VOLVO TRUCKS ЛИДИРУЕТ В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО — БЕСПРОВОДНОЙ СВЯЗИ ДОРОЖНЫХ АВТОКАРАВАНОВ
Недавно были представлены результаты трех лет исследований и испытаний, проводимых в рамках проекта SARTRE, финансируемого Европейским Союзом. Представители комиссии ЕС и эксперты в области транспортных технологий из Европы, США и Японии собрались на испытательном полигоне компании Volvo в Швеции, чтобы увидеть применение технологии беспроводной связи в автокараване на практике. В голове колонны шел тягач Volvo FH, а на небольшом расстоянии от него двигался другой грузовой автомобиль Volvo и три легковые машины.
САМОУПРАВЛЯЕМЫЕ АВТОМОБИЛИ ДОРОЖНОГО КАРАВАНА
Собравшиеся смогли убедиться, что цели проекта: разработка беспроводной связи для движения в автокараване, которая повысит уровень безопасности на дорогах, а также снижение негативного воздействия автотрафика на окружающую среду и регулирование интенсивности движения, — были достигнуты. В течение трех лет шла непрерывная работа по производству тестовых автомобилей, а также созданию средства коммуникации «от машины к машине» и сенсорных устройств для контроля за участниками каравана. Сегодня эти технические достижения сделали возможным комфортное внедрение автокараванов в движение остального транспорта на автострадах. Вся колонна связана между собой посредством технологии беспроводной связи, которая гарантирует перемещение автомобилей четко за ведущей машиной, словно они являются одним целым. В результате у водителей в караване появляется возможность расслабиться, возможно, даже почитать книгу или посмотреть ТВ, в то время как машина будет двигаться самостоятельно.
«Расстояние между автомобилями гораздо меньше, чем при обычном движении на дорогах. Тем не менее, быть частью каравана безопасно, так как на любое минимальное изменение параметров перемещения реагируют сверхбыстрые компьютеры, а не человек», — поясняет Андреас Экфьорден, менеджер проекта SARTRE со стороны компании Volvo Trucks.
Одной из важнейших зон ответственности Volvo Trucks в данном проекте было определение того, какая именно информация должна передаваться по каравану, чтобы его участники следовали за ведущим грузовым автомобилем.
«Все автомобили в колонне снабжены антенной, установленной на крыше. Благодаря этому они могут принимать данные, поступающие с компьютерной системы головного транспортного средства. Например, если ведущий грузовой автомобиль начинает тормозить, все остальные машины сделают то же самое в тот же момент», — продолжает описывать технологию Андреас Экфьорден.
Помимо прочего, ведущий грузовой автомобиль также снабжен алкозамком (Alcolock) и полным набором устройств активной и пассивной безопасности, которые компания Volvo производит уже сегодня.
БЕЗОПАСНЕЕ И ЭКОНОМИЧНЕЕ
Целями проекта SARTRE были повышение безопасности при движении на дорогах и сокращение расхода топлива. Именно они послужили причиной участия Volvo Trucks в проекте. Расход топлива автомобилей в караване действительно существенно сократился в результате снижения встречного сопротивления воздуха. Уменьшилось потребление топлива и головным грузовым автомобилем. Для участия в движении колонны, возможно, необходимо будет платить определенный взнос. Все это делает прибыльным для транспортных компаний предоставление своих машин в качестве ведущих каравана.
К тому же, результаты проекта SARTRE ясно продемонстрировали, что движение колонны, где во главе идет грузовой автомобиль с обученным водителем и полным пакетом необходимого оборудования, повышает уровень безопасности на дорогах, что выгодно для всех участников дорожного движения.
«Просто фантастика, что водитель грузового автомобиля может доехать из пункта А в пункт Б, имея, как минимум, одну машину позади себя, при этом расход топлива будет меньше, чем обычно, и выброс углекислого газа в атмосферу тоже сократится. Немаловажно и то, что он на определенное время может заменить нескольких водителей автомашин, повышая таким образом безопасность», — говорит Леннарт Пилскуг, директор по общественным проектам компании Volvo Trucks.
ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ ПРЕДСТОИТ РЕШИТЬ В БУДУЩЕМ
Несмотря на то, что исполнителям проекта SARTRE удалось создать прекрасно функционирующий прототип дорожного каравана, остался еще ряд вопросов, которые необходимо решить, прежде чем система станет частью повседневной реальности. Так, например, нужно продолжить работу по повышению надежности. По своему уровню она должна соответствовать системе автопилотирования самолета. Достигнув этого показателя, дорожные караваны смогут стать действительно успешным транспортным решением для движения по автомагистралям.
Еще одним открытым вопросом остается переход из автоматизированного движения в колонне на ручное управление, и наоборот. Должно быть абсолютно четко сформулировано, кто несет ответственность за управление машиной в караване, и когда эта ответственность заканчивается. Это не просто техническая задача. Многое зависит от готовности водителя взять на себя ответственность, а также уровня надежности и безопасности.
Законодательство — еще один пункт, требующий дальнейшей гармонизации. В соответствии с Венской конвенцией осуществление контроля более чем за одним транспортным средством является незаконным. Это значит, что автоматизированное управление недопустимо. Приведение в соответствие Венской конвенции и определенных государственных законов стран-членов ЕС займет, по оценкам экспертов, около 10 лет.
«Несмотря на законодательные трудности, выгоды в области организации транспортного движения, безопасности, охраны окружающей среды и, что немаловажно, прибыльности транспортных компаний, которые можно извлечь от реализации данного проекта, вселяют уверенность, что он станет реальностью, так или иначе», — заключает Леннарт Пилскуг.
Даже если технология беспроводной связи при движении в автокараване и требует временных затрат прежде чем стать реальностью, то в других областях результаты исследований могут быть реализованы на практике уже в ближайшее время. Новая технология связи, получившая название «от машины к машине» или «автомобиль для инфраструктуры», может быть использована как в легковых автомобилях, так и в грузовом транспорте для самых различных целей. Например, для предупреждения о различных дорожных происшествиях, препятствиях или гололеде на пути следования.
«Это можно сравнить с возможностью заранее заглянуть за поворот. Огромное подспорье в вопросе улучшения безопасности на дорогах», — резюмирует Леннарт Пилскуг.
ФАКТЫ О ПРОЕКТЕ SARTRE (БЕЗОПАСНЫЕ ЭКОЛОГИЧНЫЕ ДОРОЖНЫЕ АВТОКАРАВАНЫ):
— Начало проекта: сентябрь 2009
— Завершение проекта: сентябрь 2012
— Бюджет: 6.4 млн евро
— Финансирующая сторона: Комиссия ЕС обеспечила 60% бюджета исследований как части своей 17-й рамочной программы. Оставшиеся средства поступили от компаний-участников проекта
— Руководство проекта: Специалисты в области разработки технологий британской компании Ricardo Ltd
— Компании-участники проекта: Ricardo Ltd, Великобритания, Idiada and Tecnalia Research & Innovation, Испания, Институт автомобилестроения Ашена, Германия, SP (Институт технических исследований Швеции), Volvo Car Corporation и Volvo Group Trucks Technology
— Цель: разработать стратегию и технологии, обеспечивающие движение по дорогам автокараванов, которые способствуют существенному снижению воздействия на окружающую среду, безопасности и комфорту при движении по автострадам, не требуя при этом изменений дорожной инфраструктуры
— Новые технологии, разработанные в рамках проекта SARTRE: согласующее устройство «Человек-Автомобиль» (Human-Machine Interface или HMI), средство связи между человеком и автомобилем, а также продвинутая технология связи «от машины к машине»
— Вопросы, которые предстоит решить: законодательство. Вопросы разделения зон ответственности и общие стандарты связи
— Может стать реальностью: примерно через 10 лет, как только законодательства будут адаптированы соответствующим образом
СИСТЕМА АКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ VOLVO TRUCKS
Грузовой автомобиль, использованный в проекте SARTRE, был оборудован всеми компонентами систем безопасности, которые сегодня предлагает компания Volvo Trucks: системой курсовой устойчивости (ESP или Electronic Stability Program), системой отслеживания полосы движения (Lane Keeping Support), системой оповещения водителя (Driver Alert Support), системой помощи при смене полосы движения (Lane Change Support) и адаптивным круиз-контролем (Adaptive Cruise Control).