ПОСЛЕДНИЙ КИЛОМЕТР
А тут еще свежие запреты для грузовиков подоспели. Помимо уже известных ограничений на въезд машин грузоподъемностью выше тонны внутрь ТТК, вскоре прибавится запрет на передвижение машин полной массой более 12 тонн по МКАД. Да и введение платы за проезд автомобилей полной массой более 12 тонн по федеральным трассам не за горами. Оставим за пределами этой статьи вопросы справедливости этих решений, равно как и борьбы водителей за свои права, отметим только, что работать на большой машине по Москве и без введенных властями ограничений становится все более и более проблематично. Волей или неволей приходится обращать внимание на развозные машины среднего тоннажа. Как показывает статистика, продажи таких машин в нашей стране растут оптимистичными темпами.
МАЛЕНЬКИЙ STRALIS?
Поднимаюсь по ступенькам в широкую и высокую кабину, усаживаюсь в роскошное кресло, за которым расположился спальный отсек с двумя полноценными полками, бросаю взгляд на пульт управления роботизированной коробкой передач. Это что, Stralis? Нет, это его младший брат — Eurocargo. Впрочем, то, что ты находишься в машине классом меньше, становится понятно и по ее «начинке». Несмотря на многочисленные варианты двигателя, трансмиссии, подвески, комплектация по сравнению с флагманом марки выглядит бедновато. Двигатели здесь, например, имеют мощность до 300 лошадиных сил; в роботизированной КПП не 12, а 6 передач — для полной массы до 18 тонн больше и не надо. Семейство среднетоннажных грузовых автомобилей Iveco разделяется по полной массе на две основные группы: от 6 до 12 тонн и от 12 до 18. Есть еще в семействе полноприводные машины полной массой от 11,5 до 15 тонн. Внешне грузовики разного класса грузоподъемности можно различить по размеру колес и количеству ступенек в кабине. У «тяжелых» версий Eurocargo их две.
Выбор кабин для автомобилей этого семейства небольшой, но удовлетворяющий любые разумные потребности. Есть два варианта низкой кабины: короткая (MLD) и длинная (MLL). Для любителей дальнобойных машин имеется вариант длинной кабины с крышей средней высоты и двумя спальными местами. Не забыл концерн о водопроводчиках и их друзьях пожарных. Этим категориям населения больше всего подойдет двухрядная кабина, обозначаемая в спецификации MLD. Жалеть о том, что ширина кабин ограничена 2100 мм, не стоит. Для того чтобы шустро ездить по городу это намного удобнее. Впрочем, одной компактной кабины для ежедневной городской работы явно недостаточно. Для развозных машин требуется оптимальное сочетание мощности, крутящего момента двигателя и коробки передач.
ЗАТОЧЕН ПОД ГОРОД
Если посмотреть на двигатели, предлагаемые к установке на автомобили семейства Eurocargo, можно заметить, что все они довольно «быстрые». Максимальные обороты — что четырехцилиндровых, что шестицилиндровых шестилитровых двигателей семейства TECTOR — составляют 2800 оборотов. Широк и диапазон максимального крутящего момента. У двигателей мощностью от 140 до 217 «лошадей» они остаются неизменными в области от 1200 до 2100 оборотов. Что же касается мощных моторов мощностью 251 и 279 лошадиных сил, то нижняя граница составляет 1850 оборотов. На вершине гаммы силовых агрегатов находится 300, а точнее — 299-сильный двигатель TECTOR 6 — E 30. Его зона наибольшего крутящего момента простирается между 1250 и 1850 оборотами.
Разумеется, имея такую широкую «полку» крутящего момента, можно иметь небольшое число передач в КПП. Город — не магистраль, на которой можно подобрать передачу, наиболее подходящую для конкретных условий движения, и «пилить» на ней более-менее продолжительное время. Условия движения в городе меняются ежесекундно, и каждый раз при их изменении переключать передачи непрактично. Да и 16-ступенчатая КПП сложней и больше весит, чем 5-, 6- или 9-ступенчатая КПП, устанавливаемая на автомобили семейства Eurocargo.
Для самых легких моделей семейства полной массой до 8 тонн покупателю предлагается выбор между 5- и 6-ступенчатой КПП с ручным переключением, далее можно выбирать между тремя видами 6-ступенчатых и тремя 9-ступенчатых КПП, различающихся между собой величиной максимального передаваемого крутящего момента. Также «шестиступку» можно заказать в роботизированном варианте. Для любителей истинного «автомата» есть два вида пятиступенчатых коробок с ГМП.
Если же говорить о «силовом блоке» машин в целом, то прослеживается четкая тенденция к увеличению допустимого диапазона работы двигателя и уменьшению числа переключений передач. Ведь каждое переключение занимает как минимум секунду и добавляет вроде незаметную каплю усталости водителю. Сколько их наберется за 8 часов толкотни в городе?
Для «работы по месту» хорошо подходят и три варианта задних мостов: с полностью пневматической подвеской, позволяющей регулировать погрузочную высоту, рессорно-пневматической на двух пневмобаллонах и полностью рессорной, для любителей с ветерком прокатиться по ухабам. Несмотря на пижонскую внешность, Eurocargo не неженка и не боится разбитых дорог.
Что касается тормозной системы, то на автомобилях массой до 10 тонн она пневмогидравлическая, для более тяжелых модификаций — пневматическая. Все тормозные механизмы — дисковые, кроме тех, что используются на вездеходах. Кроме того, на версиях мощностью от 180 лошадиных сил серийно устанавливается моторный тормоз. Предусмотрены и различные варианты отбора мощности для работы навесного оборудования — от гидроборта до крана-манипулятора. А что касается длины рамы, то уже с завода машины идут с тремя их вариантами.
Возвращаясь к вопросу, заданному в начале статьи, можно сказать, что Eurocargo — это не уменьшенный Stralis. Это созданное специально под развозную, коммунальную работу семейство автомобилей, имеющее несколько тысяч вариантов комплектации. Этим и объясняется успех машин этой серии во всем мире.
НА ЧЕМ ПОЕДЕМ В ЦЕНТР?
Итак, 12-тонные городские машины займут место магистральных автопоездов в дневных доставках крупных партий грузов в пределах Москвы. Но не стоит забывать, что есть еще Малое железнодорожное кольцо и ТТК, где действуют еще более жесткие ограничения. С ними ситуация интереснее. В первое время действия запрета на въездах в пределы Окружной железной дороги висели знаки «запрещен въезд грузовым автомобилям полной массой более 7 тонн». Теперь их заменили на более демократичные — «запрещен въезд автомобилям грузоподъемностью более 7 тонн». По одной из версий малограмотные дорожные рабочие, когда у них кончились первые знаки, стали вешать вторые, благо цифры на них одинаковые. По другой, которой мы, конечно, не верим, когда на ЗИЛе прекратилось, наконец, производство «Бычков», имеющих полную массу 6950 кг, 7-тонный запрет потерял смысл. Но, так или иначе, как показывает практика, поменять знаки обратно — дело нескольких дней. Что же делать, как же жить?
Там, где семейство Карго только начинается, находится верхняя граница машин другого класса — Iveco Daily. В отличие от большинства своих одноклассников, «дельки» имеют рамную конструкцию и задний привод, крепкую грузовую подвеску. Конечно, наименьшая погрузочная высота достигается на переднеприводной машине, однако передний привод не очень прижился на автомобилях с полной массой более 3,5 тонн. Iveco Daily на сегодняшний день — единственная машина в классе, полная масса которой может достигать 7 тонн. Наиболее популярны, по моим наблюдениям, 6,5-тонные версии.
Хочется отметить еще один потенциально опасный для владельцев техники фактор — закручивание «экологических гаек». Соблюдением норм Euro-5 никого сейчас не удивишь: достигается все это мочевиной и рециркуляцией выхлопных газов. Однако существует и другой путь — перевод двигателей на газ. У всех ведущих автомобильных фирм есть такие наработки: многие образцы техники, работающие на сжатом природном газе, приезжали в нашу страну и даже находились в опытной эксплуатации. Газовые Eurocargo и Daily существуют в реальности и стоят на площадках дилеров.
Вот мнение Альфредо Дэррико, генерального директора ООО «Ивеко Руссия»:
Так что, пересаживаемся на маленькие машины?
— В Москве планируется ограничить движение грузовиков полной массой свыше 12 тонн по МКАД. Компания Iveco располагает обширным модельным рядом, начиная с автомобилей с полной массой 3,5 тонны и заканчивая спецтранспортом Iveco Astra с полной массой автопоезда 280 тонн. Если говорить про легкий автомобиль Iveco Daily, то введенный запрет его не коснется. В случае с Eurocargo, нашим среднетоннажным грузовиком, мы готовы предложить покупателям автомобили с полной массой 9, 10 и 12 тонн. В реальности уже были случаи, когда крупные корпоративные клиенты, прочитав о введении запрета, выбрали для закупки 7-тонные Iveco Daily вместо более тяжелых грузовиков, а некоторые изменили заказ с тяжелых Eurocargo с полной массой 18 тонн на 12-тонные модификации для свободного проезда по МКАД. Если мы говорим о тяжелой технике на базе Iveco Stralis, то нужно понимать, что она используется в основном для междугородних и международных перевозок. Таким образом он ориентирован на значительную экономию эксплуатационных расходов и найти ему замену в лице среднетоннажного и малотоннажного грузовика будет невозможно. Скорее всего, часть тяжелых транзитных грузовиков уйдет на бетонку, объездные магистрали, а часть будет ждать наступления ночи. В тяжелом классе число транспортных задач не уменьшится, изменятся лишь маршруты и отведенное время. При увеличении времени и сохранении транспортных задач можно прогнозировать увеличение спроса, а не его уменьшение. Что касается движения в центре города, то Iveco готова к введению ограничений, поскольку у нас есть готовое сертифицированное решение — Iveco Daily с грузоподъемностью до 1 т.
Отразится ли это на ценах на малотоннажные грузовики?
— Не думаю, что в ближайшее время на рынке будет наблюдаться дефицит малотоннажных автомобилей с грузоподъемностью до 1,5 тонн. В то же время наверняка вырастет спрос на малотоннажные автомобили с грузоподъемностью 4-5 тонн. Объективно, Iveco Daily на сегодняшний день является в России лидером по грузоподъемности и мощности, и мы стремимся предлагать данную модель по привлекательной цене, чтобы удерживать конкуренцию в сегменте. Среди среднетоннажных машин Iveco Eurocargo является одним из лидеров рынка и пользуется неизменно стабильным спросом у крупных предприятий. В будущем к ним добавятся логистические компании, а также перевозчики, клиенты которых не будут ждать наступления ночи для перевозки своих грузов. Цены на грузовые автомобили выросли не благодаря запрету на проезд, а благодаря введению утилизационного сбора.
Какие марки малотоннажных автомобилей наиболее популярны для определенных видов грузов?
— Автомобиль Iveco Daily — универсальное транспортное средство с грузоподъемностью от 0.9 до 4,8 тонн. Причем, в категории до 1 тонны мы предлагаем готовое транспортное решение. Наши клиенты находятся в самых разных отраслях: логистика, FMCG, пассажирские перевозки. Партнерство с производителями надстроек «Центртранстехмаш» и «СТ Нижегородец» позволяет нам реализовать практически любые пожелания клиента. Так, например, компания «Автолайн» использует в Москве маршрутные такси на базе Iveco Daily с полной массой 5 тонн. Традиционно популярны промтоварные и изотермические фургоны на базе шасси. Сервисные компании закупают 6,5- и 7-тонные эвакуаторы на базе Daily. Помимо традиционного и столь любимого в России заднего привода мы предлагаем полноприводные модификации Daily 4х4. В частности, на Камчатке эксплуатируется Daily 4х4 с краново-манипуляторной установкой. Компания ГУП «Мосавтохолод» с целью сокращения расходов на ГСМ и обслуживание, а также ввиду заботы об экологии перевозит разнообразные грузы на Iveco Daily с изотермическим кузовом, работающим на метане. Среди наших крупных клиентов компании Coca-Cola, «Почта России», аэропорт Домодедово, Unilever. В общем, перестраивать структуру своего парка придется хотя и не всем, но многим. А значит, присмотреться ко всей гамме транспортных решений, предлагаемой, в том числе, и компанией «Ивеко», стоит уже сегодня.