной стоимости владения транспортным средством. В результате удалось снизить стоимость обладания автомобилем на 4%.
В связи с вступлением с начала года в силу экологических требований Евросоюза — Правил (Regulation) № 595/2009 в отношении эмиссии новых типов тяжелых транспортных средств, больше известных как Euro-6 — новый грузовик Iveco как автотранспортное средство нового типа соответствует этому документу. Для выполнения жестких норм Правил № 595/2009 инженеры компании разработали инновационную систему нейтрализации отработавших газов HI-eSCR — запатентованную разработку подразделения FIAT компании FPT Industrial S.p.A. (FPT Industrial).
Система HI-eSCR, название которой расшифровывается как High Efficiency SCR, позволяет грузовику выполнять нормы Euro-6, обходясь только селективным каталитическим нейтрализатором (Selective Catalytic Reduction) без применения системы рециркуляции отработавших газов EGR. Система EGR основана на уменьшении эффективности рабочего процесса — разбавлении топливо-воздушного заряда отработавшими газами. Система SCR воздействует исключительно на отработавшие газы. Конечно, не все так просто. Нормы Euro-6 настолько жесткие, что десять лет назад воспринимались как фантастические. Пять лет назад все еще не было уверенности, что они выполнимы. Казалось, что спор между поклонниками EGR и их оппонентами, отдающими предпочтение SCR, при переходе на Euro-6 будет решен в пользу обеих систем. Многим система SCR не нравилась тем, что на борту автомобиля требуется возить раствор мочевины AdBlue, хотя это небольшая проблема. К плюсам SCR стоит отнести то, что двигатели с этой системой меньше требовательны к качеству топлива и масла, чем двигатели с EGR.
В принципе, система HI-eSCR ведет свою «родословную» от технологии SCR Only, разработанной FPT Industrial в 2011 г. для дизелей с целью их соответствия требованиям стандартов Tier 4 Final/Stage IV. Затем система была адаптирована для использования в грузовых автомобилях и автобусах, которые должны соответствовать нормам Euro-6.
Готовясь к выпуску грузовиков семейства Stralis Hi, компания провела реконструкцию производства. Инвестиции составили 70 млн евро. Было проведено усиление контроля качества на 40%. После проведенных работ завод в Мадриде завоевал серебряную медаль WCM (World Class Manufacturing) — системы управления производственными процессами. Была модернизирована линия окраски и подготовки кабин к окраске. Технологические усовершенствования позволили, в частности, увеличить толщину защитного катафорезного слоя на 30%.
Для изготовления элементов рамы стали применять новую технологию — Rollforming. Теперь краска лучше ложится на детали рамы. Таким образом, возрос уровень антикоррозийной защиты. Для особых условий эксплуатации предлагается дополнительная защита рамы от коррозии.
Инвестиции в разработку нового грузовика составили 300 млн евро. Их них 120 млн пошло на новые технологии, а 180 млн было потрачено на создание двигателя, соответствующего требованиям Euro-6. Опытные грузовики прошли 5 млн км при испытании на усталость. 11 млн км было пройдено при тестировании на дорогах общего пользования.
Семейство новых тягачей Stralis состоит из моделей Hi-Road, Hi-Way, Hi-Street. Для грузовиков моделей Hi-Way предназначается кабина AS (бывшая Active Space) шириной 2500 мм и высотой 1989 или 1516 мм. На «дорожники» Hi-Road устанавливается кабина АТ (бывшая Active Time). Ее ширина — 2300 мм, высота — 1880 или 1210 мм. «Горожане» Hi-Street будут довольствоваться кабиной AD (бывшая Active Day) — короткой версией АТ.
Кабины получили новый дизайн экстерьера и интерьера. Обивка кабины выполнена из износоустойчивых материалов темного матового цвета. В кабине установлено новое сиденье, увеличен холодильник, смонтирован парковочный кондиционер и спальное место повышенной комфортабельности. Водитель получил в помощники ассистента торможения (BAS), системы предупреждения пересечения линии (LDWS), оценки манеры вождения (DSE), поддержания внимания (DAS). К услугам водителя новые медиа и навигационные системы, телематическое оборудование, адаптивный круиз-контроль (АСС).
Система оценки манеры вождения Iveco DSE (Driving Style Evaluation) учитывает такие аспекты управления грузовиком как разгон, движение накатом, переключение передач (выбор передачи, ненужные переключения), торможение (двигателем или вспомогательным тормозом, а также частоту торможений). Получив входные данные, DSE на основе программы математического моделирования рассчитывает необходимое количество топлива и сравнивает это значение с количеством израсходованного.
Данные, собранные системой Iveco DSE, могут быть переданы для обработки в компьютерную программу FleetVisor. FleetVisor является эффективным инструментом мониторинга анализа работы как отдельного водителя, так и всего автопарка в целом.
Снаружи новые кабины отличаются решеткой радиатора, боковыми дефлекторами, фарами с использованием светодиодных источников света, новым солнцезащитным козырьком со светодиодными габаритными огнями. Под бампером установлен новый фартук. В фарах применяются ксеноновые лампы, дневные ходовые огни (DRL).
По заверениям компании, кабины нового Stralis Hi-Way получили лучшую на рынке шумоизоляцию. При работе двигателя на холостом ходу уровень шума на рабочем месте водителя снизился на 0,7 дБ. При скорости движения 70 км/ч шум снижается на 1,3 дБ. Для оценки уровня шума использовался показатель разборчивости. При 100% разборчивости все произносимые слова будут понятны. При 0% разборчивости невозможно ничего разобрать. На холостом ходу разборчивость возросла на 5%; при скорости 50 км/ч — на 8%; при скорости 70 км/ч — на 10%.
В семейство двигателей HI-eSCR входят дизели: Cursor 9, развивающие мощность 310, 360 и 400 л.с., крутящий момент от 1300 до 1700 Нм; два Cursor 11 мощностью 420 или 460 л.с. с крутящими моментами 1900 и 2150 Нм; а также два 13-литровых двигателя мощностью 500 (2300 Нм) и 560 л.с. (2500 Нм). Эти модели представляют собой переконструированные двигатели Euro-5 рабочим объемом 8, 10 и 13 литров. Также предлагается три 8-литровых газовых двигателя Euro-6 мощностью 270, 300 и 330 л.с. В новых двигателях была переработана конструкция блока и головок цилиндров. Двигатели Euro-6 оснащаются топливной системой Common Rail с давлением впрыска до 2200 бар. Была изменена система вентиляции картера с целью улучшить отделение масла из картерных газов. Такая мера значительно понижает риск загрязнения сажевого фильтра (DPF).
Кроме сажевого фильтра в систему очистки отработавших газов входят так называемый дизельный катализатор DOC и очистительный катализатор для нейтрализации аммиака (CUC). Специализированный катализатор DOC применяется для создания экзотермического эффекта путем окисления дизельного топлива и повышения температуры отработавших газов, необходимой для активной регенерации сажевого фильтра. По сути, DOC — это двухкомпонентный нейтрализатор, предназначенный для окисления NO и CO. Благодаря DOC и тому, что система High Efficiency SCR удаляет свыше 95% окислов азота, на автомобиле используется пассивный DPF, то есть, в котором происходит непрерывное окисление сажи за счет действия катализатора и высокой температуры отработавших газов (350-500°С).
На двигателях семейства HI-eSCR установлен новый моторный тормоз SEB (Super Engine Brake). Тормозная мощность SEB на 30% выше, чем предшественника. Работа нового моторного тормоза интегрирована в тормозную систему, как и гидродинамический интардер, если последний установлен.
На грузовики Iveco Stralis Hi-Way могут устанавливаться механические, роботизированные или автоматические коробки передач. Механические передачи представлены агрегатами с 9-ю передачами для двух самых маломощных двигателей (Cursor 8 Typ S31 и S33). Дизели Cursor 8 могут работать в паре с автоматическими передачами Allison S3200. Остальные дизели агрегатируются с 16-ступенчатыми коробками с ручным переключением или 12-ступенчатыми «роботами» от ZF.
Периодичность обслуживания автомобиля увеличилась до 150 тыс. км.
При эксплуатации Iveco Stralis Hi-Way расход топлива снижается на 5-12%. Из них 1% экономии дает уменьшение на 3% аэродинамического сопротивления.