ЯНИНСКОЕ БИЕННАЛЕ
Примерно так думали работники и клиенты логистического парка Янино в окрестностях Питера, проезжая мимо шатра с разношерстной публикой, который был установлен в «голом поле» терминала.
Но публика-то знала, зачем она здесь, а вот работники и клиенты парка не догадывались. Может быть, шатер и смахивал на сервированный стол среди болота, но то, что происходило дальше, явно нельзя было назвать рядовым событием — по рельсам ехал автомобиль и тащил за собой железнодорожный вагон. Круче стола на болоте! Так проходила презентация автомобиля Unimog U400 российским представительством Mercedes-Benz.
Сразу замечу, что это не совсем обычный Унимог. Двигатель мощностью 238 л.с. и шасси остались прежними, но трансмиссию изменили. Дело в том, что автомобиль, работающий на путях и таскающий составы весом 1000 т (так заявляют в компании-продавце), требует иной трансмиссии — обычные КПП и сцепление «умрут» сразу. Вместо них установлен гидротрансформатор, который плавно и без разрыва мощности передает крутящий момент на колеса. А охлаждать повышенную температуру (при таких-то весах) масла гидросистемы призван радиатор повышенной производительности с принудительным охлаждением.
Кроме того, чтобы обслужить тормозную систему нескольких вагонов, в кузове автомобиля смонтировали компрессорную установку с дополнительными ресиверами. Оно и понятно, «вдуть» необходимое количество воздуха в тормозную систему вагона рабочая Унимога не сможет — объемы не те. Забегая вперед, скажу, что и эта, увеличенная, сразу не накачивает сцепку и приходится ждать около минуты-двух, когда компрессор автомобиля повысит давление до необходимого.
Для того чтобы не соскальзывать с рельсов, на автомобиле установили две железнодорожные колесные пары, которые поднимаются-опускаются гидроприводом, и навесили металлические плиты со сцепным устройством. Таким образом массу довели до максимальной — 12 тонн. А так как сцепные свойства резины в три раза выше, чем металла, то этого веса достаточно, чтобы стронуть и неспешно (до 50 км/ч по рельсам) тянуть состав. Надо отметить, что давление резиновых колес на рельсы регулируется автоматически с помощью гидравлики железнодорожной колесной пары.
Для постановки на рельсы машине требуется метров пять свободных путей, желательно заподлицо с дорогой или полотном. Но я больше чем уверен, что на рельсы он встанет и на обычном перегоне — полный привод и блокировки позволят сделать это легко. Главное — попасть железнодорожной парой на рельсы (тонкой регулировки поперек не предусмотрено).
Собственно говоря, в остальном это обычный Унимог (если только Unimog можно назвать обычным автомобилем), который может выполнять и свойственные ему коммунальные службы: убирать, подметать, поливать и т.п.
Самый интересный момент во всей этой движухе — кому, зачем, и сколько стоит. По поводу цены машины в такой комплектации торговые представители молчали как партизаны на допросе. Судя по всему, зависеть она будет от костюмчика покупателя (шутка — это для Mercedes-Benz). Но если обычный Unimog U400 без навесного оборудования тянет в районе 130 тыс. евро, то такой, как на презентации — сложно представить.
Область применения таких автомобилей — площадки и терминалы с ограниченным (относительно масштабов РЖД) железнодорожным трафиком. Очевидно, что такой Унимог не заменит маневровые тепловозы, но в местах, где трафик вагонов составляет несколько десятков в сутки — вполне справится со своей задачей. Тысячетонные составы, как заявляют производители, таскать ему смысла нет из-за ограниченности (для таких весов) ресурса машины, но 300-400 тонн — вполне по силам. Метрополитен — тоже подходящая площадка для работы: вес вагонов метрополитена позволяет делать это с легкостью, ограниченность площадки — тоже стихия Унимога. А в случае чего и территорию прибрать всегда сможет.
И что, главный покупатель — РЖД и муниципалитеты с метрополитеном? Все может быть, учитывая «близость» Mercedes-Benz к правительственным кругам. А с учетом того, что Унимоги собирают в Набережных Челнах (правительство и Госдума, в лице супруги гендирктора КамАЗа, внимательно следят за ситуацией на заводе), то все очень даже может быть.