ЗИЛ ДЛЯ КАНДИДАТА
ПО СОВЕТУ ДРУЗЕЙ…
Постоянные читатели нашего журнала, наверное, помнят небольшую заметку об аварии, которая случилась на темной заснеженной дороге со свежеиспеченным владельцем УАЗика 84 года выпуска, протаранившего автопоезд с тягачом Рено. История эта вскоре получила продолжение, потом еще одно. Несмотря на то, что водительский стаж Алексея (так зовут нашего героя) быстро рос, от аварий это его не спасало. «Мелкие» с точки зрения УАЗика неприятности случались каждые несколько месяцев. И хотя ни в одной последующей аварии наш герой не был виноват, друзья и знакомые давно советовали ему приобрести более новую, безопасную и престижную машину. Алексей внял их советам и приобрел себе… ЗИЛ-131.
А что? Проходимость — не хуже, чем у УАЗа, возможностей по перевозке дачных грузов гораздо больше, пассивная безопасность — на уровне, а что касается престижа, то теперь для Алексея все легковые машины, вне зависимости от класса и стоимости, просто «мелюзга», мешающаяся под колесами.
Как же кандидат технических наук дошел до жизни такой? И какой научному работнику, использующему в своей повседневной деятельности новейшие достижения нанотехнологий, показалась жизнь российского водителя грузовика? Об этом мы узнаем, прокатившись с Алексеем по дороге с работы на дачу.
Пятница, вечер. На улицах города полно легковушек с прицепами и тюками на крыше. Дачное воинство собралось в поход. На стоянке одного из научно-исследовательских институтов тоже полно навьюченных машин. ЗИЛок Алексея, этаким динозавром советской эпохи смотрящийся среди Солярисов и Фокусов его сослуживцев, выглядит почти пустым. Но это не так. В кузове внедорожника полно дачных пожитков.
Вскоре выходит и Алексей. В отличие от цивильно одетых сослуживцев, его «костюм для верховой езды» состоит из военной робы и кирзовых сапог. Что ж, любой стильный автомобиль диктует своему владельцу стиль одежды. ЗИЛ — не исключение.
К моему удивлению Алексей перед поездкой не заглядывает под капот и не лезет подтягивать карданы. Его машина в свое время прошла военную приемку и, несмотря на четвертьвековой возраст, в ней ничего не капает и никакие болтовые соединения не ослабляются — можно сразу ехать.
Ну, здравствуй, ЗИЛ! Не думал, что придется свидеться вновь. Последний раз я управлял тобой 6 лет назад. Но вот что странно: проклинаемые мною тогда неудобная посадка, вечно отваливающаяся вбок педаль «газа», воздушные дворники — сейчас не вызывают неприятия, а навевают легкую ностальгию по подобным машинкам, оставленным на одной из моих работ, возвращают в еще более далекие автошкольные времена. А вот педаль сцепления — тугая, как и положено быть в настоящем ЗИЛе. Но при его включении машина не делает «дрыг-дрыг». Алексей, будешь что ремонтировать — не вздумай менять корзину. Ныне они все «дерганные».
В общем, ничего себе машинка — вполне можно ехать. Жаль, что страховка только на одно лицо. Некоторые опасения за стиль езды водителя, который еще на УАЗике тормозил перед препятствиями и отворачивал от них в самый последний момент и не всегда успешно, проходят на первом же километре пути. Алексей теперь сама осторожность. Больше «50» в городе не разгоняется, а притормаживать начинает метров за 200 от красного светофора. ЗИЛ перевоспитал человека! Кстати о притормаживании: все ЗИЛы, с которыми я раньше общался, не знали такого понятия. При малейшем нажатии на педаль тормоза они пытались встать колом, и притормаживать приходилось, нажимая и быстро отпуская педаль. Здесь ничего подобного нет, и Алексей действительно притормаживает, слегка нажимая тормоз. А вот рулевое управление, как и на всех ЗИЛах — чересчур легкое и неинформативное. На загородном двухполосном шоссе, чтобы удержаться в пределах своей полосы, Алексею приходится постоянно подруливать. Хоть сам гидроусилитель исправный и не воет, его некоторая нечеткость в середине — общий фамильный признак всех машин 130-го семейства.
На большой скорости на ЗИЛе не погоняешь. Впрочем, погонять не удастся и по другой причине. Внедорожные шины и не вполне уравновешенные карданы на больших скоростях вызывают серьезные вибрации. Это общая проблема всех советских грузовых внедорожников. На машине нашего героя разгон до 50 км/ч происходит без малейших намеков на них, от 50 до 60 — вибрация едва дает о себе знать, а после 60 начинается достаточно серьезная трясучка. Помнится, автошкольный 131-й мы в 90-х годах разгоняли до 75 км/ч, и тряска на той скорости только начиналась. Очевидно, что, несмотря на паспортную максимальную скорость 88 км/ч, ограниченную максимальными оборотами двигателя на пятой передаче, реальная «максималка» таких машин не может даже на ровной дороге быть выше 80. «Крейсерская» же скорость, на которой управлять автомобилем еще комфортно — 60 км/ч. Расход топлива в смешанном цикле, включающем в себя городские и загородные дороги, слегка превышает 50 литров 80-го бензина.
Как 131-й ведет себя на бездорожье? В серьезные буераки Алексей еще не забирался, а что касается форсирования раскисшего под осенним дождем поля, ЗИЛ этого даже не замечает. Плавность хода по бездорожью на «трехоске» — на высоте. Меньше его крутит и при езде по раскисшей глине. И это даже без включения переднего моста. А ведь есть еще «передок», «понижайка» и возможность снижения давления воздуха в шинах. Нет блокировок межколесных дифференциалов. Возможность принудительной блокировки межколесных дифференциалов на отечественных грузовых внедорожниках появилась недавно. Но и без них одиночный автомобиль не испытывает трудностей в большинстве внедорожных ситуаций. Межосевых же дифференциалов на ЗИЛ-131 нет вообще. Ни на задней тележке, отчего при крутом повороте машины на асфальте видно, как идущие боком колеса продолжают вращаться и проскальзывать, оставляя за собой черный след, ни в раздаточной коробке. Передний мост жестко подключается электропневматическим клапаном от тумблера в кабине. При включении пониженной передачи рычагом, питание автоматически подается и на включение переднего моста. Эта схема отличается от принципа работы имеющих постоянный полный привод и блокировку межосевых дифференциалов трансмиссий полноприводных автомобилей КАМАЗ и УРАЛ. Из-за малой мощности двигателя передний мост на асфальте лучше не использовать. И так невысокая скорость тогда будет совсем черепашьей. Но невысокая скорость машины имеет свои преимущества. Кто сказал, что дороги Подмосковья вечно забиты? Перед ЗИЛом, неторопливо двигающимся по ограниченной двумя сплошными линиями полосе, шоссе свободно до самого горизонта!
Ну вот, мы приехали. Съезжаем с асфальта, а за нами сплошной чередой проносятся все приторможенные нами машины. Ни одна из них целый час не ехала больше 60 км/ч. Отрадно, что мы внесли посильный вклад в дело обеспечения безопасности дорожного движения. Приезду ЗИЛа в дачном кооперативе рады. Со всех сторон раздаются просьбы трудящихся огородников привезти кому доски, кому мебель, кому вещи из гаража.
Алексей привезет, и не ради денег. Просто раз в неделю так хорошо отвлечься от дурацких формул и заняться реальным делом! Не зря говорят, что лучший отдых — это переключение на другую работу!
ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ
Подсознательная любовь к грузовикам у нашего героя была всегда, поскольку, еще не имея в планах приобретения этой машины, Алексей выучился сразу на две категории — «В» и «С». Потом, как и у многих, был перерыв между окончанием курсов и покупкой реальной машины. Первый свой автомобиль — 20-летний УАЗ-469 — Алексей приобрел спустя два года после их окончания. Тут и начались мытарства по полной программе, которые и не снились обычному автовладельцу, купившему Логан в кредит: криминальная экспертиза, постановка машины на учет в военкомате, инструментальный контроль, пройденный самостоятельно всего-навсего с четвертого раза, переборка двигателя, мелкие аварии в промежутках между этими занятиями, установка ПЖД, полевой ремонт. Так что к приобретению настоящего грузовика Алексей был морально готов, прекрасно знал, что его ждет, и не страдал детской болезнью под названием «хочу быть дальнобойщиком». Шло время, Алексей понемногу осваивал грузовую технику. Когда возникала необходимость в перевозках, не входящих в УАЗ грузов, не пользовался услугами перевозчиков, а брал Газели напрокат. Ездил на них в любую погоду: ясными летними днями и зимой в ночные метели. И, о чудо — аварийность у нашего героя начала снижаться.
Два года назад Алексей увидел объявление о продаже имущества разорившегося авторемонтного завода. К сожалению, ни на корпуса, ни на станочный парк денег у него не хватило. Зато хватило на ЗИЛ-131, работавший до этого машиной техпомощи. Внятно объяснить, зачем он его купил, Алексей не может, но возиться с грузовиком ему пока нравится. Кстати, только перевозками занятия Алексея не ограничиваются. Его машина может работать еще и подъемным краном. Специальная рама крепится к бамперу машины, а роль механизма подъема груза играет лебедка. Что и говорить, ЗИЛ — полезная во всех отношениях машина, а его владельцу будет что вспомнить на пенсии. А пока до пенсии дело не дошло, получилось, что Алексей на случай неудачи в своих научных изысканиях имеет «запасной аэродром». Закроют НИИ — ряды бомжей он точно не пополнит. Пусть не на этом ЗИЛе, имеющем достаточно ограниченную сферу коммерческого применения, но на любой другой машине он работать сможет. Ведь Алексей на практике изучил все вопросы, связанные с приобретением, регистрацией, эксплуатацией и ремонтом грузовика, умеет договариваться с клиентами. Чем не профессионал?