НЕ ГАЗУЙ, А ТО ПРОИГРАЕШЬ!
ПО ПРИМЕРУ ЕВРОПЫ
Масштабные, а не местечковые конкурсы водительского мастерства — новое явление лишь для России. В Европе они проводятся уже не один год, и призы там соответствуют размаху мероприятия. Например, в этом году подобное первенство в Испании провела компания Renault Trucks. Но первые здесь, как ни странно, шведы. Скажем, организованный компанией Scania профессиональный конкурс мастерства молодых водителей Young European Truck Driver (YETD) является более масштабным, известным, престижным, и проводится с 2003 года.
VOLVO: САМИ С УСАМИ
У другого шведского производителя, компании Volvo Trucks, такого глобального первенства водительского мастерства, как у Scania, не проводится. Но в активе российского представительства — национальный конкурс «Водитель года: Эффективность по максимуму».
Что это такое и с чем его едят, наш журнал уже рассказывал. В прошлом году первый финал вольвовского конкурса проводился при информационной поддержке «Автотрака».
Девятка лучших финалистов конкурса Volvo Trucks 2012 года в России была представлена посланцами разных регионов страны. Двое профессиональных водителей Volvo — А. Иванов и А. Шепелев прибыли из Санкт-Петербурга. Федеральный центр представляли В. Бугаенко и И. Гуданов из Москвы. По одному дальнобойщику отобрали из Екатеринбурга (А. Токарев), Краснодара (Г. Мурадян), Ростова-на-Дону (Р. Ластоверов), Самары (А. Терехин) и Ульяновска (С. Белов). Для сравнения: в финале конкурса YETD отбор осуществляется из 24 претендентов, из которых в борьбу на завершающем этапе включаются 18 лучших.
Из небольшой группы в девять человек по итогам заездов экспертам Volvo предстояло определить тройку лучших призеров. Доказывать свое мастерство дальнобойщикам предстояло на 40-тонном автопоезде в сцепке с седельным тягачом Volvo FH, оснащенным 440-сильным дизельным двигателем D13 стандарта Euro-3. «Голова» была оборудована автоматической коробкой передач I-Shift с программным обеспечением для экономичной езды, моторным тормозом VEB и двумя топливными баками на 690 и 530 л. Все остальное — как в обычном «магистральнике», приобретаемом российскими транспортниками для внутреннего «дальняка».
ЧЕЙ РАСХОД МЕНЬШЕ?
Методом жеребьевки на Дмитровском полигоне были отобраны девять экипажей в составе пар «водитель-журналист». Компанию профессиональным дальнобойщикам составили представители транспортных СМИ, преимущественно главные редактора, заместители главных редакторов, руководители тестовых групп и отделов испытаний. В общем, те, кто в теме и у кого есть «права» соответствующих категорий. Жеребьевка определила и очередность прохождения конкурсного этапа протяженностью 14,1 км. Дорога проходила по замкнутому кольцевому маршруту с затяжными подъемами и спусками, профилированными поворотами и длинными прямыми. На таком маршруте показать минимальный расход крайне сложно, по крайней мере одного желания недостаточно — нужны навыки.
Каждый экипаж в рамках конкурса «Водитель года: Эффективность по максимуму» использовал две попытки. Первую, не идущую в общий зачет, осуществлял журналист. Сидящий на пассажирском сиденье финалист не имел права влиять на процесс управления, но мог визуально запоминать маршрут, хронометрировать время прохождения участков и помечать ошибки — чтобы самому потом не наступать на те же грабли.
Во второй попытке члены экипажа менялись местами, движение по трассе становилось зачетным. Маршрут требовалось преодолеть не более чем за 15 минут, не нарушая установленный лимит в 85 км/ч. Конечно, за превышение потолка скорости дисквалификации (как в конкурсе YETD) не наступало, но и бесследно такая вольность не проходила. Каждая минута сверх лимита добавляла к результату финалиста штраф в размере 1 л/100 км. Данные о прохождении маршрута регистрировала бортовая транспортно-информационная система Dynafleet. А показатели с нее в присутствии конкурсанта снимал независимый инструктор.
Чего только не делали претенденты на победу: и выбирали чистую сторону трассы, и направление ветра старались учесть, и педаль газа не сильно давили, и даже лишние потребители энергии вроде кондиционера выключали… В перерывах на пересменку никто секретами прохождения трассы не делился (а вдруг конкурентам это поможет?!) и своим мастерством не кичился. А тех, кто все-таки отваживался развязать язык, из уважения и любопытства не перебивали: это тоже терапия в борьбе с предстартовым волнением.
ТРИ ПАРЫ ЛУЧШИХ
Первое место в итоге занял Алексей Токарев из Екатеринбурга. Он «привез» средний расход топлива 24,9 л/100 км, общий расход топлива по дистанции — 3,5 л, время в пути — 13 минут 20 секунд. Победитель получил главный трофей соревнования, а также сертификат на поездку для двоих в Южную Африку.
Второе место по итогам финала-2012 у Игоря Гуданова из Москвы: 25,4 л/100 км, общий расход топлива по дистанции — 3,6 л, время в пути — 14 минут 23 секунды. Игорь Гуданов премирован смартфоном iPhone 4, а его ассистент, главред журнала «Дальнобойщик» Валерий Войтко, получил планшет iPad. «Бронза» — у Александра Терехина из Самары в паре с журналистом Геннадием Борисовым, обозревателем газеты «Авторевю». Результат дальнобойщика в зачетной попытке: средний расход топлива — 26 л/100 км, общий расход топлива по дистанции — 3,7 л, время в пути — 14 минут 13 секунд. Бронзовому призеру был вручен iPad, а его спутник, журналист Геннадий Борисов получил компактный нетбук.
В 2013 году российское представительство «Вольво Тракс» проведет национальный конкурс «Водитель года: Эффективность по максимуму» уже в третий раз. И, как два предыдущих раза, в следующем году эти соревнования снова пройдут под девизом «Экономия в каждой капле». Никаких «фишек» по особенной программе организаторы не обещают, но интуиция подсказывает: они точно что-нибудь придумают! Поживем — проедем?!