НА БЕЗДОРОЖЬЕ И В НЕПОГОДУ
ЛИКБЕЗ ДЛЯ «БЫВАЛЫХ»
Независимо от того, сколько вам лет, каков ваш водительский стаж и каким транспортным средством вы управляете, специалисты рекомендуют соблюдать ровный стиль вождения. При нем средняя скорость возрастает, а расход топлива снижается.
Но прежде чем применять знания в движении, важно научиться правильно трогаться с места. Начиная с Euro-2, при начале движения двигатели грузовиков развивают высокий крутящий момент (он на 25% выше, чем у прежних моторов). Теоретически, можно без проблем тронуться со 2-ой и даже с 3-ей передачи. Однако на деле это сокращает жизнь сцепления. Если принять годность фрикционных накладок при старте с 1-й передачи и 600 об/мин за 100%, то при трогании со 2-й передачи их срок службы сократится до 18%. Между тем, экономия на замене этих деталей эквивалентна стоимости топлива, на котором можно преодолеть свыше 10 тыс. км.
Одно из первых правил — избегать ненужных остановок. Медленное, точно рассчитанное движение вместо «поклона» светофору или впередиидущей фуре экономит солярку и бережет трансмиссию. Без надобности не тормозите, а уж если делаете это, то тормозите расчетливо. Используйте износостойкие тормоза (электрический и гидравлический замедлитель, постоянный дроссель, моторный тормоз) раньше рабочих механизмов. Но если на автомобиле отсутствует блок управления EBS, из соображений безопасности в гололед используйте рабочие тормоза предельно осторожно.
Соблюдайте комфортную для принятия решения и контроля над ситуацией дистанцию. В идеале она должна составлять минимум три секунды. Это означает, что прежде чем доехать до места, где находится впередиидущий транспорт, вы успеете спокойно сосчитать 21-22-23. И расчет предельно прост: при скорости 100 км/ч безопасное расстояние составляет 100 м на сухой и в полтора-два раза больше на мокрой или заснеженной трассе. Не страшно, если в этот промежуток на время вклинится обогнавшая вас легковушка: рано или поздно она снова пойдет на обгон другого грузовика и скроется из вида.
При въезде на магистраль не жадничайте в плане экономии ДТ и не набирайте скорость слишком долго — это создает помехи другим участникам движения. Разгонная полоса обычно коротка, а долгая езда по обочине чревата износом шин и неприятными сюрпризами. При необходимости используйте полную мощность. Так следует поступать при обгоне и на подъемах: выигрыш времени в подобных случаях гораздо важнее топливной экономичности.
С механической КПП не нажимайте педаль сцепления два раза, а в промежутке не топите педаль акселератора. Времена несинхронизированных устройств давно прошли, и кроме лишнего расхода топлива двойной выжим с перегазовкой изнашивает сцепление и коробку. При 8-ми и 12-ступенчатой «механике» по возможности «перескакивайте» через передачи, не перебирая последовательно весь ряд. На таких коробках с линейной шкалой передаточных отношений, например, ZF AVS и ZF AS Tronic, миновать ближайшие ступени можно и в области низких передач. А на мерседесовской PowerShift, благодаря оптимизированным передаточным числам, необходимости в этом нет.
Как бы это не смешно звучало, но немецкие инструкторы порой учат профессиональных дальнобойщиков азам. Например, подсказывают, как правильно управлять рычагом переключения передач. Особенно это справедливо в отношении водителей, успевших приобрести неправильные навыки в работе с напольной «кочергой» машин эпохи Сталина и Мао Цзэдуна. Рычаг не нужно хватать всей рукой словно золотую рыбку, его следует двигать открытой ладонью вперед или назад.
Переключаться нужно с постоянным давлением, а не дергать рычаг туда-сюда, будто при перезаряжании затвора дедовской винтовки. Важно понимать законы физики: только когда шестерни начинают вращаться синхронно, блокирующее кольцо синхронизатора разрешает переключение. «Воткнуть» передачу насильно, будь вы хоть сам Арнольд Шварценеггер, невозможно. При дергании процесс синхронизации прерывается и возобновляется. Время переключения увеличивается, износ колец синхронизаторов усиливается. На практике это означает увеличение сервисных расходов.
Переключившись на «механике», уберите ногу с педали сцепления и руку с рычага переключения передач. Эта «колхозная» привычка ничего хорошего не дает, а только повышает риск износа сцепления, механизма привода сцепления и коробки передач. Но и на «автомате» нужно уметь грамотно ездить, не полагаясь на то, что все за вас сделает электроника.
Будьте расчетливы не только при размещении очередной заначки от любимой жены, но и при движении на трассе: используйте инерцию. Достигнув конца спуска, своевременно отпускайте тормоз и поставьте себе на службу набранный разгон. Но не «кочегарьте» чересчур усердно: из-за бугра навстречу может выскочить какой-нибудь сорвиголова на легковушке, или за гребнем как из-под земли возникнет ремонтная бригада, пострадавшая в ДТП машина, или все что угодно, а в таких обстоятельствах лучше иметь меньшую скорость.
Перед съездом с «большака» на второстепенную дорогу или на равнозначную магистраль, своевременно отпускайте педаль акселератора. Кинетическая энергия автопоезда настолько велика, что при нормальных дорожных условиях можно снять ногу с педали газа уже за 700-800 м до съезда. Выигрыш дизтоплива при этом невелик, но и проигрыш времени незначителен.
Перед выключением двигателя не нажимайте педаль акселератора. Это еще одна дурная привычка, от которой ноль пользы. Кроме того, в двигателях с турбонаддувом могут быть повреждены подшипники турбонагнетателя, ведь после выключения мотора они продолжают некоторое время вращаться, в то время как подача масла прекращена. И это не просто страшилки: в результате пустой прогазовки в подшипниках могут произойти задиры.
ЕЗДА ВНЕ ДОРОГ
Наших дальнобойщиков трудно чем-то удивить. Но ситуация, при которой они могут бравировать фразой «Мне по off’y ваш road», может возникнуть совсем неожиданно: при объезде транспортного затора, вынужденном съезде с автострады, и т.д. И, что бы там ни говорили «бывалые», движение по неподготовленным дорогам требует от сидящего за рулем особой осторожности для предотвращения застревания или опрокидывания автопоезда или одиночного автомобиля — самосвала, например.
Любой производитель магистральных тягачей рекомендует избегать движения вброд и по грязи. Но уж если такое случилось, важно продумывать свои действия и не полагаться на авось. Если преодолеваемый участок не виден до места выезда, лучше всего пройти пешком и посмотреть где целесообразнее проехать. В противном случае может возникнуть ситуация, при которой движение вперед станет невозможным, а развернуться будет негде. Потери времени, нервов и денег (а иногда и здоровья) практически гарантированы.
Одна из заповедей немецких инструкторов: во время движения по бездорожью не размещать большие пальцы рук на внутренней стороне рулевого колеса. Это позволит избежать их травмирования при попадании в яму и резком маневре. При движении по пересеченной местности следует выбирать «ручной» режим переключения передач и быть предусмотрительным, не двигаясь напролом. Основное внимание на сложном участке надлежит уделять мощности, а не скорости. Для этого важно использовать инерцию автомобиля и своевременно переключаться на пониженную передачу.
Каким бы легким ни казалось бездорожье, нужно избегать езды по глубокой колее и уделять внимание каждому возможному препятствию — камням, кочкам, залитым водой ямам. На склонах всегда следуйте линии уклона и не разворачивайтесь даже в сторону спуска. Если автомобиль застрял, двигайтесь назад с включенной задней передачей и не позволяйте машине или автопоезду скатываться вниз. При этом не выключайте сцепление и используйте вспомогательную тормозную систему (моторный тормоз).
Если грузовик начинает пробуксовывать, нужно остановиться, установить управляемые колеса в прямолинейном направлении и возобновить движение, но уже в обратном направлении. Важно также своевременно включить блокировку дифференциала, а при движении по склону с рыхлым грунтом (песок, сухая земля, галька) — отключить ABS: это позволит колесам блокироваться и приведет к образованию перед ними грунтового клина, этакого вспомогательного естественного «замедлителя».
При опрокидывании кузова на автомобилях-самосвалах следите за давлением колес на грунт и перемещением груза. На машинах с пневматической подвеской следует выпустить воздух из пневморессор до их полного сжатия. Кузов нужно опрокидывать строго по линии падения. При этом важно соблюдать технику безопасности и инструкции производителя, изложенные в руководстве по эксплуатации.
После движения по бездорожью обязательно очистите автомобиль. Не поленитесь удалить посторонние предметы из межколесных промежутков и протектора шин. Опустите противоподкатный брус. Активируйте ASR или ABS, если они были предварительно отключены. Выберите режим раздаточной коробки для движения по обычным дорогам. Проверьте работу тормозов, обратив особое внимание на эффективность торможения, возможные скрипы или скрежет. Очистите от грязи окна, наружные зеркала заднего вида и световые приборы. И — счастливого пути!
ПО СНЕГУ И ЛЬДУ
Сани, как известно, готовят летом, а потому исходим из того, что хороший водитель уже припас для самого сурового времени года все необходимое. Среди прочего у него должен быть антиобледенительный спрей для дверных замков, который хранится в наружном вещевом ящике автомобиля или в кармане куртки.
До начала поездки нужно запрограммировать автономный подогреватель так, чтобы ветровое стекло и боковые окна полностью оттаяли. Снег и лед важно удалить не только с «ветровика», но также с кузова и платформы. Если щетки стеклоочистителя примерзли, не прикладывайте чрезмерного усилия, чтобы отделить их от стекла. Используйте пластмассовый скребок с жесткой резиновой лентой и щетку для очистки от снега.
Глупая «дедовская» привычка подолгу прогревать двигатель на неподвижном автомобиле должна быть забыта словно страшный сон. Как только рабочее давление в пневмосистеме станет достаточно высоким, можно начинать движение и прогревать двигатель с умеренной нагрузкой на средних оборотах. Иногда при этом начинают запотевать окна и ветровое стекло. В таком случае можно уменьшить влажность воздуха, включив систему кондиционирования.
Эксперты советуют без крайней необходимости не менять на зимней дороге выбранную полосу и не увлекаться обгонами даже на участках с односторонним движением. Ограничительные алюминиевые барьеры при этом пусть не вводят вас в заблуждение: при определенных условиях автопоезд может развернуть или сложить так, что без помощи крана или эвакуатора продолжить дальнейшее движение будет невозможно. Особенно коварны в этом смысле участки с заснеженными островками и полосами: водитель думает, что это просто укатанный снег, а под ним — чистый лед. В итоге левая сторона сцепки попадает на отрезок дороги с низким коэффициентом сцепления, а правая, едущая по асфальту или укатанному снегу, обладает лучшим контактом — вот вам и предпосылка к ДТП. Даже если автопоезд не бросит на ограждение, его может занести на обгоняемое транспортное средство и все: вылезай, приехали!
Очень опасно доверяться интуиции и начинать сложное маневрирование (разворот с замахом или в несколько приемов вперед-назад) на дороге, где от остальных участников движения требуется вежливость и повышенная предусмотрительность. Поздно заметив меняющий направление движения состав, другой водитель может не успеть среагировать на изменение обстановки или предпримет неправильные действия. Это тоже чревато инцидентом с повреждением транспортных средств и травматизмом людей.
При движении на коварных подъемах и спусках не гнушайтесь перестраховаться и своевременно устанавливайте цепи противоскольжения. При торможении на уклоне они намного важнее и эффективнее, чем для повышения тяговых возможностей автомобиля. Не забывайте, что блокировку дифференциала следует задействовать на неподвижном грузовике. Как только вы вернетесь на дорогу с высокими сцепными свойствами покрытия, сразу отключите блокировку дифференциала.
Зимой скорость движения, даже на знакомой до боли трассе, ниже, и ориентироваться на время преодоления маршрута в другой сезон незачем. Попытка выдерживать осенний или весенний режим на зимней дороге чревата последствиями. Повышенную опасность представляют мосты, провалы и ямы, а также дороги, проходящие по лесистой местности. При выезде из полосы с защитными насаждениями или из леса на открытый участок, при подъеме на мост, эстакаду или гребень, выезде из туннеля следует соблюдать безопасную скорость. Проще говоря, надо двигаться адекватно погодным и дорожным условиям, иначе сильный порыв ветра может запросто сдуть автопоезд с проезжей части на обочину или (что еще хуже) в кювет.
Во время метели двигайтесь медленно и ни в коем случае — наугад или по габаритным огням идущего впереди транспортного средства. Дорожная разметка на заснеженных дорогах чаще всего не видна, поэтому в качестве ориентиров используйте придорожные столбы и ограждения. Исповедуйте упреждающий стиль езды и поддерживайте соответствующую дистанцию до впередиидущих автомобилей.
В случае экстренного торможения нажмите педаль сцепления, чтобы прекратить подачу крутящего момента от двигателя к трансмиссии. Помните, что при экстренном торможении со срабатыванием ABS на ряде машин с «умными» КПП (например, как в случае с мерседесовской системой Telligent) электроника самостоятельно переводит коробку в «нейтраль». Вообще, на обледенелой или заснеженной дороге, равно как и в сильный дождь, для торможения старайтесь использовать только рабочие тормоза. Положившись на вспомогательные механизмы, должного замедления вы можете не получить, а когда придет осознание этого, для предотвращения ДТП уже может быть слишком поздно.
Зимой специалисты рекомендуют не использовать круиз-контроль, систему контроля заданной дистанции или ограничитель скорости. Причем данная рекомендация относится как к региональным, так и к федеральным трассам. Еще один совет: быть предельно осторожными при подъезде к АЗС и в случае сомнений относительно безопасности въезда «протянуть» автопоезд дальше, а не пытаться вписаться в поворот любой ценой. Опасно также останавливаться на незнакомой обочине — если автопоезд и не увязнет в грунте, под действием ветра и силы тяжести он может сползти в кювет и опрокинуться набок, а это потеря времени и порча груза.
Очень опасно привязываться на трассе к быстро едущему «коллеге»: у вас может быть разная загрузка, разные шины, разная манера вождения и опыт. И не факт, что уверенно прошедший изгиб трассы лихач на следующем повороте не проложит «лыжню» по снежной целине, но уже за пределами проезжей части. Ехать нужно по своим силам, в соответствии с самочувствием, возможностями транспортного средства, дорожным и погодным условиям. И не забывать два важных правила: «Тише едешь — дальше будешь» и «Береженого бог бережет».